Решение по делу № 2а-1602/2021 от 26.11.2021

Дело а-1602/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2021 года <адрес>

<адрес>суд<адрес> в составе:судьи Мержуевой П.С-М., при секретаре судебного заседания ФИО4,рассмотрев воткрытом судебномзаседании административное дело по административномуисковомузаявлению заместителя руководителя Управления ФедеральнойналоговойРоссии по Чеченской Республике к ФИО1задолженности по налогам и пеням,

установил:

УФНСРоссии по Чеченской Республике обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени, мотивируя тем, что административный ответчик состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика в УФНС России по ЧР. В установленные Налоговым кодексом РФ сроки налог им не оплачен, на сумму недоимки начислены пени. Налоговым органом в отношении ФИО1 выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.

Срок подачи административного искового заявления пропущен в результате большой загруженности в работе, вызванной неисполнением налогоплательщиками своей обязанности по уплате налогов, которая привела к увеличению объема подготовки и направления заявлений в суд.

Просит восстановить пропущенный по уважительной причине срок для подачи административного искового заявления о взыскании задолженности по налогам и пеням с ФИО1:-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) налог в размере 20759 рублей, 74 копеек и пени на них в размере 105 рублей 87 копеек; - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГг. в размере 5 390 рублей 83 копеек и пени на них в размере 27 рублей 49 копеек, на общую сумму 26 283 руб. 93 копеек.

В судебное заседание представитель административного истца УФНС России по ЧР не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик ФИО1, надлежащим образом извещенный судом о времени и месте рассмотрения административного дела, в суд не явился, об уважительности причин неявки суд не известил.

При таких обстоятельствах, у суда имеются основания признать надлежащим извещение ФИО1 и рассмотреть дело в соответствии с ч. 2 ст.289 КАС РФв отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Обязанность гражданина платить законно установленные налоги установлена ст.57 КонституцииРФ и ст.23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).

В силу ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Обобязательномпенсионномстрахованиив Российской Федерации" (ред.от ДД.ММ.ГГГГ) страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачиваютстраховыевзносыв фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносахв Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социальногострахованияРоссийской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования".

Фиксированный размерстраховоговзносаопределяется в соответствии с Федеральным законом "ОстраховыхвзносахвПенсионныйфонд Российской Федерации, Фонд социальногострахованияРоссийской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования".

До ДД.ММ.ГГГГ вопросы, связанные с исчислением и уплатой страховыхвзносовв Пенсионный фонд РФнаобязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинскоестрахование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховыхвзносови привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховыхвзносов, регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «Остраховыхвзносахв Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхованияРоссийской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховыхвзносовна обязательное пенсионное, социальное имедицинское страхование», начиная с ДД.ММ.ГГГГ, на налоговые органы возложены полномочия по администрированиюстраховыхвзносов.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления)страховыхвзносовв государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

В соответствии с ст.23Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (пп.1 п.1), плательщики страховых взносовобязаны уплачивать установленные настоящим кодексом страховые взносы (пп.1 п.3.4).

Согласно п.3 ст.8 НК РФподстраховымивзносамипонимаются обязательные платежи, в том численаобязательноепенсионноестрахование обязательное социальноестрахованиена случай временной нетрудоспособности.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносовпризнаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социальногострахования: в числе других указаны индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пп. 9, 14 п. 1 ст.31 НК РФ, налоговые органы вправевзыскиватьнедоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:овзысканиинедоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщикомсборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога,сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате, вправе обратиться в суд с заявлениемовзысканииналога,сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу п.1 ст.45, п.1 ст.69 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить ее в установленный срок.

Пунктом 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу ст.69 НК РФтребованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Из материалов дела следует, что ФИО1 состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика в УФНС России по ЧР.

УФНС России по ЧР в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление от 14.10.2020г. об уплате транспортного и земельного налога в сумме 26150, 57 руб., со сроком исполнения не позднее 08.12.2020г.

Поскольку задолженность ответчиком не погашена, требование не исполнено, УФНС России по ЧР обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В силу положений ч. 6 ст.289 КАС РФпри рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч. 1 ст.286 КАС РФорганы государственной власти, иные Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно ч. 3 ст.48 НК РФтребование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Частью 2 ст.286 КАС РФпредусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Доказательств того, что налоговый орган обращался с заявлением о выдачи судебного приказа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов и мировым судьёй выносилось определение об отмене судебного приказа, не представлено.

Таким образом, днем истечения срока исполнения требования от 14.10.2020г. об уплате налога, пени считается ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица УФНС России по ЧР вправе была обратиться в суд до 08.06.2021г. включительно.

Однако УФНС России по ЧР обратилось в суд с заявлением о взыскании налога и пеней с физического лица ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного шестимесячного срока обращения в суд.

Инспекцией представлено ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления. В качестве причин пропуска процессуального срока налоговый орган указал на то, что в целях информирования налогоплательщиков о наличии задолженности в Республике на постоянной основе Управлением проводятся рейдовые мероприятия с привлечением органов УФССП России по ЧР и УГИБДД МВД по ЧР. В данных мероприятиях по всей Республике задействовано было большое количество работников Управления, в связи с чем направление указанных заявлений не представилось возможным.

Учитывая, указанные обстоятельства, суд не находит оснований для признания причины пропуска срока уважительными, поскольку у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности.

При этом суд учитывает, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-О указал, что принудительноевзысканиеналога за пределамисроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Суд считает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, административным истцом суду представлено не было.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что УФНС России по ЧР установленный законом срок для подачи в суд настоящего административного искового заявления пропущен, причины пропуска срока суд расценивает как не уважительные, оснований для восстановления срока не имеется.

В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (ч. 5 ст.138 КАС РФ).

Согласно ч. 5 ст.180 КАС РФв случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах учитывая, что уполномоченным органом пропущен срок для взыскания налога, пени, суд приходит к выводу, что возможность принудительного взыскания с административного ответчика задолженности по вышеуказанному налогу, пени утрачена, ввиду чего требования УФНС России по ЧР удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.48 НК РФ, ст. ст.174-177 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам и пеням, отказать.

Решение может быть обжаловановВерховныйСудЧеченской Республики через <адрес>суд<адрес> путемподачиапелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья П.С-М. Мержуева

Копия верна:

2а-1602/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Федеральной налоговой службы по ЧР
Ответчики
Умаров Билал Хусаинович
Суд
Байсангуровский районный суд г. Грозный Чеченской Республики
Судья
Мержуева П. С-М.
Дело на странице суда
oktabrsky.chn.sudrf.ru
26.11.2021Регистрация административного искового заявления
26.11.2021Передача материалов судье
29.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2021Судебное заседание
21.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее