Решение по делу № 2-530/2019 от 03.07.2019

Дело №

Категория дела 2.209 - Прочие исковые дела

-> прочие (прочие исковые дела)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2019 года пгт. Раздольное

Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:

Председательствующего                РўРµРґРµРµРІРѕР№ Р•.Рђ.,

РїСЂРё секретаре                        Р¤Р˜Рћ6,

с участием помощника прокурора ФИО2 <адрес> Республики Крым Жук И.Н.,

РІ интересах                            Р¤Р˜Рћ1,

ФИО2 <адрес> Республики Крым по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.о. прокурора ФИО2 <адрес> Республики Крым в интересах ФИО1 к ФИО2 <адрес> Республики Крым об обеспечении лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора ФИО2 <адрес> Республики Крым обратился в суд в интересах ФИО1 к ФИО2 <адрес> Республики Крым, в котором просит обязать ФИО2 <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования ФИО2 <адрес> жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой района проверкой по предмету исполнения ФИО2 <адрес> Республики Крым требований законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно постановления ФИО2 Чернышевского сельского поселения ФИО2 <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № последняя включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения водителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с постановлением ФИО2 <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 состоит в списке лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма, под номером 48.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных правовых норм законодательства, ФИО1 на сегодняшний день жилой площадью ФИО2 муниципального образования <адрес> Республики Крым не обеспечена.

В июле месяце 2019 года она заканчивает свое обучение в Государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования Республики Крым «Евпаторийский медицинский колледж» и намерена в дальнейшем проживать и осуществлять свою трудовую деятельность на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым.

В связи с необеспеченном ФИО1 согласно вышеуказанных правовых норм законодательства благоустроенными жилыми помещениями, последняя за защитой своих нарушенных прав ДД.ММ.ГГГГ обратилась в прокуратуру района мотивируя свои доводы тем, что в июле месяце 2019 года она заканчивает свое обучение и намерена в дальнейшем проживать и осуществлять свою трудовую деятельность на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым. Однако, жилого помещения в собственности, а также предоставленного по договору социального найма, у нее не имеется.

<адрес> по результатам проведенной по данному обращению проверки в адрес ФИО2 <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении выявленных нарушений закона с требованием принять меры, направленные на решение вопроса по обеспечению ФИО1 благоустроенным, применительно к условиям муниципального образования ФИО2 <адрес>, жилым помещением.

Вместе с тем, до настоящего времени указанные меры не приняты. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ оканчивает указанное образовательное учреждение, в настоящее время прибыла для дальнейшего проживания на территорию ФИО2 <адрес>, однако жилым помещением не обеспечена. Вследствие чего последняя вынуждена за собственные средства осуществлять съем жилого помещения, либо проживать у родственников, что является грубым нарушение ее жилищных прав и законных интересов.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 <адрес> Республики Крым Жук И.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования просила удовлетворить.

ФИО2 <адрес> Республики Крым по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 с исковым заявлением не согласна поскольку расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения нет.

Суд, выслушав сторон, исследовав материалы дела №, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Из содержания ст. 11 ГПК РФ следует, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, иных нормативно правовых актов органов государственной власти Российской Федерации.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сироти детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями закреплено Федеральным законом № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с пунктами 1 и 9 статьи 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ 1 детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 « Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>».

Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 « Об обеспечении жилыми помещениями детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>» в <адрес> обеспечиваются гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком сиротой, поскольку решением ФИО2 районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № года, ее родители: мать ФИО3, 1980 года рождения, отец ФИО4, 1980 года рождения лишены родительских прав (л.д.8-12).

Согласно постановления ФИО2 Чернышевского сельского поселения ФИО2 <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.13).

Согласно постановления ФИО2 <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении уточненного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Республики Крым в ФИО2 <адрес> Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в приложении под № значится ФИО1 (л.д.14-17).

Согласно постановления ФИО2 <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении уточненного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Республики Крым в ФИО2 <адрес> Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в приложении под № значится ФИО1 (л.д.18-21).

Таким образом, ФИО1 является лицом, имеющим право на получение жилья, в связи с чем, она должна быть обеспечена жилым помещением. До настоящего времени соответствующее жилье ей не предоставлено.

При этом, разрешая вопрос о том, кто является надлежащим ответчиком по настоящему делу, суд исходит из следующего.

Так, в соответствии со ст. 9 Закона РК от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены, в том числе: 1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; 2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) по предоставлению жилых помещений детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 5) по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; 6) по обеспечению условий доступности жилых помещений для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных полномочий осуществляет исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере образования, науки и молодежи. Контроль за использованием органами местного самоуправления предоставленных на указанные цели финансовых средств осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере финансового надзора (ч. 1 ст. 12 Закона РК от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014).

Финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым (ч. 1 ст. 11 Закона РК от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014).

В соответствии с ч.ч. 2, 3, 4 ст. 11 Закона РК от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 настоящего Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.

Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 8 настоящего Закона, определяется из расчета доли ребенка - сироты, долей детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих жилое помещение, за которым сохранено право пользования, в соответствии с настоящим Законом, количества указанных лиц (для выплаты средств на внесение платы за коммунальные услуги и содержание жилых помещений), а также исходя из заявок, представленных органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений на проведение ремонта жилых помещений (либо капитального ремонта), за которыми сохранено право пользования, в текущем финансовом году, и стоимости ремонта жилых помещений. Заявки, представленные органами местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Субвенции, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.

Постановлением Правительства Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден Порядок расходования субвенций бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений ».

Указанный Порядок определяет механизм расходования субвенций из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - бюджетные средства), форму и порядок заключения соглашения между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в <адрес> о предоставлении субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования Республики Крым на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также определяет форму заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования Республики Крым на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 2 порядка установлено, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.

В соответствии с пунктами 3 и 4 Порядка получателями субвенции и исполнителями мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений являются органы местного самоуправления муниципальных образований в <адрес>.

Предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в <адрес> осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в <адрес> на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.

Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в <адрес> (п. 8 Порядка).

На основании изложенного, доводы ФИО2 ответчика о том, что он действует в соответствии с законодательством, а жилье ФИО1 будет предоставлено при поступлении субвенции, суд считает несостоятельными, исходя из следующего.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объёмов ежегодного финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения.

Именно ФИО2 <адрес> Республики Крым в рамках предоставленных ей полномочий обязана была предоставить ФИО1 жилое помещение для проживания, однако по настоящее время этого не выполнила. При этом, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права на получение жилого помещения вне очереди.

Как было указано судом выше, главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, которое, в том числе, осуществляет контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных полномочий в соответствии со ст. 9 Закона РК от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 в связи с чем, имеются правовые основания для удовлетворения требований прокурора в части возложения обязанности на ФИО2 <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования ФИО2 <адрес> жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.

Разрешая вопрос о судебных расходах, суд исходит из следующего.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии с ч.1 и 4 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, судебные расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, суд считает необходимым государственную пошлину отнести на счет государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление И.о. прокурора ФИО2 <адрес> Республики Крым в интересах ФИО1 к ФИО2 <адрес> Республики Крым об обеспечении лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением удовлетворить.

Обязать ФИО2 <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования ФИО2 <адрес> жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений в течении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Раздольненский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

РЎСѓРґСЊСЏ -

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-530/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
и.о.прокурор в интересах Белоусовой Дианы Анатольевны
Ответчики
Администрация Раздольненского района РКрым
Суд
Раздольненский районный суд Республики Крым
Судья
Тедеева Елена Анатольевна
Дело на странице суда
razdolnenskiy.krm.sudrf.ru
03.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2019Передача материалов судье
05.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2019Подготовка дела (собеседование)
17.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2019Судебное заседание
19.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее