Дело № 12-1056/2020
УИД: 21MS0052-01-2020-004807-92
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
16 декабря 2020 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Ермолаева Т.П., рассмотрев жалобу должностного лица Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г.Чебоксары о прекращении производства по делу в отношении Ефремова Андрея Анатольевича,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г. Чебоксары от дата производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - заведующего сектором мобилизационной работы и защиты информации Минздрава Чувашии Ефремова А.А., возбужденному по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Указанное постановление обжаловано должностным лицом Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии, составившим протокол об административном правонарушении и направившим дело мировому судье для рассмотрения, на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности, по доводам, приведенным в жалобе.
В судебном заседании заявитель поддержал данную жалобу.
Ефремов А.А. в судебном заседании просил оставить жалобу без удовлетворения, а постановление мирового судьи без изменения.
Выслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств выяснению по делу об административном правонарушении подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, его виновность в совершении административного правонарушения.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ постановление судьи должно содержать обстоятельства административного правонарушения, установленные судом при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу.
При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, установлено, что указанные требования закона мировым судьей нарушены.
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, дата должностным лицом Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии в адрес Министерства здравоохранения Чувашской Республики вынесено предписание ----- об устранении в срок до дата выявленных нарушений требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, как об оспаривании данного предписания, так и о признании его незаконным.
На основании распоряжения заместителя начальника Главного управления, начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии от дата ----- в период с дата по дата в отношении Министерства здравоохранения Чувашской Республики проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения названного предписания, по результатам которой установлено, что пункты 1, 2 предписания не выполнены, а именно персонал подведомственных учреждений Минздрава Чувашии, попадающий в зону возможного химического загрязнения (заражения), устанавливаемого вокруг химически опасного объекта, не обеспечен средствами индивидуальной защиты из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) противогазов фильтрующих увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных (п.6, абз.2 п.7 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543; персонал подведомственных учреждений Минздрава Чувашии, попадающий в зону возможного химического загрязнения (заражения), устанавливаемого вокруг химически опасного объекта, не обеспечен медицинскими средствами индивидуальной защиты из расчета на 30% от их общей численности (п.п.6, 7, 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543).
По результатам данной проверки за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений требований и мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций от дата -----, начальником отделения надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашии ФИО5 в отношении должностного лица - заведующего сектором мобилизационной работы и защиты информации Минздрава Чувашии Ефремова А.А. дата составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления мирового судьи следует, что основанием для вывода об отсутствии в действиях указанного должностного лица состава административного правонарушения послужили утверждения о том, что предписание от дата ----- на момент проведения проверки было исполнено, поскольку работники Минздрава Чувашии полностью обеспечены указанными в предписании СИЗ. Мировой судья также согласился с доводами лица, привлекаемого к ответственности о том, что в разъяснительном письме МЧС России от 06.06.2019 №11-4-2110, направленным в адрес Минздрава Чувашии указано, что средства индивидуальной защиты закупаются за счет собственных средств организаций.
Между тем, данный вывод сделан без учета требований действующего законодательства и конкретных обстоятельств данного дела.
Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (статья 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
Статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ предусмотрены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
ПАО ------ является химически опасным объектом Чувашской Республики.
В соответствии с пунктом 2 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543 (далее - Положение N 543) обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 3 Положения N 543 накопление запасов (резервов) средств индивидуальной защиты осуществляется заблаговременно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.
В соответствии с п. 4 данного Положения организационно-методическое руководство, контроль и надзор за накоплением, хранением и использованием запасов (резервов) средств индивидуальной защиты, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", от 1 декабря 2005 г. N 712 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и от 21 мая 2007 г. N 305 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны", осуществляется МЧС России.
Согласно 7 Положения N 543 обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется:
федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении соответственно, а также неработающего населения соответствующего субъекта Российской Федерации, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения;
организациями - работников этих организаций.
Согласно п. 6 данного Положения обеспечению средствами индивидуальной защиты подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон:
защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.
В силу пункта 9 Положения N 543 накопление запасов (резервов) средств индивидуальной защиты осуществляется для населения, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения:
для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, - средств индивидуальной защиты органов дыхания, из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) противогазов фильтрующих увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных;
для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения, - респираторы из расчета на 100% их общей численности;
для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения, - медицинские средства индивидуальной защиты из расчета на 30% от их общей численности.
В соответствии с пунктом 11 Положения N 543 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации определяют номенклатуру, объемы средств индивидуальной защиты в запасах (резервах), создают (накапливают) и содержат их в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утверждены Минэкономразвитием России 27.04.2012, МЧС России 23.03.2012 N 43-2047-14.
Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Автономные (бюджетные) учреждения, созданные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, находятся в их ведении.
Министерство здравоохранения Чувашской Республики входит в структуру органов исполнительной власти Чувашской Республики и Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.10.2015 №365 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Чувашской Республики (приложение N 1) и Перечень организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Чувашской Республики (приложение N 2).
Судом первой инстанции не опровергнут довод административного органа об отнесении ряда учреждений здравоохранения, подпадающих в зону возможного химического заражения, к подведомственности министерства здравоохранения Чувашской Республики.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции об отсутствии у Министерства здравоохранения Чувашской Республики обязанности по обеспечению медицинских организаций, попадающих в 20 км зону возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения) от ПАО «------, без учета нормативно-правовых актов, определяющих компетенцию указанного органа исполнительной власти, нельзя признать обоснованным.
Несоблюдение судьей требований ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену обжалуемого постановления судьи.
В пункте 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом того, что срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, то возобновление производства и направление дела на новое рассмотрение допустимо.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г. Чебоксары от дата о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Ефремова А.А. отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Решение суда вступает в законную силу с момента его принятия. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в кассационные суды общей юрисдикции. По данному делу жалоба подается, протест приносится в шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение 10 дней с момента получения копии решения.
Судья Т.П. Ермолаева