Решение по делу № 33а-417/2017 (33а-17033/2016;) от 14.12.2016

Судья – Попова Л.А.

Дело № 33а-417/17(17033/16)

г. Пермь 18 января 2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего Кустовой И.Ю.,

судей Степанова П.В., Никитиной Т.А.

при секретаре Мальцевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Краснокамска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Краснокамского муниципального района об оспаривании нормативного правого акта в части

по апелляционному представлению прокурора г.Краснокамска на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 27 октября 2016 года, которым в удовлетворении требований прокурора отказано.

Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., объяснения прокурора прокуратуры Пермского края Бабушкиной О.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, возражения представителя администрации Краснокамского муниципального района и Управления системой образования администрации Краснокамского муниципального района Марчукова А.В., полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,

установила:

постановлением администрации Краснокамского муниципального района от 15 января 2014 года № 39 утвержден административный регламент Управления системой образования администрации Краснокамского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги: «Постановка на учет детей для зачисления в учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выдача направления (путевки)» (далее – административный регламент, регламент).

Постановлением администрации Краснокамского муниципального района от 10 апреля 2014 года № 511 в пункт 1.2 административного регламента внесено следующее изменение: данная норма после слов «в качестве заявителя может выступать физическое лицо – законный представитель несовершеннолетнего в возрасте от 2 месяцев до 7 лет» дополнена словами «зарегистрированного на территории Краснокамского муниципального района, либо у которого ребенок зарегистрирован на территории Краснокамского муниципального района».

Прокурор г.Краснокамска (далее прокурор, заявитель), действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением (далее – заявление) о признании приведенных выше положений административного регламента в части установления требований к заявителю о регистрации законного представителя несовершеннолетнего в возрасте от 2 месяцев до 7 лет или его ребёнка на территории Краснокамского муниципального района.

По мнению прокурора, оспариваемые им нормы противоречат общим принципам и нормам права, Конституции Российской Федерации, гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, положениям Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", положениям Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", поскольку препятствуют обеспечению местами в дошкольных учреждениях детям, проживающим (родители которых проживают) на другой территории, а предоставление места в дошкольном учреждении поставлено в зависимость от наличия регистрации по месту жительства или месту пребывания.

Представитель администрации Краснокамского муниципального района возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что регламент не противоречат нормам международного права, федерального и регионального законодательства, были приняты администрацией в пределах её компетенции в сфере образования с целью решения организационных вопросов в этой сфере, прав и свобод граждан не нарушают.

Решением Краснокамского городского суда Пермского края от 27 октября 2016 года в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционном представлении прокурором ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением норм материального права, и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда приходит к следующему.

Признавая заявленные прокурором требования необоснованными, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые положения регламента приняты администрацией в пределах предоставленных ей полномочий и компетенции, требованиям действующего федерального законодательства не противоречат.

При этом суд не учел следующего.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 3).

В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

В силу пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации, является вопросом местного значения муниципального района.

Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно части 1 которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с данным Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Согласно частям 2, 3 и 4 статьи 67 названного Федерального закона правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 указанного Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Аналогичные нормативные положения закреплены в Порядке приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. N 293.

Кроме того, в пункте 9 указанного Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования установлено, что для приема в образовательную организацию: а) родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в образовательную организацию дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания; б) родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка.

Приведенные нормы законодательства, имеющего большую юридическую силу по отношению к регламенту, предполагают обеспечение территориальной доступности соответствующих учреждений для тех детей, которые имеют право на получение образования данного уровня.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство, вместе с тем, закрепляет определенный порядок и условия, при которых предоставляется место в образовательном учреждении, который не предполагает отказ в реализации такого права, в зависимости от места регистрации ребёнка либо его законного представителя.

Между тем, анализ оспариваемых заявителем норм регламента, в части положений регулирующих организационные вопросы, связанные с реализацией права на поступление детей в дошкольные образовательные учреждения, а также практики применения этих норм, позволяют судебной коллегии сделать вывод о том, что оспариваемые нормы предполагают отказ в зачислении в дошкольное образовательное учреждение по мотиву отсутствия у ребенка (его законного представителя) регистрации по месту жительства (месту пребывания) на территории Краснокамского муниципального района.

В то время как, положения федерального законодательства, имеющие большую юридическую силу по существу в этой части содержат единственное основание для отказа в зачислении в выбранное учреждение - отсутствие свободных мест.

Таким образом, оспариваемые нормы не согласуется с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в связи с чем имеются основания для признания оспариваемых положений регламента противоречащими федеральному законодательству и иным актам, имеющим большую юридическую силу.

Довод заявителя о дискриминационном характере оспариваемых норм судебная коллегия признает состоятельным, поскольку такое регулирование допускает возможность отказа в приеме в дошкольное образовательное учреждение по иным мотивам, отличным от отсутствия свободных мест, что входит в прямое противоречие с приведенными выше положениями норм федерального законодательства, умаляя право ребенка на доступность образования.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении заявления прокурора.

По изложенным основаниям Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда находит, что допущенные судом нарушения норм материального права, связанные с неправильным применением и толкованием норм материального права, привели к принятию неправильного решения, в связи с чем обжалуемое судебное постановление подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований прокурора.

Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда

определила:

решение Краснокамского городского суда Пермского края от 27 октября 2016 года отменить и принять по административному делу новое решение, которым административный иск прокурора г.Краснокамска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Краснокамского муниципального района об оспаривании нормативного правого акта в части удовлетворить полностью, признать частично недействующим со дня вынесения настоящего судебного акта пункт 1.2 административного регламента Управления системой образования администрации Краснокамского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги: «Постановка на учет детей для зачисления в учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выдача направления (путевки)», утвержденного постановлением администрации Краснокамского муниципального района от 15 января 2014 года № 39, в редакции постановления администрации Краснокамского муниципального района от 10 апреля 2014 года № 51, в части установления требования о регистрации законного представителя несовершеннолетнего в возрасте от 2 месяцев до 7 лет или его ребёнка на территории Краснокамского муниципального района.

Сообщение о принятии настоящего апелляционного определения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию администрацией Краснокамского муниципального района в газете «Краснокамская звезда».

Председательствующий

Судьи

33а-417/2017 (33а-17033/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Прокурор г. краснокамска в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Краснокамского муниципального района
Другие
Управление системой образования администрации Краснокамского муниципального района
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Степанов Петр Валентинович
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
18.01.2017[Адм.] Судебное заседание
23.01.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2017[Адм.] Передано в экспедицию
18.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее