Дело №2-319/2023
УИД 21RS0017-01-2023-000387-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шумерля 31 мая 2023 года
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе:
Председательствующего судьи Сливницыной Н.В.,
при секретаре Нефедовой О.С.,
с участием старшего помощника Шумерлинского межрайпрокурора Егоровой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Шумерлинского межрайпрокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Сенаторову Алексею Юрьевичу об обязании в течение 01 месяца со дня вступления решения в законную силу пройти профилактический осмотр (флюорографическое обследование легких),
УСТАНОВИЛ:
Шумерлинский межрайонный прокурор обратился в суд к Сенаторову А.Ю. об обязании пройти профилактический осмотр (флюорографическое обследование легких) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования прокурора мотивированы тем, что в ходе анализа исполнения законодательства об охране здоровья граждан установлены нарушения законодательства со стороны лиц, освобожденных из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, выразившиеся в не прохождении обязательных профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулёза. Согласно предоставленной информации МО МВД России «Шумерлинский» Сенаторов А.Ю., "___" ___________ г. года рождения, освободился из мест лишения свободы "___" ___________ г.. Согласно информации БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр», Минздрава Чувашии от "___" ___________ г. Сенаторов А.Ю. проходил флюорографическое обследование "___" ___________ г.. Таким образом, Сенаторовым А.Ю. не соблюдается возложенная на него законом обязанность по прохождению 2 раза в год профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулёза. Уклоняясь от прохождения регулярного обследования с периодичностью, предусмотренной нормативными правовыми актами, Сенаторов А.Ю. ставит под угрозу как свое личное здоровье, так и здоровье окружающих его граждан.
Просит:
Обязать Сенаторова А.Ю. пройти профилактический осмотр (флюорографическое обследование легких) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора - Егорова Е.Н. заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям и просила их удовлетворить.
Ответчик – Сенаторов А.Ю. в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна, о времени и дате рассмотрения дела извещался судебной повесткой, направленной заказной корреспонденцией, которая вернулась с отметкой Почты России «истек срок хранения». Кроме того, извещение о рассмотрении дела размещено на сайте суда. В силу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с пометкой «за истечением срока хранения», есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а поэтому не является преградой для рассмотрения дела. Таким образом, ответчик считается надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения старшего помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является принуждение к исполнению обязанности в натуре.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ») регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе определяет права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно п. 8 ст. 4 ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ» одним из принципов охраны здоровья граждан является принцип приоритета профилактических мер в области охраны здоровья граждан.
В силу положений ст. 12 ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ» приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается, в том числе путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; проведению профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому, «туберкулез» относится к заболеванию, представляющему опасность для окружающих.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Проведение профилактических осмотров граждан (взрослых и детей) в целях выявления туберкулеза в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, независимо от организационно-правовой формы регламентируются Приказом Министерства здравоохранения РФ № 124н от 21 марта 2017 года «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза» (далее - Приказ).
В силу п.п. «г» п. 8 Приказа профилактические осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза, с применением методов обследования в отношении взрослых - флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких).
Сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к Порядку и срокам проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2017 г. N 124н (п.9 Порядка).
Согласно приложению к Порядку профилактический осмотр в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза в год лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, в течение первых 2 лет после освобождения.
В силу п. 10 Порядка при проведении профилактических осмотров учитываются результаты внесенных в медицинскую документацию исследований, проведенных гражданам, предшествующих проведению указанных профилактических осмотров, давность которых не превышает 6 месяцев с даты проведения исследования.
В соответствии с п. 809 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений в течение первых 2 лет после освобождения.
Согласно предоставленной информации МО МВД России «Шумерлинский» Сенаторов А.Ю., освободился из мест лишения свободы "___" ___________ г..
Согласно информации БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр», Минздрава Чувашии от "___" ___________ г. Сенаторов А.Ю. проходил флюорографическое обследование "___" ___________ г..
В связи с изложенным, уклонение Сенаторова А.Ю. от прохождения регулярного медицинского обследования с периодичностью, влечёт за собой не только риск заболевания туберкулёзом, но также его несвоевременное выявление, переход в активную и заразную форму заболевания, и, следовательно, создаёт угрозу жизни и здоровью других граждан.
На основании имеющихся доказательств, суд приходит к выводу о том, что имеет место нарушение требований Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу изложенного, суд считает обоснованными требования Шумерлинского межрайонного прокурора и удовлетворяет их.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Шумерлинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Сенаторова Алексея Юрьевича, "___" ___________ г. года рождения, проживающего по адресу: ........................, пройти профилактический осмотр (флюорографическое обследование легких) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено "___" ___________ г.