Судья: Ткачев Д.Г.
УИД 16RS0035-01-2021-004958-25
Дело № 7-517/2022
Дело № 5-51/2022 (первая инстанция)
РЕШЕНИЕ
23 марта 2022 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Габдулхаковой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела МВД России по Азнакаевскому району Сибагатова М.В. на постановление судьи Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 20 января 2022 года, вынесенное в отношении Замиловой Лейсан Минзануровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 20 января 2022 года Замилова Л.М. в качестве агента по аренде общества с ограниченной ответственностью «АГ-ИНВЕСТ» привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, должностное лицо Сибагатов М.В., апеллируя к излишней мягкости назначенного наказания, просит судебный акт отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, ликвидации чрезвычайных ситуаций был издан Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту – Закон № 68-ФЗ), в котором определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для достижения указанных целей законодатель предоставил Правительству Российской Федерации право устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Закона № 68-ФЗ).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 (далее по тексту – Правила).
Согласно подпункту «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Закона № 68-ФЗ).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:
а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее по тексту – соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;
б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа;
в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
В развитие приведенного правового регулирования 19 марта 2020 года Кабинет Министров Республики Татарстан принял постановление № 208 (далее по тексту – постановление № 208), в котором определил комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях режима повышенной готовности.
Так, согласно абзацу 2 пункта 5 постановления № 208 (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) на организации, индивидуальных предпринимателей, а также граждан, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», возложена обязанность обеспечивать исполнение требований к организации их деятельности, установленных в приложении № 1 к настоящему постановлению.
В силу подпункта 2 пункта 2 Приложения № 1 к указанному постановлению организации и индивидуальные предприниматели при взаимодействии с гражданами призваны не допускать оказание лицам старше 18 лет услуг общественного питания (за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений объектов общественного питания, доставки заказов, оказания услуг общественного питания на территориях аэропортов, вокзалов), услуг в спортивных центрах, плавательных бассейнах, фитнес-центрах, аквапарках, вход и нахождение посетителей старше 18 лет в торговых, торгово-развлекательных центрах (комплексах), объектах розничной торговли непродовольственными товарами с площадью торгового зала, доступной для посетителей, свыше 150 кв. метров, помещениях объектов общественного питания, зрителей старше 18 лет в театрах, кинотеатрах (кинозалах), цирках, концертных залах, на проводимых с участием зрителей официальных физкультурных, официальных спортивных, культурных мероприятиях без предъявления ими действующих персональных QR-кодов, полученных с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (gosuslugi.ru), подтверждающих прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или факт перенесения в течение последних шести месяцев указанного заболевания, с подтверждением их принадлежности.
Как усматривается из материалов дела, 24 ноября 2021 года в 15 часов 40 минут компетентным должностным лицом было установлено, что Замилова Л.М., являясь агентом по аренде общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», не приняла требуемых от нее мер к проверке наличия у посетителей торгового центра, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Азнакаево, улица Валиханова, дом № <адрес>, QR-кодов, подтверждающих вакцинацию против коронавирусной инфекции COVID-19 или факт перенесения в течение последних шести месяцев указанного заболевания, с подтверждением их принадлежности.
Судья городского суда, приняв дело к своему производству, правовую позицию должностного лица разделил и, сочтя выдвинутое против Замиловой Л.М. обвинение обоснованным, подверг ее ответственности в виде предупреждения.
Веских поводов не согласиться с решением нижестоящей инстанции не имеется.
Напротив, событие административно наказуемого деяния и вина в его совершении фигурантки объективно подтверждаются доказательствами, собранными административным органом и представленными в распоряжение суда, в числе которых протокол об административном правонарушении (л.д. 1); рапорт сотрудника полиции (л.д. 26); письменные объяснения ФИО1, которая указала, что при входе в торговый центр проверка наличия указанных QR-кодов не производилась (л.д. 5); письменные объяснения индивидуального предпринимателя ФИО2, осуществляющего свою хозяйственную деятельность в торговом центре по адресу: Республика Татарстан, город Азнакаево, улица Валиханова, дом № <адрес>, который пояснил, что после обеда 24 ноября 2021 года проверка при входе в торговый объект наличия у посетителей указанных QR-кодов не производилась (л.д. 6); копия трудового договора от 02 июня 2014 года, заключенного между обществом с ограниченной ответственности «<данные изъяты>» и Замиловой Л.М. (л.д. 9-10); копия приказа директора общества с ограниченной ответственности «<данные изъяты>» от 02 июня 2014 года № 3 о принятии Замиловой Л.М. на работу в качестве агента по аренде (л.д. 7); копия приказа директора общества с ограниченной ответственности «<данные изъяты>» от 11 октября 2021 года № 4, согласно которому на Замилову Л.М. возложена обязанность по организации проверки QR-кодов в торговом центре, расположенном по адресу: Республика Татарстан, город Азнакаево, улица Валиханова, дом № <адрес> (л.д. 8); видеозапись, на которой запечатлено, что при входе в торговый центр у посетителей не проверяется наличие QR-кодов, подтверждающих прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или факт перенесения в течение последних шести месяцев указанного заболевания (л.д. 31).
В соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечисленные доказательства были тщательно и всесторонне исследованы судьей городского суда и с учетом положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях справедливо признаны отвечающими предъявляемым к ним критериям допустимости, достоверности и относимости к настоящему делу.
Собранных доказательств достаточно для установления всех юридически значимых обстоятельств, определенных статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе события административного правонарушения, места и времени совершения административного правонарушения, лица, совершившего административное правонарушение, его вины в совершении административного правонарушения.
Они не позволяют усомниться в том, что Замилова Л.М., являясь должностным лицом, в рамках установленной для нее трудовой функции не выполнила надлежащим образом обязательств по проверке у посетителей объекта торговли QR-кодов, подтверждающих вакцинацию против коронавирусной инфекции COVID-19 или факт перенесения в течение последних шести месяцев указанного заболевания, в соответствии с требованиями постановления № 208.
Такое поведение не отвечает публичным интересам в условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации и влечет публично-деликтную ответственность по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Замиловой Л.М. к административной ответственности вынесено судьей городского суда с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Должностное лицо, подвергая критике, состоявшийся судебный акт, апеллирует к неоправданному назначению фигурантке в качестве административного наказания предупреждения.
Между тем с такой точкой зрения автора жалобы согласиться нельзя.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде предупреждения является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административным органом не представлено данных, указывающих на то, что до настоящих событий Замилова Л.М. в качестве должностного лица подвергалась публично-правовой ответственности, в том числе и в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Напротив, из материалов дела следует, что совершенное ею деяние не было сопряжено с обстоятельствами, отягчающими административную ответственность.
При таком положении судья городского суда, принимая во внимание приведенное правовое регулирование и конкретные обстоятельства дела, справедливо счел достаточным для исправления правонарушителя и предотвращения совершения им новых противоправных деяний наказания в виде предупреждения.
Таким образом, нормы материального права применены и истолкованы судьей городского суда правильно, существенных нарушений процессуальных норм, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе производства по делу не допущено.
Состоявшийся по делу судебный акт является законным и обоснованным, поводов для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 20 января 2022 года, вынесенное в отношении Замиловой Лейсан Минзануровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника отдела МВД России по Азнакаевскому району Сибагатова М.В. – без удовлетворения.
Судья Е.В. Верхокамкин