№ 2а-2878/2020
49RS0001-01-2019-005518-66 25 ноября 2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Гриценко Е.В.,
при помощнике судьи Призенко Д.А.,
с участием представителя административного истца Лисковой А.В.,
рассмотрев в помещении Магаданского городского суда в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) к начальнику Магаданского городского отдела судебных приставов № 1 УФССП России по Магаданской области старшему судебному приставу Виниченко Ирине Владимировне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований исполнительного документа, возложении обязанности принять исчерпывающие меры по розыску исполнительного производства и исполнительного листа № 1354 от 18 июня 2008 г., возложении обязанности обратиться в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа № 1354 от 18 июня 2008 г., возложении обязанности возобновить исполнительное производство,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) (далее - Управление) обратилось в Магаданский городской суд Магаданской области с названным административным исковым заявлением.
В обоснование административного иска указано, что на исполнении в Магаданском районном отделе судебных приставов УФССП России по Магаданской области находилось исполнительное производство № 49001/51366/2297/27/2008, возбужденное 10.07.2008 на основании исполнительного листа от 18.06.2008 № 1354, выданного мировым судей судебного участка № 7 Магаданского судебного района Магаданской области, о взыскании с Соболевой М.В. в пользу Управления ущерба и государственной пошлины.
22.10.2019 Управление направило запросы в Магаданский городской отдел судебных приставов № 1 УФССП России по Магаданской области (далее по тексту - ГОСП № 1) и в городской отдел судебных приставов № 2 УФССП России по Магаданской области (далее по тексту - ГОСП № 2), на которые получило ответы о том, что в указанных отделах исполнительное производство по вышеназванному исполнительному листу отсутствует.
03.12.2019 Управление обратилось УФССП с просьбой сообщить о месте нахождения исполнительного производства и принятых мерах, направленных на исполнение.
Из УФССП поступил ответ, согласно которому исполнительное производство на принудительном исполнении в структурных подразделениях УФССП отсутствует, в связи с чем УФССП сделан вывод о том, что исполнительное производство окончено в период с 2009 по 2011 годы, однако каких-либо документов об этом не представлено.
Также указано, что правопреемником Магаданского районного отдела судебных приставов является ГОСП № 1, однако в архивном фонде ГОСП № 1 исполнительное производство не установлено. Установить дату окончания исполнительного производства и основания, по которым исполнительное производство не окончено, не представляется возможным, в связи с тем, что срок хранения исполнительного производства составляет 3 года. Каких-либо документов, свидетельствующих об уничтожении исполнительного производства, УФССП не представлено.
Таким образом, на сегодняшний день имеется информация только о возбуждении исполнительного производства.
Выводы УФССП об окончании исполнительного производства основаны на предположениях и не подтверждены документально, из чего следует, что исполнительное производство не оканчивалось.
Ранее в адрес Управления было направлено постановление о возбуждении исполнительного производства от 10.07.2008 № 49001/51366/2297/27/2008. Постановление об окончании исполнительного производства, исполнительный лист, а также информация о принятых мерах по исполнительному производству в адрес Управления в период с 10.07.2008 по настоящее время не поступали, в связи с чем Управление полагало, что исполнительное производство находится на исполнении в УФССП.
Управление обратилось с запросом в УФССП с просьбой принять меры по розыску вышеуказанного исполнительно производства, направить в адрес Управления копии платежных поручений либо копию акта об уничтожении исполнительного производства в связи с тем, что указанные сведения необходимы для обращения в суд за выдачей дубликата исполнительного листа, однако до настоящего времени ответ УФССП в адрес Управления не поступал.
Ущерб в настоящее время возмещен частично, остаток задолженности по ущербу составляет 1 297,53 руб., остаток задолженности по уплате государственной пошлины составляет 1 107,97 руб. Денежные средства по вышеуказанному исполнительному листу судебным приставом-исполнителем удержаны частично.
Бездействие должностного лица службы судебных приставов, выразившееся в неисполнении требований исполнительного документа, нарушает имущественные права административного истца, право на своевременное получение денежных средств, принадлежащих взыскателю, право взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
О нарушении законных прав и интересов управлению стало известно 13.12.2019 при получении ответа на запрос по исполнительному производству, следовательно, обратиться в суд с заявлением необходимо в срок до 30.12.2019, таким образом, срок для обращения в суд соблюден.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, Управление просит суд признать незаконным бездействие должностных лиц УФССП, выразившееся в неисполнении требований исполнительного документа; обязать принять исчерпывающие меры по розыску исполнительного производства и исполнительного листа от 18.06.2008 № 1354, обратиться в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа от 18.06.2008 № 1354, возобновить вышеуказанное исполнительное производство.
Определением от 14.01.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Соболева М.В.
Решением Магаданского городского суда от 10.02.2020 в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 02.06.2020 указанное решение оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 23.09.2020 вышеуказанные судебные постановления отменены, дело передано в Магаданский городской суд на новое рассмотрение.
Протокольным определением Магаданского городского суда от 18.11.2020 произведена замена ненадлежащего ответчика с начальника ГОСП № 1 Петровской Н.В. на начальника ГОСП № 1 Виниченко И.В.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель ГОСП № 1 Пертия И.Э., начальник ГОСП № 1 Виниченко И.В., представитель административного ответчика УФССП по Магаданской области, заинтересованное лицо Соболева М.В. для участия в судебном заседании не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, поэтому суд в соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержала по доводам, указанным в административном иске, просила их удовлетворить, указав, что до настоящего времени мер к восстановлению исполнительного производства административными ответчиками не принято.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено положениями с ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст. 2 Закона об исполнительном производстве).
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона об исполнительном производстве в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.
В целях обеспечения установленных Законом об исполнительном производстве условий и порядка принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц приказом Федеральной службы судебных приставов от 28 сентября 2015 года № 455 утверждено Положение об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств (далее - Положение).
Согласно п. 1.3 Положения при выявлении фактов утраты материалов исполнительных производств незамедлительно принимаются меры по их восстановлению, а также иные меры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами ФССП России.
Руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации: возлагает обязанность по восстановлению материалов исполнительных производств: утраченных при регистрации и исполнении - на начальника отдела - старшего судебного пристава структурного подразделения территориального органа ФССП России, допустившего их утрату; утраченных при пересылке - на начальника отдела - старшего судебного пристава структурного подразделения территориального органа ФССП России - отправителя; утраченных организациями, обязанными производить удержания из заработка должника, - на начальника отдела - старшего судебного пристава структурного подразделения территориального органа ФССП России, в производстве которого находились данные материалы исполнительных производств; утраченных при ненадлежащей организации оперативного хранения завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств - на структурное подразделение территориального органа ФССП России, на исполнении у которого находились данные исполнительные производства; осуществляет контроль за восстановлением материалов исполнительных производств; организует учет заявлений о выдаче дубликатов (копий) исполнительных документов, контроль за получением дубликатов (копий) исполнительных документов.
Начальник отдела - старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России организует восстановление материалов исполнительных производств, в том числе: дает поручение судебному приставу-исполнителю об обращении в суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата (копии) исполнительного документа; по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель выдает либо направляет в адрес взыскателя (либо его представителя) справку об утрате исполнительного документа.
Судебный пристав-исполнитель структурного подразделения территориального органа ФССП России:
в обязательном порядке незамедлительно обращается в соответствующий суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа в порядке ст. 430 ГПК РФ; в случае принятия судом решения об отказе в выдаче дубликата исполнительного документа судебный пристав-исполнитель уведомляет об этом взыскателя (его представителя), выдает либо направляет в адрес взыскателя (либо его представителя) справку об утрате исполнительного документа. При этом разъясняет право взыскателя (его представителя) на обращение в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа;
в обязательном порядке незамедлительно обращается в уполномоченный орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о выдаче копии исполнительного документа;
по получении дубликата (копии) исполнительного документа принимает меры по возбуждению исполнительного производства в порядке ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и его исполнению, если до утраты исполнительного документа по нему не было возбуждено исполнительное производство;
в случае утраты неоконченного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель незамедлительно принимает меры по получению дубликата (копии) исполнительного документа, исполнительное производство возобновляется. В случае утраты материалов исполнительных производств, оконченных на основании пп. 1, 2, 8, 9 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», и прекращенных исполнительных производств, по которым не истек срок хранения, судебный пристав-исполнитель незамедлительно принимает меры по получению дубликата исполнительного документа. При утрате исполнительных производств, оконченных по иным основаниям, судебный пристав-исполнитель незамедлительно принимает меры по получению копии исполнительного документа.
Меры по восстановлению материалов прекращенных, оконченных и неоконченных исполнительных производств, отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, в том числе сводных исполнительных производств, принимаются незамедлительно, в том числе путем сбора копий документов, полученных из базы данных АИС ФССП России, от сторон исполнительного производства, регистрирующих органов, кредитных организаций и иных лиц (п. 2.1, 2.2, 2.3.1, 2.3.5 Положения).
Как следует из материалов дела, исполнительный лист от 18.06.2008 № 1354, выданный мировым судей судебного участка № 7 г. Магадана Магаданской области в отношении Соболевой М.В. о взыскании в пользу Управления ущерба в размере 34 707,18 руб. был направлен на исполнение в Магаданский районный отдел службы судебных приставов УФССП РФ по Магаданской области.
10.07.2008 на основании указанного исполнительного документа возбуждено исполнительное производство № 49001/51366/2297/27/2008.
Управление 22.10.2019 обратилось в ГОСП № 1 и ГОСП № 2 с заявлением о предоставлении информации о принятых мерах по исполнительному производству № 49001/51366/2297/27/2008, возбужденному на основании исполнительного листа от 18.06.2008 № 1354.
В письме от 11.11.2019 ГОСП № 1 сообщает, что исполнительное производство в отношении Соболевой М.В. на исполнении отсутствует.
В письме от 06.11.2019 ГОСП № 2 сообщает, что исполнительный документ в отношении Соболевой М.В. на исполнение не поступал, исполнительное производство не возбуждалось.
03.12.2019 Управление обратилось в УФССП с аналогичным запросом, на которое 11.12.2019 получило ответ о том, что по данным программного комплекса ПК АИС ФССП в УФССП и структурных подразделениях исполнительное производство № 49001/51366/2297/27/2008 на принудительном исполнении отсутствует, таким образом, можно сделать вывод об окончании исполнительного производства в период с 2009 по 2011 годы. При этом указала, что правопреемником Магаданского районного отдела судебных приставов является ГОСП № 1.
19.12.2019 года Управление направило в УФССП запрос, в котором просило принять меры по розыску исполнительного производства № 49001/51366/2297/27/2008, направить в адрес управления копии платежных поручений либо копию акта об уничтожение исполнительного производства.
С административным исковым заявлением Управление обратилось в суд 24.12.2019, следовательно, срок обращения в суд с административным иском, установленный ч. 3 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
Из акта об уничтожении баз данных Магаданского районного отдела судебных приставов УФССП России по Магаданской области следует, что в соответствии с п. 14.27 решения коллегии ФССП «Об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2015 году и задачах на 2016 год» от 25 февраля 2016 года, поручения ФССП России от 25 марта 2016 года № 0114/16/25549-ТИ «Об инспекционном контроле № 3 и внедрении типового дистрибутива операционной системы», п. 5.14 протокола ОС при директоре ФССП - главном судебном приставе ФИО14 от 31 августа 2016 № 28/29, отделом ОКРИОИБ Управления осуществлено внедрение типового дистрибутива операционной системы Гослинукс на 18 серверах структурных подразделений и Управления. При внедрении типового дистрибутива операционной системы Гослинукс на сервере Магаданского городского отдела судебных приставов № 1 Управления утрачены базы данных ПК СП 2007, ПК СП 2008-2010, ПК СП 2011 Магаданского районного отдела судебных приставов Управления. Резервных копий вышеперечисленных баз данных не имеется.
Между тем тот факт, что программный комплекс, в котором содержались сведения по исполнительным производствам, возбужденным Магаданским районным отделом, заменен на ПК ОСП АИС в августе 2011 года, а впоследствии уничтожен, а исполнительные производства, оконченные до установки нового программного комплекса, в текущую базу данных не попали, не может с достоверностью подтвердить факт окончания исполнительного производства.
Иных сведений, позволяющих сделать вывод об окончании исполнительного производства, уничтожении его материалов по окончанию установленных сроков хранения суду не представлено.
Согласно разъяснению, данному в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
Таким образом, суд считает достоверно установленным, что административные ответчики были осведомлены о наличии заявлений Управления, сообщавшего о длительном неисполнении судебного акта, об утрате исполнительного производства и исполнительного листа, однако мер по установлению обстоятельств окончания исполнительного производства не предприняли.
Согласно ст. 12 Закона об исполнительном производстве в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.
Положениями ч. 1 ст. 430 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в случае утраты подлинника исполнительного листа или судебного приказа (исполнительных документов) суд, принявший решение, вынесший судебный приказ, может выдать по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя дубликаты исполнительных документов.
Таким образом, при выявлении фактов утраты материалов исполнительных производств судебным приставом-исполнителем в обязательном порядке должны незамедлительно приниматься меры по их восстановлению путем обращения в соответствующий суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа, чего в данном случае сделано не было.
Между тем административными ответчиками не представлены суду доказательства того, что ими были предприняты действия по восстановлению материалов исполнительного производства и получению дубликата исполнительного документа, утраченного по вине сотрудников службы судебных приставов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что бездействие административных ответчиков, выразившееся в неисполнении требований исполнительного документа, непринятии мер к розыску исполнительного производства № 49001/51366/2297/27/2008 и получению дубликата исполнительного документа, нарушает права административного истца на получение взысканных в его пользу судебным актом денежных средств, а потому в указанной части требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку суд пришел к выводу о признании незаконным бездействия административных ответчиков, то в соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ на начальника ГОСП № 1 Виниченко И.В. подлежит возложению обязанность: устранить допущенные нарушения путем принятия мер по розыску исполнительного производства и исполнительного листа, обратиться в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа.
При этом об исполнении решения необходимо сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Разрешая требования административного истца о возобновлении исполнительного производства, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона об исполнительном производстве суд или судебный пристав-исполнитель возобновляет приостановленное исполнительное производство после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.
В силу ч. 7 ст. 45 Закона об исполнительном производстве после устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или по инициативе судебного пристава-исполнителя.
При этом в силу п. 2.3.4 Положения в случае утраты неоконченного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель незамедлительно принимает меры по получению дубликата (копии) исполнительного документа, исполнительное производство возобновляется.
Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для приостановления вышеназванного исполнительного производства, в ходе судебного разбирательства не установлены, в то время как обязанность по получению дубликата исполнительного документа возложена на административного ответчика только настоящим решением, то требование о возобновлении исполнительного производства заявлено преждевременно, в связи с чем оснований для его удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) к начальнику Магаданского городского отдела судебных приставов № 1 УФССП России по Магаданской области старшему судебному приставу Виниченко Ирине Владимировне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований исполнительного документа, возложении обязанности принять исчерпывающие меры по розыску исполнительного производства и исполнительного листа № 1354 от 18 июня 2008 г., возложении обязанности обратиться в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа № 1354 от 18 июня 2008 г., возложении обязанности возобновить исполнительное производство, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие начальника Магаданского городского отдела судебных приставов 1 УФССП России по Магаданской области старшего судебного пристава Виниченко Ирины Владимировны, выразившееся в неисполнении требований исполнительного документа, непринятии исчерпывающих мер по розыску исполнительного производства и исполнительного листа, непринятии мер по обращению с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа от № 1354 от 18 июня 2008 г., выданного мировым судей судебного участка № 7 г. Магадана Магаданской области о взыскании с Соболевой Марины Владимировны в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) расходов по оплате государственной пошлины.
Обязать начальника Магаданского городского отдела судебных приставов № 1 УФССП России по Магаданской области старшего судебного пристава Виниченко Ирину Владимировну устранить допущенные нарушения путем принятия мер по розыску исполнительного производства № 49001/51366/2297/27/2008, исполнительного листа № 1354 от 18 июня 2008 г., выданного мировым судей судебного участка № 7 г. Магадана Магаданской области в отношении Соболевой Марины Владимировны, и обращения в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа от № 1354 от 18 июня 2008 г.,, выданного мировым судей судебного участка № 7 г. Магадана Магаданской области в отношении Соболевой Марины Владимировны, об исполнении решения сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Установить днем изготовления решения суда в окончательной форме 09 декабря 2020 года.
Судья Е.В. Гриценко