УИД 61RS0011-01-2024-001526-40 дело №2-1284/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2024 года г. Белая Калитва
Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Маловой Т.В.,
при секретаре Полупановой Л.А.,
с участием истца Петренко И.М., представителя ответчика Тимошиной О.Г., действующей на основании доверенности, помощника Белокалитвинского городского прокурора Настоящего А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петренко И.М. к Администрации Шолоховского городского поселения о признании права на обеспечение жилым помещением, путем предоставления жилищной субсидии на приобретение жилого помещения,
установил:
истец Петренко И.М. обратился в суд с иском к Администрации Шолоховского городского поселения о признании права на обеспечение жилым помещением, путем предоставления жилищной субсидии на приобретение жилого помещения, в обоснование иска указав, что он является собственником квартиры, площадью 52,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации Шолоховского городского поселения от 31.03.2015 №264 "О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, также постановлено изъять земельный участок, расположенный под указанным многоквартирным домом. Из писем Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области (Правительства Ростовской области) за №26.6.1/521 от 05.03.2022 и Администрации Белокалитвинского района Ростовской области за №65.03/507 от 28.02.2022, следует, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным подлежащим сносу в 2015 году, его расселение предусмотрено в рамках этапа 2021-2022 годов областной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 - 2023 годах», утверждённой постановлением Правительства Ростовской области №569 от 12.08.2016. На территории Ростовской области принято Постановление Правительства РО от 12.08.2016 №569 "Об утверждении Областной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 - 2030 годах", которым запланированы сроки и этапы реализации Программы и учитываются в том числе сложности, в связи с отсутствием жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда для переселения граждан, в том числе жилых помещений маневренного фонда, а также отсутствием в местных бюджетах средств, необходимых для переселения граждан, закрепляет дополнительные гарантии для соблюдения жилищных прав как собственников, так и нанимателей жилых помещений при переселении и освобождении жилых помещений.
Вышеуказанный жилой дом, в котором находится жилое помещение <адрес> принадлежащее истцу на основании договора дарения от 10.09.2019, в котором он проживал и продолжает проживать, является его единственным местом жительства, включён в Областную адресную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 - 2023 годах», утвержденную постановлением Правительства РО №569 от 12.08.2016 г.
Петренко И.М. обратился к ответчику с заявлением установленной формы о признании его получателем субсидии, которым является собственник жилого помещения в многоквартирном доме, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, при соблюдении одновременно условий указанных в п.1.2 постановления Правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143 «Об утверждении Правил предоставления субсидий гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, на приобретение (строительство) жилых помещений или на возмещение части расходов на уплату процентов по кредиту» (далее по тексту - Правила) и предоставления субсидии па приобретение жилого помещения с приложением документов указанных в п.2.1 и копии документов на 17 листах, в части подтверждающие его соответствие в совокупности условиям указанного постановления, кроме соглашения об изъятии жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, содержащего сведения о размере возмещения за изымаемое жилое помещение. При этом истец полагал, что на дату подачи им заявления о признании его получателем субсидии, Администрация Шолоховского городского поселения уже имела соглашение об изъятии жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, содержащее сведения о размере возмещения за изымаемое жилое помещение в связи со следующим. 06.06.2022 Петренко И.М. было предложено подписать договор изъятия жилого помещения, непригодного для проживания, который он не подписал. В связи с этим, Администрация Шолоховского городского поселения обратилась в суд с иском к Петренко И.М. об изъятии квартиры путём выплаты выкупной стоимости, признании права муниципальной собственности. Решением Белокалитвинского городского суда от 31.10.2022 исковые требования Администрации Шолоховского городского поселения об изъятии квартиры путём выплаты выкупной стоимости, признании права муниципальной собственности, удовлетворены частично. Решено изъять у Петренко И.М. квартиру, площадью 52,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> с выплатой выкупной стоимости в размере 1 996 600 рублей, прекращено право собственности Петренко И.М. на указанное жилое помещение, после перечисления выкупной стоимости. Признано право муниципальной собственности на указанную квартиру, прекращено право пользования Петренко И.М. квартирой. Петренко И.М. обязан освободить жилое помещение и сняться с регистрационного учёта в течении трёх месяцев после перечисления выкупной стоимости. В удовлетворении остальной части иска отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 14.03.2023 решение Белокалитвинского городского суда от 31.10.2022 отменено, постановлено новое решение, которым в удовлетворении иска Администрации Шолоховского городского поселения к Петренко И.М. об изъятии квартиры путем выплаты выкупной стоимости отказано, в связи с тем, что Администрацией Шолоховского городского поселения Белокалитвинского района не была соблюдена процедура, предшествующая изъятию объекта недвижимости.
Ответчиком Администрацией Шолоховского городского поселения отчет об оценке объекта был актуализирован и проект соглашения об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания был направлен 10.05.2023 для согласования Петренко И.М., который Петренко И.М. не подписал, вернул его 15.05.2023 ответчику с просьбой приобщить его к ранее направленному заявлению от 13.04:2023.
В установленный п.2.4 Правил срок (20 рабочих дней), в течение которых уполномоченный орган осуществляет рассмотрение заявления и прилагаемые к нему документы и принимает решение о предоставлении субсидии или, при наличии оснований для отказа, указанных в п.2.6 Правил, об отказе в предоставлении субсидии так же входят даты 10.05.2023 и 15.05.2023
В ходе судебного порядка рассмотрения по делу №2-1538/2023 Администрацией Шолоховского городского поселения 13.09.2023 в виде мирового соглашения был направлен проект соглашения об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания в адрес Петренко И.М. Не согласившись с отказом Петренко И.М. от заключения направленного в его адрес 10.05.2023 проекта соглашения об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания, Администрация Шолоховского городского поселения 07.08.2023 обратилась в Белокалитвинский городской суд с иском к Петренко И.М. об изъятии жилого помещения путем выплаты выкупной стоимости, заявив требование обязать Петренко И.М. подписать соглашение об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания для выплаты возмещения за жилое помещение и рассмотрения заявления о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения №. 08.08.2023 исковое заявление оставлено без движения и 18.08.2023 возвращено заявителю в связи с невыполнением указаний судьи.
18.08.2023 Администрация Шолоховского городского поселения снова обратилась в Белокалитвинский городской суд с исковым заявлением к Петренко И.М, заявив требование обязать Петренко И.М. подписать соглашение об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания для выплаты возмещения за жилое помещение. Решением Белокалитвинского городского суда от 16.10.2023 №) в удовлетворении указанного иска отказано. Основанием для отказа в иске послужило то основание, что требования и доводы ответчика не основаны на законе и не подлежат удовлетворению, поскольку ответчик при принятии решения по заявлению истца о предоставлении субсидии должен руководствоваться п.2.4 Постановления правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143, в связи с чем оснований обязывать Петренко И.М. подписать соглашение об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания для рассмотрения заявления о предоставлении субсидии не имеется. Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда, принимая во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции, подтвердила возможность изменения отношений между сторонами спора и апелляционным определением от 22.01.2024 решение Белокалитвинского городского суда от 16.10.2023 оставила без изменения, апелляционная жалобу Администрации Шолоховского городского поселения - без удовлетворения.
Условие абз.7 п.1.2 Правил, что получатель субсидии - собственник жилого помещения приобрел право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, Петренко И.М. соблюдается.
Федеральным законом от 27.12.2019 №473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21.07.2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда, ст.32 ЖК РФ дополнена частью 8.2, которая вступила в силу с 28.12.2019 на истца не распространяется, поскольку Петренко И.М. приобрел право собственности на квартиру до вступления в силу ФЗ №473-ФЗ.
Истец полагает, что подавая заявление в уполномоченный орган указал цель обращения, при этом подтвердив, что относится к категории лиц, имеющих право подать соответствующее заявление, в связи с чем у последнего отсутствовали законные основания оставить его заявление и требования, изложенные в его заявлении без разрешения. Также истец полагает, что апелляционным определением от 22.01.2024 подтверждено, что Петренко И.М. относится к категории лиц, имеющих право подать такое заявление.
При этом, уполномоченный орган, получив указанное заявление должен был действовать в соответствии с п.п. 2.1 - 2.5 Правил, однако указанных действий не произвел, достоверность предоставленных в документах сведений не проверил, личное дело заявителя в соответствии с абз.11 п.2.1 Правил надлежащим образом не оформил, о принятом надлежащим образом решении заявителя, в установленный законом срок не уведомил. В результате ненадлежащего исполнения уполномоченным органом своих обязанностей, были нарушены права Петренко И.М., он лишен мер государственной поддержки, права на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
В преамбуле постановления Правительства РО от 30.12.2021 №1143 (в ред. постановления Правительства РО от 26.08.2002 №717) постановлено об утверждении «Правил предоставления субсидий гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, на приобретение (строительство) жилых помещений или на возмещение части расходов на уплату процентов по кредиту» в соответствии с пунктом 8.1 статьи 32 ЖК РФ, Федеральным законом от 21.12.2021 №414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", п.3 ч.6 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", постановления Правительства Ростовской области от 17.10.2018 №642 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Территориальное планирование и обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области".
Истец полагает, что право уполномоченного органа в административном порядке рассмотреть заявление о предоставлении субсидии и принять по нему решение погашено в связи: с несоблюдением уполномоченным органом процедуры, предшествующей изъятию квартиры; нарушением порядка оформления личного дела заявителя в соответствии с абз. 11 п.2.1 постановления Правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143 (личное дело не оформлено); нарушением порядка принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии, истечением установленного срока п.2.4 постановления Правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143; нарушением порядка уведомления о принятом решении заявителя, предусмотренного п.2.5 постановления Правительства РО от 30.12.2021 №1143; нарушением и истечением срока расселения многоквартирного дома расселяемого в рамках Указа Президенкта РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» по адресу: <адрес>, утвержденного постановлением Правительства РО от 12.08.2016 №569 «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017-2023 годах»; истечением установленного срока действия решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером 61:04:0030101 и объектов недвижимого имущества расположенных на этом земельном участке, для муниципальных нужд.
Истец полагает, что несоблюдение Администрацией Шолоховского городского поселения установленной законом процедуры по данному вопросу не должно умалять права истца и препятствовать их восстановлению, учитывая, что истец обладал правом на подачу заявления для получения социальной выплаты для приобретения
(строительства) жилья, в связи с чем, истцом избран самостоятельный способ защиты права, который может обеспечить его восстановление.
В связи с изложенным, истец Петренко И.М. просит суд признать за ним право на обеспечение жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии на приобретение жилого помещения по выбранному месту жительства на дату обращения при переселении граждан из многоквартирного дома, который включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которого предоставлена финансовая поддержка в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в связи с ненадлежащим исполнением Администрацией Шолоховского городского поселения своих обязанностей.
В судебном заседании истец Петренко И.М. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Тимошина О.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, указав, что согласно абзацу 6 пункта 1.2 постановления Правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143 получателем субсидии является собственник жилого помещения в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, если гражданин приобрел право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности, у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования. Однако Петренко И.М. приобрел право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу на основании постановления Администрации Шолоховского городского поселения от 31.03.2015 №64 10.09.2019 на основании договора дарения, в связи с чем Петренко И.М. не может являться получателем субсидии.
В судебном заседании помощник Белокалитвинского городского прокурора Настоящий А.В. в своём заключении указал, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется, достаточных доказательств этому не представлено.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 32 Жилищного кодекс РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По общему правилу возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 9 статьи 32 ЖК РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Согласно ч.8.1 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (часть 8.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", пунктом 3 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 642 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Территориальное планирование и обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области" постановлением Правительства Ростовской области от 30 декабря 2021 №1143 утверждены «Правила предоставления субсидий гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, на приобретение (строительство) жилых помещений или на возмещение части расходов на уплату процентов по кредиту».
Согласно п.1.2. Постановления правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143 «Об утверждении правил предоставления субсидий гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, на приолбретение (строительство) жилых помещений или на возмещение части расходов на уплату процентов по кредиту» (далее Постановление правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143) получателем субсидии является собственник жилого помещения в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее соответственно - собственник жилого помещения, изымаемое жилое помещение), при соблюдении одновременно следующих условий:
на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у собственника жилого помещения отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в его собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;
на дату подачи заявления о предоставлении субсидии у собственника жилого помещения и (или) членов его семьи, постоянно проживающих совместно с ним в изымаемом жилом помещении (далее - члены семьи собственника жилого помещения), отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания: принадлежащие им на праве собственности; занимаемые ими по договору социального найма; на дату подачи заявления о предоставлении субсидии доход собственника жилого помещения и членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, которые определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном Областным законом от 07.10.2005 N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области", не превышают максимальный размер дохода, устанавливаемый на территории соответствующего муниципального образования;
гражданин приобрел право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования.
Согласно п. 1.4 Постановления правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143 субсидия предоставляется на:
1.4.1. Приобретение (строительство) жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным законодательством и настоящими Правилами (далее - субсидия на приобретение жилого помещения), посредством оплаты:
цены договора купли-продажи жилого помещения (квартиры, комнаты, жилого дома);
разницы между стоимостью отчуждаемого и приобретаемого имущества по договору мены;
цены договора участия в долевом строительстве, предметом которого является жилое помещение, в том числе путем размещения средств субсидии на счете эскроу;
цены договора уступки прав по договору участия в долевом строительстве, предметом которого является жилое помещение;
цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома.
Согласно п.2.1 Постановления правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143 собственник жилого помещения по месту своего жительства подает в орган местного самоуправления, участвующий в реализации государственной программы, на территории которого расположен многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган), следующие документы:
письменное заявление о предоставлении субсидии по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам;
копию паспорта заявителя;
копию документа, удостоверяющего личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя);
нотариально заверенную копию доверенности представителя;
копии паспортов граждан Российской Федерации, указанных в заявлении;
свидетельство о рождении ребенка, указанного в заявлении, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык в случае, если оно выдано компетентным органом иностранного государства и сведения о государственной регистрации рождения ребенка отсутствуют в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС);
копию свидетельства о праве на наследство (при наличии);
иные документы, подтверждающие соответствие заявителя условиям, указанным в пункте 1.2 раздела 1 настоящих Правил;
копию соглашения об изъятии жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, содержащего сведения о размере возмещения за изымаемое жилое помещение.
С представленных документов уполномоченный орган изготавливает копии документов, заверяет их и формирует личное дело заявителя.
Согласно п.2.4. Постановления правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143 уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней осуществляет рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов и принимает решение о предоставлении субсидии или, при наличии оснований для отказа, указанных в пункте 2.6 настоящего раздела, об отказе в предоставлении субсидии.
Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 2.4 настоящего раздела, направляет заявителю уведомление о принятом решении (п.2.5 Постановления).
Согласно п.2.6. Постановления правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143 основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются: несоответствие заявителя условиям, указанным в пункте 1.2 раздела 1 настоящих Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2.1 настоящего раздела; недостоверность сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 2.1 настоящего раздела.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора дарения квартиры от 10.09.2019 истец Петренко И.М. является собственником двухкомнатной квартиры, площадью 52,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д.91-92), право собственности на квартиру зарегистрировано в ЕГРН 12.09.2019 (л.д.86-89).
Постановлением Администрации Шолоховского городского поселения от 31.03.2015 №64 «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным подлежащим сносу, также постановлено изъять земельный участок, расположенный под указанным многоквартирным домом (л.д.22).
Администрацией Шолоховского городского поселения в адрес истца направлено требование от 05.10.2020 в срок до 31.01.2021 осуществить снос или реконструкцию указанного МКД, в случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию жилого дома, земельный участок, на котором расположен жилой дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО.
Указанный жилой дом, в котором находится жилое помещение, принадлежащее ответчику, включён в Областную адресную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года в 2017-2030 годах», утверждённую постановлением Правительства Ростовской области №569 от 12.08.1016.
12.04.2021 Петренко И.М. обратился к ответчику с заявлением о выплате выкупной стоимости изымаемого жилого помещения для муниципальных нужд в размере 1 697 488 руб.
Ответчик Администрация Шолоховского городского поселения отказала в удовлетворении заявления Петренко И.М. и направило последнему проект соглашения об изъятии жилого помещения, в соответствии с которым Петренко И.М. предложено получить размер возмещения стоимости изымаемого жилого помещения в размере 1 320 000 руб.
Также постановлением МО «Шолоховское городское поселение» №70 от 16.04.2021 решено изъять земельный участок с кадастровым номером 61:47:0030101:37, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>
19.04.2021 в адрес собственника жилого помещения <адрес> Петренко И.М. было направлено уведомление об изъятии земельного участка и жилого помещения.
Петренко И.М. с оценкой выкупной стоимости изымаемого у него жилого помещения для муниципальных нужд не согласился, договор не подписал 18.06.2021 обратился в Белокалитвинский городской суд с исковым заявлением о взыскании с Администрации Шолоховского городского поселения Белокалитвинского района Ростовской области в его пользу в счет возмещения стоимости изымаемого у него для муниципальных нужд жилого помещения в размере 1 697 488 руб.
Решением Белокалитвинского городского суда от 23.11.2021 исковые требования ФИО14 к Администрации Шолоховского городского поселения о взыскании денежных средств в счет возмещения стоимости изымаемого жилого помещения, удовлетворены частично, суд обязал Администрацию Шолоховского городского поселения выплатить выкупную стоимость квартиры в размере 1 505 229 руб. (л.д.95-99).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21.02.2022 указанное решение суда первой инстанции отменено, производство по делу прекращено, в связи с принятием отказа Петренко И.М. от иска.
06.06.2022 истцу Петренко И.М. было предложено подписать договор изъятия жилого помещения, непригодного для проживания, который ответчик не подписал. В связи с этим Администрация Шолоховского городского поселения обратилась в суд с иском к ответчику об изъятии квартиры путём выплаты выкупной стоимости, признании права муниципальной собственности.
Решением Белокалитвинского городского суда от 31.10.2022 исковые требования Администрации Шолоховского городского поселения об изъятии квартиры путём выплаты выкупной стоимости, признании права муниципальной собственности, удовлетворены частично. Решено изъять у Петренко И.М. квартиру, площадью 52,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> выплатой выкупной стоимости в размере 1 996 600 рублей, прекращено право собственности ФИО12 на жилое помещение, площадью 52,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> после перечисления выкупной стоимости. Признано право муниципальной собственности на указанную квартиру, прекращено право пользования ФИО11 освободить жилое помещение и сняться с регистрационного учёта в течении трёх месяцев после перечисления выкупной стоимости. В удовлетворении остальной части иска отказано (л.д.100-107).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 14.03.2023 решение Белокалитвинского городского суда от 31.10.2022 года отменено, постановлено новое решение, которым в удовлетворении иска Администрации Шолоховского городского поселения к ФИО1 об изъятии квартиры путем выплаты выкупной стоимости отказано. Основанием для отказа в иске послужило то основание, что Администрацией Шолоховского городского поселения Белокалитвинского района не была соблюдена процедура, предшествующая изъятию объекта недвижимости.
13.04.2023 истец ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения в рамках постановления Правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143 «Об утверждении Правил предоставления субсидий гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, на приобретение (строительство) жилых помещений или на возмещение части расходов на уплату процентов по кредиту» с приложением документов указанных в п.2.1 указанного постановления, кроме соглашения об изъятии жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, содержащего сведения о размере возмещения за изымаемое жилое помещение (л.д.21).
03.05.2023 ответчиком в адрес истца направлено письмо, из содержания которого следует, что поскольку ФИО1 в нарушение абз.1 и абз.10 п.2.1 Правил не представлено соглашение об изъятии жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, содержащего сведения о размере возмещения за изымаемое жилое помещение, не представляется возможным в дальнейшем произвести расчет размера необходимой субсидии на приобретение жилья, в связи с чем, принять заявление о предоставлении субсидии возможно только после подписания соглашения об изъятии жилого помещения (л.д.47).
Направленный 10.05.2023 ответчиком в адрес истца проект соглашения об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания, для согласования истец не подписал (л.д.48, 49-50), возвратив его 15.05.2023 в адрес ответчика, с просьбой приобщить его к ранее направленному заявлению от 13.04.2023 (л.д.51).
05.06.2023 ответчиком в адрес истца было направлено уведомление о невозможности приобщения к заявлению о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения копии проекта соглашения об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания, поскольку документу необходимо присвоить номер и дату соглашения, совместно подписать его и сдать на регистрацию в Росреестр (л.д.52).
13.06.2023 и 19.06.2023 истец ФИО1 направил в адрес ответчика письма, в которых выражает свое несогласие в подписании соглашения об изъятии жилого помещения (л.д.53, 54-55).
18.08.2023 ответчик Администрация Шолоховского городского поселения обратилась в суд с иском к ФИО1 об обязании подписать соглашение об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания.
Истец Администрация Шолоховского городского поселения в обосновании своих исковых требований об обязании ответчика подписать соглашение об изъятии жилого помещения, непригодного проживания для выплаты возмещения за жилое помещение указал, что Администрация не может принять решение по заявлению ФИО1 о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения без подписанного соглашения об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания.
Решением Белокалитвинского городского суда от 16.10.2023 в удовлетворении указанных исковых требований Администрации Шолоховского городского поселения отказано, в связи с тем, что требования и доводы истца не основаны на законе, поскольку Администрация при принятии решения по заявлению истца ФИО1 о предоставлении субсидии должна была руководствоваться п.2.4. Постановления правительства Ростовской области от 30.12.2021 г. №1143, оснований обязывать ответчика подписать соглашение об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания для рассмотрения заявления о предоставлении субсидии не имеется.
Апелляционным определением Ростовского областного суда от 22.01.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации Шолоховского городского поселения без удовлетворения. Суд апелляционной инстанции указал, что постановление Правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143 не предусматривает возможности выплаты заинтересованным лицам возмещения стоимости жилого помещения, изымаемого в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 г. в 2017-2030 г.», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 12.08.2016 №569. В то же время требования об изъятии принадлежащей ответчику квартиры в выплаты ему возмещения за изымаемое жилое помещение предметом рассмотрения в рассматриваемом споре не являлись.
ФИО3 ФИО1 обращаясь в суд с настоящим иском, полагая, что его право на обеспечение жилым помещением, путем предоставления жилищной субсидии нарушенным избрал самостоятельный способ защиты своего нарушенного права указывая на то, что право уполномоченного органа в административном порядке рассмотреть заявление о предоставлении субсидии и принять по нему решение погашено, в связи с нарушением порядка оформления личного дела заявителя в соответствии (абз. 11 п.2.1 постановления Правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143); нарушением порядка принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии, истечением установленного срока п.2.4 постановления Правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143; нарушением порядка уведомления о принятом решении заявителя, предусмотренного п.2.5 постановления Правительства РО от 30.12.2021 №1143; нарушением и истечением срока расселения многоквартирного дома расселяемого в рамках Указа Президенкта РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», утвержденного постановлением Правительства РО от 12.08.2016 №569 «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017-2023 годах».
Судом установлено, что ответ на заявление ФИО1 от 13.04.2024 о признании его получателем субсидии, поданного в рамках постановления Правительства Ростовской области от 30.12.2021 №1143 ответчиком Администрацией Шолоховского городского поселения до настоящего времени истцу не направлен.
При этом суд принимает во внимание, что ФИО3 ФИО1 бездействие (действия) ответчика Администрации Шолоховского городского поселения в части не рассмотрения заявления истца и не направления ответа истцом не обжалован.
При таких обстоятельствах, суд, оценивая представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 к Администрации Шолоховского городского поселения о признании права на обеспечение жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии на приобретение жилого помещения по выбранному месту жительства на дату обращения при переселении граждан из многоквартирного дома, который включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которого предоставлена финансовая поддержка в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в связи с ненадлежащим исполнением Администрацией Шолоховского городского поселения своих обязанностей не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Петренко И.М. к Администрации Шолоховского городского поселения о признании права на обеспечение жилым помещением, путем предоставления жилищной субсидии на приобретение жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решение в окончательной форме.
Судья Т.В. Малова
Мотивированное решение составлено 20 августа 2024 г.