УИД 86RS0008-01-2023-001429-43
Дело №2-1022/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Когалым 20 сентября 2023 года
Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи ФИО14
при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО7,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО8.,
представителя ответчика администрации <адрес> ФИО9, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> действующего в интересах ФИО1, Кошкарёва ФИО5, ФИО2, ФИО11 Яны ФИО3, ФИО4, Кошкарёвой ФИО6 Антоновны к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действуя в интересах ФИО1, Кошкарёва ФИО5, ФИО2, ФИО11 Яны ФИО3, ФИО4, Кошкарёвой ФИО6 Антоновныобратился в суд с иском к администрации <адрес>-Югры об обязании предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма и просил суд, обязать администрацию <адрес>-Югры предоставить ФИО1, Кошкарёву ФИО5, ФИО2, ФИО11 Яне ФИО3, ФИО4, Кошкарёвой ФИО6 Антоновнеблагоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес>, во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО2 по вопросу нарушения жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что ФИО1 и члены ее семьи на основании договора социального найма от 07 февраля 2014 года №,проживают в жилом помещении по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра <адрес>. Заключением межведомственной комиссии по вопросам признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 05 августа 2021 года № жилой дом в соответствии с п.38 раздела III Положения признан аварийным и подлежащим сносу. Исходя из выводов технического отчета о результатах технического обследования жилого дома, представленный обществом с ограниченной ответственностью «Уральский проектно-экспертный центр» следует, что дом признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Представитель истца прокурора <адрес> - помощник прокурора <адрес> ФИО8 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, приведя суду доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО9 в судебном заседании иск не признала, дополнительно пояснила, что действительно на основании технического заключения по результатам обследования технического состояния многоквартирного дома обществом с ограниченной ответственностью «Уральский проектно-экспертный центр» спорное жилое помещение заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № признано аварийным и подлежащим сносу, постановлением администрации <адрес> установлен срок отселения граждан из <адрес> в <адрес> до 31 декабря 2024 года, установленный срок не истек, просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
ФИО1, Кошкарёв А.Н., ФИО2, ФИО3, ФИО4, Кошкарёва В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Суд руководствуясь положениями, стать 167 ГПК РФ, а также с учетом мнения сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Прокурор <адрес>-Югры обратился в суд с целью устранения нарушения жилищных и конституционных прав заявителя ФИО1 и членов ее семьи в связи с тем, что от последней в прокуратуру <адрес> поступило заявление о защите жилищных прав ее семьи.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Положение о том, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом, содержится также в ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям Устава города Когалыма, размещенного в открытом доступе на официальном сайте администрации города Когалыма, структуру органов местного самоуправления Муниципального образования городской округ Когалым Ханты-Мансийского автономного округа-Югры составляют, в частности, Представительный орган муниципального образования – Дума города Когалыма, Глава муниципального образования – Глава города Когалыма, исполнительно распорядительный орган муниципального образования – Администрация города Когалыма, Контрольно-счетный орган муниципального образования – Контрольно-счетная палата города Когалыма.
Обеспечение нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, относятся к вопросам местного значения городского округа(пункт 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно ч.ч. 1ч.ч. 1, 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с ч.ч. 1ч.ч. 1, 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев; состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу положений ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно положениям ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно п.п. 49, 50 постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В силу разъяснений, изложенных в разделе III «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Прокуратурой <адрес>-Югры проведена проверка по заявлению ФИО2 по вопросу нарушения жилищного законодательства.
Из материалов гражданского дела следует и установлено судом, что ФИО1, Кошкарёв ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4, Кошкарёва ФИО6 Антоновна на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ проживают в жилом помещении – <адрес>, состоящем из двухкомнатной квартиры, общей площадью 54,5кв.м в том числе жилой площадью 29,8кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, ХМАО-Югра <адрес>.
В соответствии с п.п. 42, 47 постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» комиссия на основании заявления собственникам помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения, установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно выводов технического заключения УПЭЦ.Т3.21-162, выполненного 24 июня 2021 года по результатам обследования технического состояния жилого <адрес> расположенного по адресу: <адрес>, ХМАО-Югра <адрес>, обществом с ограниченной ответственностью «Уральский проектно-экспертный центр» следует, что указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, а жилые помещения непригодными для проживания, по совокупности факторов, установленных в процессе обследования дома, а именно: аварийной категории технического состояния несущих строительных конструкций жилого здания, свидетельствующее об исчерпании несущей способности; значительному физическому износу строительных конструкций и инженерных коммуникаций (физический износ дома в целом – 76,07%);нарушению требований постановления Правительства РФ от 24.12.2018 №1653, предъявляемым к жилым зданиям (п.п.II.10, II.12, II.13, II15, II16, II.20, II.22, II.26, II.27); систематическими жалоба жильцов на некомфортные условия проживания. Проведение восстановительных работ технически невозможно и экономически нецелесообразно, в виду того, что фактическое техническое состояние несущих и ограждающих конструкций обследуемого дома характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик. Согласно требованиям постановления п. III 33, п. III 38 Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, СП 454.1325800.2019 выявлено наличие вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом вы процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ на основании технического заключения УПЭЦ.Т3.21-162, выполненного 24 июня 2021 года по результатам обследования технического состояния жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, ХМАО-Югра <адрес>, обществом с ограниченной ответственностью «Уральский проектно-экспертный центр» многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении сроков отселения граждан из жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» жилой дом по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В силу ст. ст. 2, 14 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, пользующихся жилыми помещениями на законных основаниях; осуществляют признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные законодательством к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества администрации <адрес> по состоянию на 16 августа 2023 года жилое помещение (квартира) №, расположенная по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью <адрес>.
В связи с этим для правильного разрешения возникшего спора имеет значение, состоят ли истцы на учете нуждающихся, имеется ли опасность для жизни и здоровья истцов с учетом состояния дома, требующая незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение, а также о возможности проживать в другом жилом помещении до решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен утраченного.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ Управления по жилищной политики администрации <адрес>, следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и члены ее семьи в составе 3 человек с даты подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ под № состоят в списке очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда по <адрес>.
Согласно справке б/н от ДД.ММ.ГГГГ Управления по жилищной политики Администрации <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре муниципальной собственности <адрес> состоит 9 жилых помещений маневренного фонда. Свободные жилые помещения маневренного фонда на территории <адрес> отсутствуют.
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора установлено, что проживание в строении представляет опасность для жизни и здоровья истца, что требует немедленное отселение истцов, однако мер для переселения истцов ответчик в другие жилые помещения не предпринимает, в связи, с чем имеются основания для удовлетворения требований о предоставлении истцу равнозначного жилого помещения.
Данное обстоятельство ответчиком не опровергнуто.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что имеются основания для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № №, выдан Когалымским городским отделом внутренних дел УВД <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, Кошкарёву ФИО5,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № №, выдан Когалымским городским отделом внутренних дел УВД <адрес>, ДД.ММ.ГГГГг., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № №, выдан Отделением УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в городе Когалыме, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 Яне ФИО3,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № № выдан Отделом внутренних дел <адрес> края, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № №, выдан УМВД России по Ханты-мансийскому автономному округу-Югре, ДД.ММ.ГГГГ, Кошкарёвой ФИО6 Антоновне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилого помещения по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте муниципального образования <адрес>-Югры городской округ <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> действующего в интересах в интересах ФИО1, Кошкарёва ФИО5, ФИО2, ФИО11 Яны ФИО3, ФИО4, Кошкарёвой ФИО6 Антоновны к администрации <адрес>-Югры о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес>-Югры предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт 6704 №, выдан Когалымским городским отделом внутренних дел УВД <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, Кошкарёву ФИО5,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № №, выдан Когалымским городским отделом внутренних дел УВД <адрес>, ДД.ММ.ГГГГг., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № №, выдан Отделением УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в городе Когалыме, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 Яне ФИО3,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № № выдан Отделом внутренних дел <адрес> края, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт 6719 №, выдан УМВД России по Ханты-мансийскому автономному округу-Югре, ДД.ММ.ГГГГ, Кошкарёвой ФИО6 Антоновне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилого помещения по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте муниципального образования <адрес>-Югры городской округ <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Когалымский городской суд ХМАО-Югры в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированной форме. Мотивированное решение составлено 21 сентября 2023 года.
Судья, подпись ФИО15
Копия верна ФИО16
Подлинный документ подшит в гражданском деле № 2-1022/2023 Когалымского городского суда ХМАО-Югры