Решение по делу № 33-715/2024 от 05.02.2024

Судья ФИО2                                                        дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ      ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<адрес>                                                                         22 марта 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего ФИО11

ФИО13 ФИО10

при секретаре судебного заседания ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Адыгея и ГБУЗ РА «<адрес> больница <адрес>» о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты и возложении обязанности заключить договор отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи ФИО10, объяснения представителя ФИО1 по ордеру ФИО4, представителя Министерства здравоохранения по доверенности ФИО5, представителя ГБУЗ РА «<адрес> больница <адрес>» по доверенности ФИО7, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику Министерству здравоохранения Республики Адыгея о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты и возложении обязанности заключить договор.

В обоснование иска указала, что она на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ работает заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшером ФАП <адрес> Республики Адыгея. В целях трудоустройства она переехала в сельский населенный пункт – <адрес> из <адрес>, и на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» имеет право на предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере                        500 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство здравоохранения Республики Адыгея с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 рублей как медицинскому работнику, прибывшему не ранее ДД.ММ.ГГГГ на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек или переехавшему на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек из другого населенного пункта.

Решением Министерства здравоохранения РА от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в заключении договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты в связи с якобы отсутствием права на предоставление единовременной компенсационной выплаты, а именно отсутствием факта переезда.

Однако, она зарегистрирована по месту жительства в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, то есть непосредственно перед заключением трудового договора, до этого проживала в г. <адрес>7-й, <адрес> проходила обучение на курсах косметиков в                                         ООО «Адыгеясервис».

Ее решение о переезде в <адрес> было обусловлено устройством на работу в ФАП. Считает решение Министерства здравоохранения Республики Адыгея об отказе в заключении договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты незаконным, так как она соответствует условиям для получения указанной выплаты.

Просила суд с учетом уточненных требований признать незаконным отказ Министерства здравоохранения Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в заключении с ней договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты; обязать Министерство здравоохранения Республики Адыгея и ГБУЗ РА «<адрес> больница <адрес>» заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 рублей и обязать Министерство здравоохранения Республики Адыгея перечислить денежные средства на предоставление ей единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 рублей.

В письменных возражениях на иск представитель ответчика указал, что считает исковые требования необоснованными. Просила суд отказать в удовлетворении требований ФИО1 в полном объеме.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГБУЗ РА «<адрес> больница <адрес>».

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика Министерства здравоохранения ФИО5 доводы письменных возражений поддержал и просил суд отказать истице в заявленных требованиях.

Представитель ГБУЗ РА «<адрес> больница <адрес>» ФИО6 полагалась на усмотрение суда.

Суд принял вышеуказанное решение от ДД.ММ.ГГГГ.

В апелляционной жалобе истица просит решение суда первой инстанции отменить, в связи с несоответствием выводов суда, установленных по делу обстоятельствам, и принять по делу новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО4    поддержала доводы апелляционной жалобы. Просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика представитель ГБУЗ РА «<адрес> больница <адрес>» по доверенности ФИО7 и представитель Министерства здравоохранения Республики Адыгея по доверенности ФИО5 просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ                   от ДД.ММ.ГГГГ решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников судебного заседания, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет среднее специальное образование, квалификацию фельдшер.

Из записи трудовой книжки ФИО1 и трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с главным врачом                                       ГБУЗ РА «<адрес> больница <адрес>», следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на работу в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер ФАФИО8 <адрес> Республики Адыгея.

Из материалов дела и пояснений представителя истца усматривается, что истица с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства                             в <адрес>, что подтверждается отметкой регистрации в паспорте.

До этого момента истица проживала по адресу: <адрес>, 7-й Переулок, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Министерство здравоохранения Республики Адыгея с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб.

Решением Министерства здравоохранения Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении единовременной компенсационной выплаты ФИО1 было отказано в связи с отсутствием права на предоставление единовременной компенсационной выплаты. Указано основание для отказа: отсутствие факта переезда.

Правоотношения по предоставлению единовременной компенсационной выплаты урегулированы постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»,одним из направлений которой является подпрограмма «Развитие кадровых ресурсов здравоохранения», предусматривающая, в том числе государственную поддержку отдельных категорий медицинских работников.

Приложением к государственной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.

Условиями предоставления субсидии являются утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек (подпункт «а» пункта 5 Правил).

Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно в течение их трудовой деятельности.

Приведенные нормы Постановления Правительства РФ от                             ДД.ММ.ГГГГ N 1640 ставят в прямую зависимость наличие права у медицинского работника на получение единовременной компенсационной выплаты, в том числе от наличия или отсутствия факта прибытия (переезда) медицинского работника на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.

В целях реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек» утвержден аналогичный государственной программе Российской Федерации Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на территории Республики Адыгея.

Согласно п.п. 1 пункта 1 Порядок определяет процедуру предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Адыгея (далее соответственно - Министерство, медицинская организация), на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей), утвержденный Министерством здравоохранения Республики Адыгея (далее соответственно - единовременные компенсационные выплаты, медицинские работники), в размере 1 миллиона рублей для врачей и 0,5 миллиона рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в подпункте 2 настоящего пункта), либо города с населением до 50 тысяч человек.

Таким образом, по смыслу Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ9 , значимым обстоятельством для правильного разрешения настоящего дела является также установление факта переезда заявителя на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта.

Материалами дела подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работает в должности заведующей-фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер ФАП <адрес> на основании трудового договора, заключенного с ГБУЗ РА «<адрес> больница <адрес>».

С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истица зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается отметкой регистрации в ее паспорте.

Из справки ТОС от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, 7 Переулок, 10 <адрес>, фактически проживала по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, судом также установлено, что ФИО1 длительное время с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ значилась зарегистрированной и проживала по адресу: <адрес>.

Указанные обстоятельства свидетельствуют, что, истица изначально и длительное время проживала в <адрес>, расположенного в 9 км от <адрес>, согласно записям в ее трудовой книжке работала в различных медицинских учреждениях Республики Адыгея, с апреля 2008 года была трудоустроена в МУЗ «Майкопская городская поликлиника №», затем принята на работу в Адыгейский республиканский клинический перинатальный центр, расположенный                в <адрес>.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что переезд или прибытие на место работы в сельскую местность <адрес> отсутствует, и ФИО1 не может быть отнесена к сотрудникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.

Следовательно, положения Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ не могут при данных обстоятельствах применяться к истице.

Переезд истицы к месту жительства без переезда или прибытия к месту работы в сельскую местность, а затем необоснованное указание на то, что она якобы переехала, чтобы работать в сельской местности, представляет из себя попытку воспользоваться законодательством с целью получения материальной выгоды в виде единовременной компенсационной выплаты, и данные действия следует расценивать как злоупотреблением правом по признакам ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доказательств переезда истца в сельскую местность исключительно в связи с ее трудоустройством в материалы дела в нарушение ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Таким образом, поскольку истица не отвечает установленным критериям для получения единовременной компенсационной выплаты, и в ее действиях имеется злоупотребление правом, у Министерства здравоохранения Республики Адыгея законные основания для принятия решения о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали. Оспариваемое решение Министерства здравоохранения Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты соответствует закону и не нарушает права и законные интересы истца.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении спора пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея полагает выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права, примененным при разрешении спора.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе идентичны позиции истца в судебных заседаниях, судом первой инстанции ей дана надлежащая оценка. Эти доводы жалобы сводятся к формальным соображениям, обстоятельствам, не имеющим юридического значения для настоящего дела, и фактически выражают другую точку зрения заявителя на то, как должно было быть рассмотрено дело.

Выводы, приведенные в обжалуемом решении, последовательны и аргументированы. Результаты оценки доказательств, представленных сторонами, изложенные в решении суда, не дают оснований для вывода о нарушении принципов оценки доказательств, установленных статьями 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.

Из материалов дела не следует, что основополагающие принципы правосудия, указанные выше, были судом первой инстанции нарушены.

Поскольку ни один из доводов жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ее удовлетворении надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от                       ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея вступает в силу с момента оглашения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено                        ДД.ММ.ГГГГ.

    Председательствующий            подпись        ФИО11

    Судьи                        подпись        ФИО14

                                    подпись        ФИО10

    Копия верна:

    судья Верховного суда

    Республики Адыгея                            ФИО10

33-715/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Мусаева Фарида Ахмедгарифовна
Ответчики
Министерство здравоохранения РА
ГБУЗ РА Центральная районная больница Майкопского района
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Муращенко Марина Дмитриевна
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
05.02.2024Передача дела судье
22.03.2024Судебное заседание
22.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2024Передано в экспедицию
22.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее