Решение по делу № 2а-3088/2019 от 02.04.2019

Дело № 2а-3088/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2019 года               город Владивосток,

ул. Адмирала Фокина, д.23А

Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Поздеевой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шамхаловой Варвары Валентиновны к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решения незаконным, и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Шамхалова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23.10.2018г. в предоставлении земельного участка в собственность, и возложение обязанности предоставить Шамхаловой В.В. земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, <...> кадастровый .

В обоснование заявленных требований истец указывал, что дата между истцом и Департаментом земельных и имущественных отношений <адрес> был заключен договор -В от дата аренды земельного участка по адресу <адрес>., кадастровый , с целью: для индивидуального жилищного строительства. Договор был заключен по результатам аукциона. дата был утвержден градостроительный план. дата администрацией <адрес> было выдано разрешение №<...> на строительство индивидуального жилого дома. дата жилой дом площадью 28,9 кв.м. в районе <адрес>, поставлен на кадастровый учет и зарегистрировано право собственности. дата истцом было подано заявление в Департамент о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося под индивидуальным жилым домом. Письмом Департамент отказал в предоставлении земельного участка, ссылаясь на несоответствие градостроительному регламенту территориальной зоны Р4 разрешенного использования и цели использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства». Считает данный отказ незаконным, поскольку какие-либо ограничения в частных или публичных интересах в отношении испрашиваемого земельного участка не зарегистрированы, земельный участок не изъят для муниципальных нужд. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, перечисленные в ст. 39.16 ЗК РФ, также отсутствуют. На испрашиваемом земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности, в связи с чем в силу ч. 1 ст. 29.20 ЗК РФ истцу принадлежит исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность.

Административный истец Шамхалова В.В. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала в полном объеме.

Административный ответчик – представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента, представив письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просил в удовлетворении требований искового заявления отказать в полном объеме, поскольку на момент принятия решения Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (утверждены решением Думы города Владивостока от дата , в редакции от дата) испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Р 4 (зона лесов). Разрешенное использование испрашиваемого земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны Р 4. В перечне основных, условно-разрешенных и вспомогательных видов разрешенного использования территориальной зоны Р 4 отсутствует соответствующий вид разрешенного использования. Требование административного истца об обязании Департамента предоставить земельный участок не может быть исполнено Департаментом.

Протокольным определением от дата к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация <адрес>.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Администрации г. Владивостока по доверенности ФИО4 полагала, что отказ Департамента земельный и имущественных отношений Приморского края является законным, поскольку земельный участок расположен в рекреационной зоне, где не предполагается размещение жилых домов.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, возражения административного ответчика, представленные сторонами документы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно материалам дела, дата между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и ФИО2 (Аршиновой) заключен договор -В аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., из земель населенных пунктов, расположенный по адресу <адрес>, разрешенное использование: индивидуальные жилые дома, цель предоставления: для индивидуального жилищного строительства. Договор был заключен по результатам аукциона.

дата утвержден градостроительный план указанного земельного участка.

дата Администрацией города Владивостока выдано разрешение № на строительство индивидуального жилого дома.

В декабре 2017 года строительство жилого дома завершено, дата жилой дом площадью 28,9 кв.м. в районе <адрес>, поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый , зарегистрировано право собственности.

дата ФИО2 обратилась в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., из земель населенных пунктов, расположенный по адресу <адрес>, для дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого дома.

<...>

Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим требованиям действующего законодательства в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно пункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

Согласно пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Нормами действующего законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Исключительный характер права, предусмотренный приведенными выше нормами ст. 39.20 ЗК РФ, означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Исходя из положений ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ГрК РФ), в правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В силу п. 2 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).

Согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от дата , действовавшим на момент предоставления земельного участка в аренду Шамхаловой В.В., земельный участок с кадастровым номером располагался в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).

Спорный земельный участок с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., сформирован и поставлен на кадастровый учет дата с видом разрешенного использования: индивидуальные жилые дома.

Доказательств незаконности формирования данного земельного участка у суда не имеется.

Индивидуальный жилой дом площадью 28,9 кв.м возведен ФИО2 в декабре 2017 года на основании разрешения на строительство индивидуального жилого дома №, выданного Администрацией г. Владивостока, расположение указанного жилого дома соответствовало Генеральному плану.

дата индивидуальный жилой дом площадью 28,9 кв.м., расположенный в районе <адрес>, поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера 25:28:050062:1449, зарегистрировано право собственности Шамхаловой В.В.

Судом установлено, что Шамхаловой В.В. представлены в уполномоченный орган все необходимые документы, каких-либо ограничений частных или публичных интересов в отношении испрашиваемого административным истцом земельного участка не зарегистрированы, земельный участок не изъят для муниципальных нужд, на испрашиваемом земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, принадлежащий административному истцу на праве собственности. В силу ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ истцу принадлежит исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность.

Изменение в последующем Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от дата , в редакции от дата, территориальной зоны не может повлечь нарушение прав административного истца.

В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Оценивая доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования истца обоснованными, поскольку они нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства на основании допустимых и относимых доказательств, в то время как ответчиком не доказано правомерности своего решения.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края является незаконным, нарушает права и законные интересы административного истца на приобретение испрашиваемого участка в собственность без проведения торгов, для дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого дома.

По смыслу положений ст. 3, п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства является, в том числе восстановление прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению.

Если по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, то на административного ответчика возлагается обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В таком случае в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) указывается на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (п. ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Законом Приморского края от дата -КЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края в области регулирования земельных отношений» в Закон Приморского края от дата - КЗ были внесены изменения, согласно которых дата органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в области регулирования земельных отношений осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с дата перераспределены на уровень Владивостокского городского округа.

Таким образом, нарушенные права Шамхаловой В.В. подлежат восстановлению путем возложения обязанности на Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края устранить допущенные нарушения прав административного истца путем передачи ее заявления в Администрацию г. Владивостока.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Шамхаловой Варвары Валентиновны к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (заинтересованное лицо Администрация г. Владивостока) о признании решения незаконным, и возложении обязанности, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от дата об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1000 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого дома.

Возложить обязанность на Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края устранить допущенные нарушения прав административного истца.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 01.06.2019г.

Судья                                    Н.А.Буланова

2а-3088/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Департамент земельных отношений
Шамхалова В.В.
Суд
Фрунзенский районный суд г. Владивосток
Дело на странице суда
frunzensky.prm.sudrf.ru
02.04.2019Регистрация административного искового заявления
02.04.2019Передача материалов судье
02.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
02.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2019Подготовка дела (собеседование)
22.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2019Судебное заседание
16.05.2019Подготовка дела (собеседование)
16.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2019Судебное заседание
27.05.2019Судебное заседание
01.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее