Решение по делу № 33-1102/2022 от 25.02.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

судья Ходырева Н.В.         № 18RS0021-01-2021-000614-72         № 33-1102/2022 (апелляционная инстанция)        № 2-569/2021 (первая инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 марта 2022 года                                г. Ижевск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего – судьи Аккуратного А.В.,

судей: Гулящих А.В., Шкробова Д.Н.,

при секретаре Лопатиной Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туктаева Н. М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) (далее – УПФ РФ в г. Можге) о восстановлении пенсионных прав, по апелляционной жалобе представителя ответчика Крыловой Светланы Николаевны, действующей на основании доверенности от 3 ноября 2021 года, выданной на срок до 3 ноября 2024 года, на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 26 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Гулящих А.В., объяснения представителя ответчика Прохоровой К.Ф., поддержавшей доводы и требования апелляционной жалобы, истца Туктаева Н.М. и его представителя Шмыкова И.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Туктаев Н.М. обратился в суд с иском к УПФ РФ в г. Можге о признании незаконным решения ответчика № 0001/338967/19 от 27 августа 2019 года в части определения коэффициента заработной платы с 19 августа 2019 года в размере 1,2 незаконным, возложении на ответчика обязанности произвести переназначение ему пенсии с применением повышенного отношения заработка в размере 1,8 с даты назначения пенсии – с 19 августа 2019 года и произвести соответствующую доплату к пенсии, указывая в обоснование своих требований, что ответчиком при определении размера пенсии при её назначении не учтено, что по состоянию на 31 декабря 2001 года он работал вахтовым методом водителем ДОАО «Спецгазавтотранс» в районе Крайнего Севера, при начислении ему заработной платы применялся повышенный районный коэффициент, что давало ему право на применение повышенного отношения его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,8. УПФ РФ в г. Можге произвело оценку его пенсионных прав, приобретенных к 2002 году, без учета сведений о стаже работы в районах Крайнего Севера. 16 сентября 2019 года он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии, но 4 октября 2019 года ответчиком ему в этом было отказано.

В судебном заседании истец и его представитель Шмыков И.В. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Березина Н.И. исковые требования не признала, ссылаясь на верное определение размера назначенной истцу пенсии.

Третье лицо публичное акционерное общество «Газпром спецгазавтотранс», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, представитель данного третьего лица Тройникова С.А. просила рассмотреть дело в его отсутствие.

Решением Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 26 июля 2021 года исковые требования Туктаева Н.М. удовлетворены частично: решение УПФ РФ в г. Можге № 0001/338967/19 от 27 августа 2019 года признано незаконным в части применения отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации - 1,2; на УПФ РФ в г. Можге возложена обязанность произвести перерасчет назначенной Туктаеву Н.М. досрочной трудовой пенсии по старости, применив соотношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 с момента назначения пенсии с 19 августа 2019 года; в остальной части исковые требования Туктаева Н.М. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит данное решение суда отменить в части признания решения УПФ РФ в г. Можге № 0001/338967/19 от 27 августа 2019 года незаконным в части применения отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации - 1,2 и возложения на УПФ РФ в г. Можге обязанности произвести перерасчет назначенной Туктаеву Н.М. пенсии с 19 августа 2019 года. Считает решение принятым судом с нарушением норм материального права. Вывод суда об установлении факта работы истца 31 декабря 2001 года в районах Крайнего севера и необходимости установления ему отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 ответчиком не оспаривается. Полагает, что у ответчика не имелось оснований для применения данного коэффициента соотношения заработков при назначении истцу пенсии, поскольку работодателем истца ПАО «Газпром спецгазавтотранс» сведения индивидуального (персонифицированного) учета за период с 27 по 31 декабря 2001 года представлены без указания кода льготы «РКС» и проставления соответствующего соотношения заработков, а также представлена уточняющая специальный стаж Туктаева Н.М. справка от 14 декабря 2018 года № 621/30-132, согласно которой истец находился на междувахтовом отдыхе и специальный стаж за 2001 год составляет 11 месяцев 2 дня. Оснований полагать, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета в этой части являются недостоверными, не имелось. Истцом же было дано согласие на назначение пенсии с учетом сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Факт работы истца в районе Крайнего Севера в период с 27 по 31 декабря 2001 года установлен лишь в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.

Истцом Туктаевым Н.М. представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу просит оставить без удовлетворения.

В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело судебной коллегией рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Туктаеву Н.М., родившемуся 19 февраля 1964 года, зарегистрированному в системе обязательного пенсионного страхования 4 ноября 2000 года, решением УПФ РФ в г. Можге № 0001/338967/19 от 27 августа 2019 года досрочно с 19 августа 2019 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) в размере 18090 рублей 16 копеек (в том числе фиксированная выплата в размере 8001 рубля 29 копеек).

На момент назначения пенсии истец проживал в г. Можга Удмуртской Республики и имел стаж работы в районах Крайнего Севера более 15 лет.

Не согласившись с размером назначенной ему пенсии, истец 16 сентября 2019 года обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, указав на неверное применение ответчиком коэффициента отношения его среднемесячного заработка к среднемесячному заработку в Российской Федерации. Письмом ответчика от 4 октября 2019 года № 12-04/Т-56 истцу отказано в перерасчете размера пенсии.

Данные обстоятельства объективно подтверждаются соответствующими письменными доказательствами представленными в материалы дела и участвующими в деле лицами не оспариваются.

Разрешая требования истца, суд первой инстанции с доводами истца согласился частично, признав право на применение коэффициента отношения среднемесячного заработка истца к среднемесячному заработку в Российской Федерации в размере 1,7.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке представленных в дело доказательств.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях) (в редакции, действовавшей на момент назначения истцу страховой пенсии по старости) расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

Согласно пункту 1 Разъяснения Минтруда России от 22 апреля 2003 года № 3 «О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей», утвержденного постановлением Минтруда России от 22 апреля 2003 года № 22, повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9, предусмотренное пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 года, применяется (независимо от вида пенсии):

для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

для лиц, независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, - если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно, не менее 25 и 20 лет.

Материалы дела не содержат доказательств того, что истец по состоянию на 1 января 2002 года проживал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, однако содержат сведения о том, что истец на 31 декабря 2001 года, работая вахтовым методом в районах крайнего Севера, находился на междувахтовом отдыхе, и на момент обращения за назначением страховой пенсии по старости он проработал в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет.

Нахождение истца на междувахтовом отдыхе в силу пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, включается в период работы истца вахтовым методом в районах Крайнего Севера.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается истцом, стаж работы истца в районах Крайнего Севера на момент обращения за назначением страховой пенсии по старости составлял не менее 15 лет, а пенсия ему была назначена досрочно по правилам пункта 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях в возрасте 55 лет.

Установив, что истец по состоянию на 31 декабря 2001 года работал в районах Крайнего Севера вахтовым методом, в период с 27 по 31 декабря 2001 года находился на междувахтовом отдыхе, а также размер районного коэффициента, применявшегося в месте работы истца 1,7 % и 1,8%, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность применить при расчете размера пенсии истца коэффициент отношения его среднемесячного заработка к среднемесячному заработку в Российской Федерации в размере 1,7.

Размер данного коэффициента 1,8, как просит истец, законом мне предусмотрен.

Доводы ответчика о том, что имевшиеся в его распоряжении документы не позволяли применить при расчете размера пенсии истца повышенный коэффициент отношения его среднемесячного заработка к среднемесячному заработку в Российской Федерации в размере 1,7, судебная коллегия находит несостоятельными.

Сведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также представленная ответчику справка ПАО «Газпром спецгазавтотранс» от 14 декабря 2018 года № 621/30-132 позволяли ответчику правильно установить юридически значимые для определения размера пенсии истца обстоятельства. Нарушение прав истца повлекло неправильное определение ответчиком данных обстоятельств, которое, в свою очередь, стало возможным вследствие неправильного применения ответчиком законодательства, регулирующего вопросы определения размера страховых пенсий, не может являться основанием.

Доводы жалобы ответчика сводятся к иному толкованию норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, которое не может быть признано коллегией правильным. Апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 26 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Крыловой С.Н. оставить без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 23 марта 2022 года.

Председательствующий                        А.В. Аккуратный

Судьи                                    А.В. Гулящих

Д.Н. Шкробов

33-1102/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Туктаев Н. М.
Ответчики
ПАО Газпром Спецгазавтотранс
ГУ - Отд.ПеФ РФ по УР
Другие
Шмыков Игорь Викторович
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Гулящих Андрей Владимирович
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
01.03.2022Передача дела судье
23.03.2022Судебное заседание
30.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2022Передано в экспедицию
23.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее