Судья Буш В.Е. |
№ 33-771/2022 10RS0017-01-2021-001502-51 № 2-784/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 апреля 2022 года |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тарасовой Р.П.,
судей Мишеневой М.А., Гудковой Г.В.
при секретаре Волынцевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 21октября 2021 года по иску прокурора г.Сортавала в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сортавальского городского поселения о понуждении к совершению определенных действий.
Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г.Сортавала, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» по тем основаниям, что в ходе проведенной прокуратурой г.Сортавала проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере водоотведения, законодательства о безопасности дорожного движения, а именно, на протяжении ХХ.ХХ.ХХ в результате неудовлетворительной работы сетей, обеспечивающих отвод сточных вод (ливневая канализация), происходит систематическое подтопление территории автомобильной дороги федерального значения (...) в районе дома (.....). В связи с обильными осадками и таянием снега в ХХ.ХХ.ХХ произошло очередное подтопление указанной выше территории автомобильной дороги, что сказывается на безопасности дорожного движения. В результате проведенного обследования было установлено, что основными причинами подтопления территории автомобильной дороги является неисправность ливневой канализации. Проверкой установлено, что система ливневой канализации, находящаяся на территории Сортавальского городского поселения, служит для отведения талых, дождевых вод с территории (.....) (сбор сточных вод в районе (.....)). Ливневая канализация в реестре муниципальной собственности не значится, эксплуатирующей организации не передана, схема ливневой сети водоснабжения не разработана и не утверждена, инвентаризация ливневой сети не проведена, схемы, чертежи, графики, техническая документация на нее отсутствуют. При отсутствии соответствующей документации невозможно установить протяженность ливневой канализации, ее территориальное размещение, количество выпусков и их место нахождения, не представляется возможным проводить работы по расчистке сети. Аналогичные проверки прокуратурой г.Сортавала проводились в ХХ.ХХ.ХХ По выявленным нарушениям прокуратурой г.Сортавала ответчику ХХ.ХХ.ХХ и ХХ.ХХ.ХХ выносились представления, однако надлежащие меры для изыскания данных систем ливневой канализации, постановке указанных бесхозяйных систем ливневой канализации на учет в Управлении Росреестра по Республике Карелия с последующей регистрацией объекта в качестве муниципального имущества, разработке технической документации на указанные системы ливневой канализации, инвентаризации указанных систем ливневой канализации, а также меры по восстановлению, замене, расчистке всех систем указанной ливневой канализации, обеспечивающих свободный пропуск ливневой воды, не приняты, сети ливневой канализации в эксплуатирующую организацию для содержания не переданы. Бездействие ответчика нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения на указанном участке дороги, а также права граждан в области обеспечения благоприятной окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства. На основании изложенного истец просил возложить на ответчика обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и провести работу по выявлению существенных элементов ливневой канализации, расположенной частично в районе дома (.....), провести работы по расчистке всей сети ливневой канализации, расположенной частично в районе дома (.....), обеспечить свободный пропуск ливневой воды по указанной канализации; в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: провести работы по инвентаризации указанных сетей ливневой канализации, разработать техническую документацию на указанные сети ливневой канализации, организовать и провести работы по замене, восстановлению утративших свои свойства сетей ливневой канализации, организовать постановку указанной бесхозяйной сети ливневой канализации, расположенной частично в районе дома (.....), в Управлении Росреестра по Республике Карелия с последующей регистрацией объекта в качестве муниципального имущества.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд возложил на администрацию Сортавальского городского поселения обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и провести работу по выявлению существующих элементов ливневой канализации, расположенной в районе дома (.....), выполнить работы по расчистке всей сети ливневой канализации, расположенной частично в районе дома (.....), обеспечить свободный пропуск ливневой воды по указанной канализации; в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по инвентаризации сетей ливневой канализации, расположенной частично в районе дома (.....), разработать техническую документацию на указанные сети ливневой канализации, организовать и провести работы по замене, восстановлению утративших свои свойства сетей ливневой канализации, организовать постановку указанной бесхозяйной сети ливневой канализации, расположенной частично в районе дома (.....), на государственный кадастровый учет с последующей постановкой ее на учет в качестве муниципального имущества.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление, в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на отсутствие оснований для возложения на ответчика обязанности принять меры по расчистке, инвентаризации, разработке технической документации, организации и проведения работ по замене, восстановлению утративших свои свойства сетей ливневой канализации, являющейся принадлежностью автомобильной дороги общего пользования федерального значения. Ливневая канализация относится к искусственным дорожным сооружениям, предназначенным для обеспечения отвода воды с поверхности дорожного покрытия, и представляет собой систему трубопроводов, их каналов или лотков и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод, является неотъемлемой, технологической частью автомобильной дороги, элементом системы дорожного, поверхностного водоотвода. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» дорога (...), является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения через (.....) проходит по улицам (.....), Карельская и Бондарева. Поскольку автомобильная дорога в районе (.....) в (.....) является дорогой федерального значения, то комплекс мероприятий по ее содержанию, ремонту и капитальному ремонту должен осуществляться собственником автомобильной дороги либо уполномоченным им лицом. Кроме того указывает, что устанавливаемые в исковом заявлении сроки для совершения определенных действий являются короткими и не отвечают принципам разумности гражданского судопроизводства. В силу ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Следовательно, на проведение указанной работы будет необходимо как минимум полтора года. До момента регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество расходование бюджетных средств на указанное имущество (проведение работ по расчистке, разработке технической документации, замене, восстановлению утративших свои свойства сетей ливневой канализации) будет противоречить положениям бюджетного законодательства. Кроме того, изложенные в исковом заявлении требования не позволяют однозначно определить на каких улицах Сортавальского городского поселения необходимо выявить существующие элементы ливневой канализации. Указанное обстоятельство также может привести к неисполнимости судебного акта и обращения в суд за разъяснением по его исполнению.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Иванова А.А., действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала.
Прокурор Ильмаст А.Н. в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал исковые требования и просил возложить на администрацию Сортавальского городского поселения обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и провести работы по выявлению существующих элементов ливневой канализации, расположенной под дорожным полотном на участке автомобильной дороги (...): (.....), общей протяженностью (...).; выполнить работы по расчистке указанного участка ливневой канализации, обеспечив свободный пропуск ливневой воды; возложить на администрацию Сортавальского городского поселения обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по инвентаризации участка сетей ливневой канализации, расположенной на участке автомобильной дороги (...): (.....), общей протяженностью (...).; разработать техническую документацию на указанный участок сетей ливневой канализации, провести работы по замене, восстановлению утративших свойства элементов указанного участка сетей ливневой канализации и организовать постановку на учет указанного бесхозяйного недвижимого имущества в Управлении Росреестра по Республике Карелия с последующей регистрацией права муниципальной собственности.
Представитель третьего лица ФКУ Упрдор «Кола» с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, приняв и исследовав новые доказательства, принятые судом апелляционной инстанции в соответствии с пунктами 42, 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в целях установления юридически значимых по делу обстоятельств, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Исходя из положений п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Таким образом, в силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. п. 2, 9, 23 и 28 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31.10.1973 № 2410, а также Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) «Канализация. Термины и определения», введенным в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.02.1982 № 805, установлено рекомендованное к применению определение термина «канализация»: отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
Из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки прокуратурой г.Сортавала установлено, что на протяжении ХХ.ХХ.ХХ в результате неудовлетворительной работы сетей, обеспечивающих отвод сточных вод (ливневая канализация), происходит систематическое подтопление территории автомобильной дороги федерального значения (...) на (.....).
Прокуратурой г.Сортавала ХХ.ХХ.ХХ и ХХ.ХХ.ХХ адрес администрации Сортавальского городского поселения были вынесены представления об устранении нарушений требований законодательства в сфере водоотведения, безопасности дорожного движения, а именно о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и их недопущению впредь и о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
По результатам рассмотрения представления прокурора г.Сортавала от ХХ.ХХ.ХХ администрацией Сортавальского городского поселения издано распоряжение от ХХ.ХХ.ХХ № об объявлении замечания за нарушений требований законодательства в сфере водоотведения, безопасности дорожного движения первому заместителю главы администрации ФИО1.
По результатам рассмотрения представления прокурора г.Сортавала от ХХ.ХХ.ХХ администрацией Сортавальского городского поселения было издано распоряжение от ХХ.ХХ.ХХ № об объявлении замечания за нарушений требований законодательства в сфере водоотведения, безопасности дорожного движения директору МУ «Городское хозяйство» ФИО2
По истечении установленного п. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» срока ответчиком не выполнены требования прокурора г.Сортавала о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений.
Установив вышеуказанные обстоятельства неисполнения ответчиком возложенной законом обязанности организации системы водоотведения на подконтрольной территории, составной частью которой является система ливневой канализации и нарушение прав неопределенного круга, в интересах которых обратился прокурор, суд обоснованно обязал ответчика устранить нарушения по надлежащему содержанию сетей, обеспечивающих отвод сточных вод (ливневой канализации) в районе дома (.....).
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как принятого в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и действующими нормами материального и процессуального права.
Прокуратурой города Сортавалы с привлечением представителей администрации Сортавальского городского поселения, ФКУ Упрдопр «Кола» и ООО «Карелводоканал» ХХ.ХХ.ХХ проведено обследование спорной территории, по результатам которого установлено, что ливневая канализация находится под дорожным покрытием автомобильной дороги (...) по (.....). Участок ливневой канализации, в результате ненадлежащего содержания которого происходит затопление дорожного полотна, расположен (.....). Общая протяженность данного участка ливневой канализации ориентировочно составляет (...). Результаты обследования отражены в акте от ХХ.ХХ.ХХ и схеме расположения спорного участка ливневой канализации.
Материалами дела установлено, что сведения о собственнике спорного участка ливневой канализации и состоянии на балансе у хозяйствующих субъектов отсутствует, ответственности за техническое состояние никто не несет, обслуживанием не занимается.
Факт бесхозяйности указанной сети в суде первой и апелляционной инстанций сторонами также не оспаривался.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Буквальное толкование положений п. 3 ст. 225 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что обращение с заявлением о принятии бесхозяйного недвижимого имущества на соответствующий учет является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, в силу пункта 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, законодателем не указаны.
Анализируя изложенное, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что органом местного самоуправления не принимаются достаточные меры, направленные на приведение данных сетей в надлежащее состояние, а также меры по организации постановки бесхозяйных систем ливневой канализации на учет для последующей регистрации права собственности на эти объекты.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции достоверно и правильно установил имеющие значения для дела фактические обстоятельства, дал им надлежащую юридическую оценку, правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Вопреки доводам жалобы об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности принять меры по расчистке, инвентаризации, разработке технической документации, организации и проведения работ по замене, восстановлению утративших свои свойства сетей ливневой канализации, являющейся принадлежностью автомобильной дороги общего пользования федерального значения, исходя из вышеприведенных норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.
Доводы жалобы о том, что ливневая канализация, проходящая под дорожным полотном, относится к искусственным дорожным сооружениям, предназначенным для обеспечения отвода воды с поверхности дорожного покрытия, представляет собой систему трубопроводов, лотков и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод, является неотъемлемой, технологической частью автомобильной дороги, элементом системы дорожного, поверхностного водоотвода, не могут быть приняты во внимание, поскольку спорные водопроводные сети находятся в границах Сортавальского городского поселения и не являются объектами, входящими в комплекс дорожных сооружений.
Судебной коллегией также отклоняются доводы жалобы об установлении судом первой инстанции сроков для совершения определенных действий, поскольку при их определении судом учтены обстоятельства дела, длительность бездействия ответчика по устранению выявленных нарушений, требования, предъявляемые к безопасности дорожного движения, а также принципы разумности и справедливости.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Правовых оснований, влекущих в пределах действия ст. 330 ГПК РФ отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом схемы расположения ливневых колодцев на (.....), являющейся приложением к акту осмотра ливневой канализации от ХХ.ХХ.ХХ, судебная коллегия полагает необходимым изложить резолютивную часть решения суда в иной редакции, указав, что на администрацию Сортавальского городского поселения возлагается обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по выявлению существующих элементов ливневой канализации, расположенной под дорожным полотном на участке автомобильной дороги (...): (.....), общей протяженностью (...).; выполнить работы по расчистке указанного участка ливневой канализации, обеспечив свободный пропуск ливневой воды. Кроме того, администрация Сортавальского городского поселения обязана в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить техническую документацию и организовать работы по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – сети ливневой канализации, расположенной на участке автомобильной дороги (...): (.....), общей протяженностью (...).
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 21 октября 2021года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
«Возложить на администрацию Сортавальского городского поселения обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по выявлению существующих элементов ливневой канализации, расположенной под дорожным полотном на участке автомобильной дороги (...): (.....), общей протяженностью (...). Выполнить работы по расчистке указанного участка ливневой канализации, обеспечив свободный пропуск ливневой воды.
Возложить на администрацию Сортавальского городского поселения обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить техническую документацию и организовать работы по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – сети ливневой канализации, расположенной на участке автомобильной дороги (...): (.....), общей протяженностью (...)».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи