ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 октября 2017 г. гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: |
Сокол В.С., |
судей: |
Пономаренко А.В., Чистяковой Т.И., |
при секретаре: |
Николаевой А.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым к Рюмшину Олегу Григорьевичу о взыскании суммы, по апелляционной жалобе Рюмшина Олега Григорьевича на решение Евпаторийского городского суда Республика Крым от 04 июля 2017 г.,
УСТАНОВИЛА:
07 июня 2016 г. Управление обратилось в суд с приведенным выше иском, указывая на необоснованное получение ответчиком, как опекуном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., скрывшим факт выполнения оплачиваемой работы, ежемесячных сумм в виде компенсаций к социальным пенсиям детей, просило взыскать с него переплату в связи с выявленным фактом выполнения им оплачиваемой работы за период с 02 ноября 2016 г. по 01 апреля 2017 г. в размере 65633, 34 руб.
Обжалуемым решением взыскано с Рюмшина Олега Григорьевича в пользу Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Евпатории Республики Крым сумму причиненного ущерба в размере 65633,34 руб., в доход местного бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере 2169 руб.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает как на отсутствие факта сокрытия получения им сумм вознаграждения, присуждаемых иным органом, отсутствия оснований для взыскания спорной суммы, так и выражает несогласие с выводом суда о занятии им оплачиваемой деятельностью.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя Морозов В.Н. просил удовлетворить жалобу по ее доводам, представитель истца Демьянова И.А. просила решение суда оставить без изменения по доводам письменных возражений относительно жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела по доводам сторон, выслушав их объяснения, приходит к следующему.
Из дела следует, что Рюмшин О.Г. является опекуном малолетних инвалидов детства ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно Указу Президента РФ от 26 февраля 2013г. N175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан установлены с 1 января 2013г. ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) в размере 5500 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2013 г. N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы" утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми- инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, п. 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком- инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (п. 3 Правил).
В соответствии с п. 4 Правил ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку- инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.
Из материалов дела усматривается, что Рюмшин О.Г. являлся получателем данной компенсационной выплаты.
Согласно представленных истцом справок, которые ответчиком не оспорены, на дату 01 апреля 2017 г. ответчик получил спорную выплату за ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в размере 32816, 67 руб., за ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., - 32816, 67 руб., всего в размере 65633, 34 руб.
Одним из оснований для прекращения ежемесячной выплаты согласно п.п. д п. 12 Правил является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим.
Получив 23 марта 2017 г. поступившую в адрес истца справку Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории РК № от 16 марта 2017 г. о назначенных мерах социальной поддержки и начисленных суммах о том, что Рюмшин Олег Григорьевич с 03 ноября 2016 г. по 23 марта 2027 г. является получателем денежного вознаграждения приемного родителя за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., истец принял решения от 27 марта 2009 г. № и № о прекращении ФИО4 с 02 ноября 2016 г. ежемесячной денежной выплаты как лицу, осуществляющему уход за указанными выше детьми.
Установив приведенные выше обстоятельства, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что Рюмшин Олег Григорьевич, как опекун, с 03 ноября 2016 г. не имел статуса неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, вследствие чего он не имел права на спорные выплаты, при этом, в обоих случаях при подаче им заявления о назначении выплаты (09 ноября 2016 г. и 17 ноября 2016 г.) ответчик под роспись был уведомлен о необходимости в течение пяти дней известить истца об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществление ежемесячной выплаты.
В этой части доводы представителя ответчика о том, что при подаче ответчиком заявлений о назначении выплат были поданы также постановления Администрации г. Евпатории о назначении его опекуном двоих детей, которыми Рюмшин О.Г. обязан заключить договор о приемной семье, несостоятельны, поскольку тексты указанных постановлений не свидетельствуют о получении ответчиком денежного вознаграждения, и во всяком случае эти доводы значения не имеют, поскольку правильно установлено, что спорные суммы были получены незаконно.
Доводы о том, что выполнение обязанностей согласно договору о приемной семье и получаемое денежное вознаграждение не является выполнение трудовых обязанностей с их оплатой, являются ошибочным пониманием норм права, так как в любом случае эти выплаты(денежное вознаграждение приемного родителя за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) не относятся к мерам социальной поддержки, ответчик выполняет обязанности по заключенной и регулируемой специальным законом сделке и за выполнение которых он получает денежное вознаграждение.
Иные доводы о том, что спорные суммы не подлежат взысканию в силу п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 1109 ГК РФ выводы суда не опровергают, при подаче истцу заявлений о назначении мер социальной поддержки ответчик указал, что он не работает и не является получателем ежемесячной выплаты от другого ведомства за ребенком-инвалидом, и не указал, что он является получателем денежного вознаграждения по договору о приемной семье, что приравнивается к трудовой оплачиваемой деятельности.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (пункты 1 и 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из положений пункта 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, усматривается, что Семейный кодекс Российской Федерации разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм Семейного кодекса Российской Федерации также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются, в том числе, и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, получаемое приемными родителями вознаграждение за оказание услуг по воспитанию ребенка приравнивается к заработной плате.
В статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в статье 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего на момент возникновения спорных отношений и утратившего силу с 1 января 2017 г. в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Следовательно, принимая на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение по договору о приемной семье, приемный родитель выполняет оплачиваемую работу.
Между тем право на получение ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы", имеют только неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 ГПРК РФ оснований для изменения или отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Евпаторийского городского суда Республика Крым от 04 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Рюмшина Олега Григорьевича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: