УИД 11RS0002-02-2023-000064-73
г. Сыктывкар Дело № 2-2-181/2023
(№ 33-6927/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе председательствующего Нагорновой О.Н.,
судей Перминовой Н.А. и Слободянюк Т.А.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрела в судебном заседании 7 августа 2023 года дело по апелляционной жалобе Тюфтеевой Тамары Васильевны на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 мая 2023 года, по которому
в удовлетворении иска Тюфтеевой Тамары Васильевны к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о возложении обязанности заключить договор деприватизации, прекращении права собственности, признании права собственности за муниципальным образованием городским округом «Воркута» отказано.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Тюфтеева Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – администрация МО ГО «Воркута») о деприватизации, прекращении права собственности, признании права собственности за муниципальным образованием городским округом «Воркута» на квартиру по адресу: <Адрес обезличен>
В обоснование иска указала, что является собственником жилого помещения – квартиры по адресу: <Адрес обезличен>, право собственности на которое возникло у нее на основании решения Воркутинского городского суда Республики Коми от 3 февраля 2015 года в порядке приватизации. 3 февраля 2023 года Тюфтеева Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о передаче квартиры в муниципальную собственность, однако в его удовлетворении администрацией МО ГО «Воркута» ей было отказано.
Суд постановил приведённое решение, оспоренное Тюфтеевой Т.В. как незаконное.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность оспоренного решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого судебного акта с вынесением нового об удовлетворении иска Тюфтеевой Т.В.
При этом исходит из следующего.
Как установил суд, и подтверждается материалами дела, вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 3 февраля 2015 года по делу № 2-163/2015 прекращено право собственности МО ГО «Воркута» на жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен> и признано право собственности на данное жилое помещение за Тюфтеевой Т.В. (л. д. 5-7).
Право собственности на указанное жилое помещение было зарегистрировано за Тюфтеевой Т.В. 27 марта 2015 года (свидетельство о государственной регистрации права <Адрес обезличен> – л. д. 12).
Указанное жилое помещение для Тюфтеевой Т.В. является единственным местом проживания (поквартирная карточка – л. д. 10, справка – л. д. 11).
Сведения о наличии обременений в отношении жилого помещения в ЕГРП отсутствуют.
3 февраля 2023 года Тюфтеева Т.В. обратилась в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о передаче спорного жилого помещения в муниципальную собственность, однако в удовлетворении заявления ответчиком было отказано со ссылкой на то, что право собственности заявителя на жилое помещение возникло не на основании договора передачи в собственность жилого помещения, а на основании решения суда, в связи с чем нормы ст. 9.1 Федерального закона от 4 июля 1991 года № 1541-1 не могут быть применены) (письмо от 21 февраля 2023 года - л. д. 13).
Разрешая вопрос о законности данного отказа, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения иска Тюфтеевой Т.В. при этом исходил из отсутствия у истца права на передачу принадлежащего ей жилого помещения в собственность муниципального образования, поскольку указанное жилое помещение было приобретено Тюфтеевой Т.В. не в порядке приватизации, предусмотренном Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года № 1541-1, а на основании вступившего в законную силу решения суда.
С указанным выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку он не основан на законе и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю, либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены названным Кодексом.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу требований статьи 9.1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и статьи 20 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Из толкования приведенных правовых норм следует, что граждане имеют право при наличии их волеизъявления передать приватизированное ими жилое помещение в государственную и муниципальную собственность на основании соответствующего договора с заключением на указанное жилое помещение договора социального найма. Реализация данного права гражданами не ставится в зависимость от волеизъявления соответствующих органов местного самоуправления и органов исполнительной власти и уполномоченных ими лиц, однако в качестве необходимых условий в законе указано, что жилое помещение должно принадлежать гражданину на праве собственности в порядке приватизации, являться единственным местом постоянного проживания и быть свободным от обязательств. Иные условия для реализации гражданином данного права законом не устанавливаются. При этом мотивы и причины, по которым гражданин намерен реализовать указанное право, юридического значения не имеют. Деприватизация жилого помещения возможна при соблюдении следующих условий: жилое помещение должно поступить в собственность гражданина именно в порядке приватизации, а не по иным основаниям приобретения права собственности (договор дарения, купли-продажи, в порядке наследования); жилое помещение должно быть единственным местом постоянного проживания гражданина; отсутствие обременений в отношении жилого помещения; право на деприватизацию можно реализовать однократно.
Вопреки выводам суда, наличие приведенных условий для возникновения права истца требовать от ответчика деприватизации занимаемого жилого помещения, заявителем были доказаны.
Так, как усматривается из содержания решения Воркутинского городского суда Республики Коми от 3 февраля 2015 года по делу № 2-163/2015, имеющегося в материалах настоящего гражданского дела, предметом указанного спора являлось право Тюфтеевой Т.В. на получение жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, именно в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а не по каким-либо иным основаниям, и были обусловлены отказом администрации муниципального образования в реализации истцом данного права. Тюфтеевой Т.В. указанного права.
Таким образом, судебным актом Воркутинского городского суда Республики Коми от 3 февраля 2015 года по делу № 2-163/2015 подтверждено приобретение Тюфтеевой Т.В. права собственности на квартиру по адресу: <Адрес обезличен> именно в порядке приватизации, то есть в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года № 1541-1, а вынесение данного судебного акта было обусловлено абзацем вторым статьи 8 данного закона, согласно которому в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
С учётом указанного суждение суда о том, что право собственности на квартиру по адресу: <Адрес обезличен> было приобретено истцом не в порядке приватизации, предусмотренном Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года № 1541-1, а по иным основаниям, противоречит фактическим обстоятельствам дела, а потому в силу положений пунктов 1,3 и 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении иска Тюфтеевой Т.В.
Руководствуясь статьёй 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 мая 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, по которому заявленные Тюфтеевой Тамарой Васильевной (...) к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (... требования удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» обязанность принять от Тюфтеевой Тамары Васильевны в порядке расприватизации жилое помещение – квартиру по адресу: <Адрес обезличен> собственность муниципального образования городского округа «Воркута» и возложить обязанность заключить с Тюфтеевой Тамарой Васильевной договор социального найма указанной квартиры с прекращением права собственности Тюфтеевой Тамары Васильевны на данное жилое помещение.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 августа 2023 года