Судья Ильченко Е.Н.
Докладчик Карболина В.А. Дело № 33-2807\2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Быковой И.В.
судей Карболиной В.А., Грибанова Ю.Ю.
при секретаре А.М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 30 марта 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе Главы администрации Коченевского района Новосибирской области на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 29 ноября 2016 года, которым обязана Администрация Коченевского района Новосибирской области внести П.Е.О., в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и нуждающегося в получении жилого помещения в порядке очереди.
Администрации Коченевского района Новосибирской области предоставить П.Е.О. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Карболиной В.А., объяснения представителя ответчика администрации Коченевского района Новосибирской области – К.А.С., представителя ответчика Министерства социального развития – Л.Е.А., П.Е.О., Н.Г.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.Е.О. (до брака Назарук) обратилась в суд с иском к Администрации Коченевского района Новосибирской области, Администрации р.п. Коченево, Коченевского района Новосибирской области, Министерству социального развития Новосибирской области об обязывании внесения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилья и нуждающегося во внеочередном получении жилого помещения по договорам специализированного жилого помещения.
В обоснование исковых требований указала, что она относится к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители Н.Т.П. и Н.О.В. были лишены родительских прав на основании решения Коченевского районного суда Новосибирской области от 15.02.2002 года. Н.Т.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Распоряжения Администрацией Муниципального образования р.п. Коченево от 08.06.2001 года № 347р за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое принадлежало Н.Т.П. Данным постановлением Н.Г.А. (бабушка) была назначена попечителем над ней.
Она проживала с Н.Г.А. по адресу: <адрес>.
Жилого помещения для проживания она не имеет, в настоящее время зарегистрирована на территории Коченевского района Новосибирской области.
При обращении в Администрацию Коченевского района Новосибирской области по вопросу обеспечения её жильем, как ребенка оставшегося без попечения родителей, ей было отказано, так как на момент обращения ей было более 23 лет и рекомендовано обратиться в суд за защитой нарушенного права на получение жилья.
С учетом уточненного требования истец просила суд обязать Администрацию Коченевского района Новосибирской области внести ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и нуждающегося в получении жилого помещения в порядке очереди.
Обязать Администрацию Коченевского района Новосибирской области предоставить ей благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалуемое Главой администрации Коченевского района Новосибирской области, который в апелляционной жалобе просит решение отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что на основании действующего в 2006 году законодательства, а именно ФЗ №158-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец утратила своё право на обеспечение жилым помещением, так как за ней было закреплено жилое помещение, принадлежащее её матери по адресу: <адрес>, следовательно она имела все законные права на данное жилое помещение, поэтому не была включена в список, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Обращает внимание на то, что истец 06.02.2006 года преднамеренно ухудшила свои жилищные условия путем продажи закрепленной за ней квартиры по адресу: <адрес>.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, обеспечение данных лиц жильем в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях.
В исключении из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (п.1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто достиг возраста 23 лет.
Аналогичные положения содержит Закон Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», гарантирующий в ст.1 предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Новосибирской области №331-03 от 05.06.2013г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства, формируется список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Органом, обязанным предоставить истцу жилое помещение является администрация Коченевского района Новосибирской области в силу ст. 1 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 490-03 (ред. от 02.02.2015) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями», согласно которой органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Жилые помещения предоставляются вышеуказанным гражданам, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.
Согласно п.1 ст.1 Закона Новосибирской области от 05.06.2013г. №331- 03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей », детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
Судом установлено, что Н.Е.О. родилась ДД.ММ.ГГГГ ( копия свидетельства о рождении л.д.8).
В свидетельстве о рождении истца в графе мать указана Н.Т.П. и в графе отец Н.О.В. (л.д.8). ДД.ММ.ГГГГ родители истца были лишены родительских прав на основании решения Коченевского районного суда Новосибирской области. Доказательств о том, что Назарук были восстановлены в родительских правах, в материалах дела не имеется.
Распоряжением Администрации Муниципального образования р.п. Коченево от 08.06.2001 года № 347р за истцом было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> которое принадлежало Н.Т.П. Данным распоряжением Н.Г.А. (бабушка истца по линии матери) была назначена попечителем над несовершеннолетней Н.Е. (л.д.12).
Несовершеннолетняя Н.Е.О. проживала с Н.Г.А. по адресу: <адрес>
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Н.Т.П. продает по договору купли-продажи принадлежащую ей <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, и закрепленную на основании вышеуказанного распоряжения (л.д.51-53).
Н.Т.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ Н.Е.О. зарегистрировала брак с П.К.В. и после заключения брака ей присвоена фамилия П. (л.д.24).
Решением мирового судьи первого судебного участка Коченевского района Новосибирской области от 27.07.2015г. брак между П.К.В. и П.Е.О. расторгнут.
В 2015 году истец (на момент обращения П.Е.О. исполнилось 27 лет) обратилась в Администрацию Коченевского района Новосибирской области о включении её в список на обеспечение жилым помещением, как ребенка оставшегося без попечения родителей.
29.12.2015 года Администрация Коченевского района Новосибирской области отказала П.Е.О. о включении её в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, так как лицо достигшие более 23 - летнего возраста (л.д.20).
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что органами опеки и попечительства Администрации Коченевского района Новосибирской области истцу было разъяснено право встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как ребенку, оставшегося без попечения родителей до 23 - летнего возраста.
В настоящее время истец жилья не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Представитель органа опеки и попечительства Администрации Коченевского района НСО не представила суду доказательств о разъяснении истцу права встать на учет на получение жилья, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, до 23 лет.
Принимая решение и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец как лицо относящиеся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит внесению в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и нуждающегося в получении жилого помещения в порядке очередности, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст.1 вышеуказанного закона сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец утратила своё право на обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что за ней было закреплено жилое помещение, принадлежащее её матери по адресу: <адрес> которое истец 06.02.2006 года продала, тем самым преднамеренно ухудшила свои жилищные условия, судебная коллегия считает несостоятельными.
Действительно судом было установлено, что закрепленная за истцом <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая матери истца Н.Т.П., была продана последней ДД.ММ.ГГГГ, по достижению истцу 18 лет, о чем истцу известно не было. Истице также не было известно, что за ней было закреплено жилое помещение в квартире матери, отдел опеки и попечительства ее не знакомил с данными документами и не разъяснял ей о возможности постановки на учет до 23 лет.
Однако, в силу ст. 56 ГПК РФ доказательств, о том, что истец преднамеренно ухудшила свои жилищные условия путем продажи, закрепленной за ней квартиры, ответчиками не предоставлено.
Как усматривается из материалов дела, истец не проживала и не находилась на регистрационном учете в данной квартире на момент её продажи, поскольку несовершеннолетняя Н.Е.О. проживала с бабушкой Н.Г.А., которая распоряжением Администрации Муниципального образования р.п. Коченево от 08.06.2001 года № 347р была назначена ее попечителем, по адресу: <адрес>.
Со слов истца отношения с матерью не поддерживала.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено. Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 29 ноября 2016 года по доводам апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации Коченевского района Новосибирской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: