УИД 39RS0011-01-2019-000522-30
Ад. дело № 2а-522\2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 июня 2019 года г. Зеленоградск
Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области
Сайбель В.В.
при секретаре Волковской И.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области
административное дело по административному исковому заявлению Гавриленко Владимира Ивановича к администрации МО «Зеленоградский городской округ» о признании незаконными отказов в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории и понуждении к утверждению схемы
установил:
Гавриленко В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривал отказ администрации МО «Зеленоградский городской округ» в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
В обосновании своих требований указал, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Жилой дом представляет собой блокированный жилой дом, который был разделен в результате соглашения о перераспределении долей и прекращении права долевой собственности между истцом и его сестрой ФИО4, которая после реконструкции своего дома, зарегистрировала право собственности на блок-секцию по адресу: <адрес>. Под данную блок - секцию был выделен земельный участок с КН №, площадью 645 кв.м, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН. 13.12.2018 истец обратился в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по образованию земельного участка, площадью 591 кв.м с условным кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием – блокированная жилая застройка, территориальная зона Ж-2 ( зона застройки малоэтажными жилыми домами). 08.02.2019 администрация отказала в предоставлении муниципальной услуги, указав, что согласно выписки из ЕГРН у истца зарегистрировано право собственности на жилой дом, а схема для утверждения предоставлена под блокированную жилую застройку. Истец с данным отказом не согласен, поскольку такие основания не указаны в качестве оснований, изложенных в ст. 11.10 п. 16 ЗК РФ, кроме того, он 20.03.2019 обратился в администрацию МО «Зеленоградский городской округ» с заявлением, в котором просил предоставить ему муниципальную услугу по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 591 кв.м, с разрешенным использованием – жилая застройка, однако, 25.04.2019 получил отказ, с указанием на то, что у истца зарегистрирован жилой дом, а схема предоставлена под блокированную жилую застройку. Учитывая, что ответы администрации нарушают его исключительное право на приобретение земельного участка под имеющимся у него объектом недвижимости, просил признать выданные отказы немотивированными и незаконными и обязать администрацию предоставить ему муниципальную услугу по утверждению схемы расположения земельного участка с разрешенным использованием под блокированную жилую застройку.
В судебное заседание административный истец Гавриленко В.И. не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Лукичева Ю.В., действующая на основании доверенности исковые требования поддержала, указала, что истец имеет исключительное право на приобретение земельного участка под принадлежащим ему жилым домом, однако в связи с действиями ответчика лишен возможности оформить земельные отношения.
Представитель административного ответчика администрации МО «Зеленоградский городской округ» Божинская А.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства в их совокупности, и дав им оценку, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Согласно со ст. 212 ГК Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Права всех собственников защищаются равным образом.
Из материалов дела следует, что Гавриленко В.И. являлся собственником 1\2 доли жилого дома, площадью 50,2 кв.м, расположенного по <адрес> в <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство от 10 марта 1999 года.
Соглашением о перераспределении долей и прекращении права долевой собственности от 12.02.2003 в собственность Гавриленко В.И. перешла изолированная часть жилого дома, общей площадью 27.9 кв.м
Жилой дом, площадью 27.9 кв.м поставлен на кадастровый учет 08.05.2018, право собственности на него за Гавриленко В.И. зарегистрировано 08.11.2018, что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на 05.12.2018 (л.д. 23).
Вышеуказанным соглашением вторая доля жилого дома была выделена в собственность ФИО4, за которой 28.05.2009 было зарегистрировано право собственности на 1\2 долю блок -секции, общей площадью 183,7 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> (л. д. 27).
29 мая 2014 года между администрацией МО «Зеленоградский район» и ФИО4 и ФИО6 был заключен договор купли-продажи земельного участка с КН №, площадью 627 кв.м, предоставленного для обслуживания блок-секции №, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 33-35), переход права по которому было зарегистрировано в ЕГРН 25.12.2018.
Кроме того, 08 мая 2008 года между администрацией МО «Зеленоградский район» и Гавриленко В.И. был заключен договор аренды земельного участка № 272-КЗО\2008, по условиям которого истцу был передан в аренду, сроком на 49 лет земельный участок с КН №, площадью 591 кв.м, расположенный в <адрес>, с разрешенным использованием – для облуживания блок- секции №.
Данный договор зарегистрирован в ЕГРН не был, в связи с чем, земельный участок, право собственности на который зарегистрировано ни за кем не было, по истечении временного срока был с кадастрового учета снят.
Таким образом, в настоящее время земельные отношения под принадлежащем истцу жилым домом не оформлены, при этом, как пояснила представитель истца и данный факт представителем ответчика не оспорен, земельный участок, фактически используемый истцом, ограничен границами смежных землепользователей и территорий общего пользования.
С целью оформления земельных отношений Гавриленко В.И. 13.12.2018 обратился в администрацию МО «Зеленоградский городской округ» через МФЦ с заявлением об оказании муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плате территории».
Ответом от 08.02.2019 администрация отказала в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плате территории», с указанием на то, что согласно выписки из ЕГРН за истцом зарегистрировано право собственности на жилой дом, общей площадью 27.9 кв.м, а схема для утверждения предоставлена под блокированную жилую застройку, в связи с чем просили привести в соответствие правоустанавливающие документы на дом и администрация вернется к рассмотрению заявления.
На заявление истца об утверждении схемы расположения земельного участка с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство от 21.03.2019, администрация ответом от 25.04.2019 отказала по тем же основаниям, что и ответом от 08.02.2019.
Не согласившись с такими отказами администрации, истец обратился в суд с административным исковым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец Гавриленко В.И. наделен правом на обращение в суд в защиту нарушенных прав.
Оценивая требования истца, заявленные в обосновании своих доводов и давая оценку действиям ответчика, связанных с обращением истца, суд приходит к следующему.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК Российской Федерации. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2 ст. 11 ЗК РФ).
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции Российской Федерации).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания или сооружения, определен статьей 39.20 ЗК Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 39.20 ЗК Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду (п.6).
В силу п. 1 ст. 11.3. ЗК Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10. ЗК РФ.
Согласно ст. 11.10 ЗК Российской Федерации под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п. 13).
Пунктом 16 ст. 11.10 ЗК Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, перечень которых является исчерпывающим.
Основания, указанные в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ в выданных истцу ответах отсутствуют.
Как следует из выписки из правил землепользования и застройки МО «Зеленоградское городское поселение» земельный участок истца формируется в территориальной зоне -зона застройки малоэтажными жилыми домами (Ж2), в которой возможно размещать, как индивидуальные жилые <адрес> надземных этажей ( включая мансардный) с земельными участками, так и блокированные жилые <адрес> надземных этажей (включая мансардный) с земельными участками в основных видах разрешенного использования.
В силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.
По правилам пункта 2 статьи 7 ЗК Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок, на основании осуществления определенных процедур зонирования территорий.
Как следует из схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, которую истец просит администрацию утвердить, жилой дом, который был передан наследникам в 1999 году представляет собой в настоящее время блокированный жилой дом, состоящий из двух блок-секций, при этом первая блок -секция поставлена на кадастровый учет и зарегистрирована в ЕГРН.
Более того, администрация МО «Зеленоградский район» уже формировала границы земельных участков в 2007 году под обслуживание двух блок -секций, расположенных по <адрес>, и под обслуживание секции № в собственность передан земельный участок, площадью более 600 кв.м, права зарегистрированы.
Таким образом, администрация МО «Зеленоградский район» уже установила разрешенное использование земельного участка, который находится в пользовании истца- для обслуживания блок-секции № по <адрес> в <адрес>, как и установила его площадь 591 кв.м (л.д. 39).
Следовательно, отказ администрации в том, что у истца зарегистрировано право на жилой дом, а схема под блокированную застройку, в связи с чем, ему необходимо привести в соответствие правоустанавливающие документы на дом, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку без оформления земельных отношений, истец лишен возможности какими либо образом изменить назначение здания, о чем не знать администрация не могла.
Пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определено, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
При этом в статье 4 указанного Федерального закона закреплен принцип правомерности представления государственной услуги, подразумевающий, что при предоставлении государственной услуги не могут нарушаться требования действующего законодательства и права других лиц.
Поскольку администрация выданными истцу отказами нарушает как исключительное право истца на получение земельного участка под принадлежащим ему на праве собственности жилым домом, так и требования действующего законодательства, не указав основания отказа, указанные в законе, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ 08.02.2019 ░░ № ░-152\░░░ ░ ░░ 25.04.2019 ░░ № ░-528\░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 591 ░░.░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.06.2019.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.