УИД № 41OS0000-01-2021-000069-39
№ 66а-1531/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Новосибирск 10 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В.,
судей Войтко С.Н., Захарова Е.И.,
при секретаре Акматовой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (№ 3а-38/2021) по административным исковым заявлениям Литвинова Р.Д., Камчатского краевого отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» об оспаривании итогов голосования и результатов выборов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 и единому краевому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа № 9 по участковым избирательным комиссиям №№ 299, 300, 301, 303, 304,
по апелляционной жалобе административного истца Литвинова Р.Д. на решение Камчатского краевого суда от 02 ноября 2021 года,
заслушав доклад судьи Захарова Е.И., пояснения представителя административного истца Литвинова Р.Д. – Дука А.Н., представителя Избирательной комиссии Камчатского края, Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, Вилючинской территориальной избирательной комиссии Манзату Н.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Довыденко Н.П.,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 16 июня 2021 года № 1155 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 июня 2021 года № 11/87-8 «О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года в течение нескольких дней подряд» постановлено провести голосование на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва, а также на иных выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд - 17, 18 и 19 сентября 2021 года.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края № 135/797 от 17 июня 2021 года полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 9 по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва возложены на Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию (далее – Избирательная комиссия).
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 21 июля 2021 года № 147/938 зарегистрирован краевой список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Камчатское краевое отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в количестве 46 человек.
Постановлением Окружной избирательной комиссии избирательного округа № 9 от 23 июля 2021 года № 3/5 Литвинов Р.Д. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9.
Постановлением Окружной избирательной комиссии избирательного округа № 9 от 20 сентября 2021 года 9/17 выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края по одномандатному избирательному округу № 9 признаны состоявшимся, результаты выборов – действительными. Избранным депутатом Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 признан ФИО14.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 23 сентября 2021 года № 172/1034 выборы депутатов Законодательного собрания Камчатского края четвертого созыва по единому краевому избирательному округу признаны состоявшимися и действительными. Результаты выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по единому краевому избирательному округу определены согласно протоколу.
Литвинов Р.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании итогов голосования и результатов выборов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 по УИК №№ 299, 300, 301, 303, 304. В обоснование своих требований указал, что 28 июля 2021 года был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9. В период с 17 сентября 2021 года по 19 сентября 2021 года состоялись выборы, по результатам которых депутатом Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 избран ФИО14. Считает, что при проведении выборов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 УИК №№ 299, 300, 301, 303, 304 был нарушен порядок проведения досрочных выборов, так как оснований для досрочного голосования не имелось. На участковых избирательных комиссиях были самостоятельно изготовлены бюллетени для голосования методом светокопий на бумаге, которые не имели степени защиты и были заверены печатью и подписью командира воинской части. Наблюдатели и члены избирательной комиссии от партий и общественных организаций на участки допущены не были.
Первый секретарь Камчатского краевого отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» обратился в Камчатский краевой суд с административным иском с требованием об отмене итогов голосования и результатов выборов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края 4 созыва по единому краевому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа № 9 по УИК №№ 299, 300, 301, 303, 304 и возложением обязанности на Избирательную комиссию Камчатского края произвести пересчет голосов по выборам и определить победителя итогов голосования. Административные исковые требования основаны на тех же доводах, что и административное исковое заявление Литвинова Р.Д.
Определением Камчатского краевого суда от 18 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Литвинова Р.Д. и административное дело по административному исковому заявлению Камчатского краевого отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» объединены в одно производство, делу присвоен единый номер 3а-38/2021.
Решением Камчатского краевого суда от 02 ноября 2021 года административные исковые заявления Литвинова Р.Д. и Камчатского краевого отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Литвиновым Р.Д. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение, в соответствии с которым отменить итоги голосования и результаты выборов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 по УИК №№ 299, 300, 301, 303, 304. Указывает о нарушениях Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» состоявшихся во время проведения досрочного голосования и голосования 17-19 сентября 2021 года. Избирательные участки для голосования военнослужащих сформированы с нарушением избирательного законодательства. В протоколе об итогах голосования не содержится сведений о досрочно проголосовавших избирателях, что грубо нарушает положения избирательного законодательства.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвовавшем в деле, представителем административных ответчиков представлены возражения, в которых указывают, что решение Камчатского краевого суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба административного истца удовлетворению не подлежит.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Литвинова Р.Д. – Дука А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Манзату Н.В. считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Административный истец Литвинов Р.Д., представитель Камчатского краевого отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в судебное заседание не явились извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены решение не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края установлен Законом Камчатского края от 14 марта 2011 года № 565 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» (далее – Закон Камчатского края о выборах).
Согласно статье 81 Закона Камчатского края о выборах, отмена решений избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания осуществляется в соответствии со статьей 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2006 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ), суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Из части 1 статьи 65 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что в случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 64 Закона Камчатского края о выборах.
На судах, которые будут находиться в день голосования в плавании избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования. Такие участки входят в избирательные округа по месту приписки судна (пункт 5 статьи 19 Федерального закона № 67-ФЗ, часть 4 статьи 19 Закона Камчатского края о выборах).
Согласно части 4 статьи 3 Закона Камчатского края от 27 февраля 2013 года № 201 «Об участковых избирательных комиссиях в Камчатском крае» на избирательных участках, участках референдума, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, участковая избирательная комиссия формируется капитаном судна из числа членов экипажа, в том числе не входящих в резерв составов участковых избирательных комиссий, в срок, установленный в части 3 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее дня, предшествующего дню голосования.
Из материалов дела следует, что 3 августа 2021 года командир войсковой части № обратился в Петрапавловск-Камчатскую территориальную избирательную комиссию с письмом о том, что в соответствии с выполнением плана боевой подготовки объединения 19 сентября 2021 года корабли объединения будут находиться при выполнении поставленных задач, в связи с чем просил образовать избирательные участки на кораблях (судах) ВМФ РФ <данные изъяты> и с просьбой разрешить проведение на них голосование.
Постановлением Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2021 года № 6/12 (с согласия Избирательной комиссии Камчатского края, оформленного постановлением от 09 августа 2021 года № 153/976) образованы избирательные участки на судах, которые в дни голосования будут находиться в плавании для организации и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, в том числе избирательные участки <данные изъяты>.
Проверив процедуру образования избирательных участков, краевой суд пришел к правильному выводу о том, что решения об образовании избирательных участков на судах, которые в дни голосования будут находиться в плавании, приняты избирательными комиссиями в соответствии с их компетенцией, с соблюдением сроков, в пределах которого могут быть образованы такие участки.
Довод апелляционной жалобы о том, что должен был быть образован отдельный избирательный участок на территории войсковой части № в общем порядке является необоснованным.
Возможность образования избирательных участков на судах, находящихся дни голосования в плавании предусмотрена указанными выше нормами федерального и краевого законодательства.
В соответствии с пунктом 19 статьи 63 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 20 статьи 61 Закона Камчатского края о выборах, в исключительных случаях на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, допускается изготовление избирательных документов, включая избирательные бюллетени, непосредственно участковой избирательной комиссией. Решение об изготовлении избирательных документов с указанием необходимого тиража и сроков изготовления избирательных бюллетеней принимает участковая избирательная комиссия по согласованию с территориальной избирательной комиссией.
Постановлением Петропавловск-Камчатской территориальной избирательной комиссией комиссии от 25 августа 2021 года № 16/30 участковым избирательным комиссиям избирательных участков на судах разрешено самостоятельно изготовить избирательные документы, связанные с подготовкой и проведением выборов, в том числе избирательных бюллетеней.
Решениями УИК № 299 от ДД.ММ.ГГГГ, УИК № 300 от ДД.ММ.ГГГГ, УИК № 301 от ДД.ММ.ГГГГ, УИК № 303 от ДД.ММ.ГГГГ, УИК № 304 от ДД.ММ.ГГГГ года в связи с невозможностью доставки избирательных документов на соответствующие УИК установлено изготовить по формам, направленным территориальной избирательной комиссией, с использованием технических средств, избирательные документы, в том числе бланки избирательных бюллетеней для голосования по одномандатному избирательному округу.
Таким образом, доводы административных истцов о незаконности самостоятельного изготовления в УИК избирательных бюллетеней судом первой инстанции отклонены обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении правил составления списков избирателей основаны на неправильном толковании избирательного законодательства.
Согласно части 5 статьи 15 Закона Камчатского края о выборах списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания), на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает, капитаном судна.
Аналогичные положения содержатся в пункте 6 статьи 17 Федерального закона № 67-ФЗ.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», Вооруженные Силы Российской Федерации состоят, в том числе из объединений, соединений, воинских частей и иных организаций.
Исследовав материалы дела и документ с грифом «<данные изъяты>» судом первой инстанции сделан вывод о том, что войсковые части, личный состав которых принял участие в голосовании на судах, входят в состав объединения войсковой части №, дислоцированной в Вилючинском городском округе, включенном в избирательный округ №.
Учитывая, что мероприятия боевой подготовке предусматривали нахождение военнослужащих в расположении указанной войсковой части, включение личного состава войсковых частей в списки избирателей на избирательных участках, образованных на судах объединения федеральному и региональному избирательному законодательству не противоречит.
Доводы апелляционной жалобы о не включении в протокол об итогах голосования данных о досрочно проголосовавших избирателей также подлежат отклонению.
Из части 1 статьи 66 Закона Камчатского края о выборах следует, что участковая избирательная комиссия оформляет свои решения об итогах голосования на соответствующем избирательном участке двумя протоколами: протоколом об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протоколом об итогах голосования по единому краевому избирательному округу.
Каждый из указанных в части 1 настоящей статьи протоколов должен также содержать следующие строки:
строка 1: число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования;
строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в соответствии с частями 2 - 9 статьи 64 настоящего Закона;
строка 4: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;
строка 5: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
строка 6: число погашенных избирательных бюллетеней;
строка 7: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
строка 9: число недействительных избирательных бюллетеней;
строка 10: число действительных избирательных бюллетеней (часть 4 статьи 66 Закона Камчатского края о выборах).
Проанализировав положения части 4 статьи 66, частей 2-9 статьи 64 Закона Камчатского края о выборах, судебная коллегия соглашается с выводами краевого суда о том, что строка «3» протокола об итогах голосования заполняется в том случае, если отдельные группы избирателей, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует либо затруднено, и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом в соответствии с частью 1 статьи 64 Закона Камчатского края о выборах.
Однако, как следует из материалов дела, установлено судом и стороной административного истца не оспаривается, голосование на участковых избирательных участках № 299, 300, 301, 303, 304 на судах проводилось в целом.
Оценивая доводы административного истца о нарушениях, допущенных на отдельных избирательных участках при проведении голосования, при подсчете голосов и установлении итогов голосования, суд правомерно их отклонил как несостоятельные.
Пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ, закреплено, что отменить решение комиссии об итогах голосования может только суд соответствующего уровня.
Проверка законности решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования не отнесена к компетенции Камчатского краевого суда. Это следует из требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющих подсудность судам разного уровня административных дел об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий (статьи 19 - 21 Кодекса).
Согласно правилам подсудности, установленным указанными нормами, решения участковых избирательных комиссий об итогах голосования, а также их действия (бездействие) могут быть оспорены в соответствующем районном суде. В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решения компетентных судов, которыми были бы отменены решения участковых избирательных комиссий об итогах голосования на соответствующих избирательных участках, не выносились.
Оценив материалы дела, доказательства, представленные сторонами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Камчатский краевой суд пришел к обоснованному и законному выводу о том, что административными истцами не представлено данных о нарушении избирательного законодательства повлиявших на волеизъявление избирателей на выборах в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу№ 9 и единому краевому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа № 9 по УИК №№ 299, 300, 301, 303, 304 и не позволивших с достоверностью определить действительную волю избирателей.
Поскольку доводы административного истца, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, они не могут служить поводом к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камчатского краевого суда от 2 ноября 2021 года оставить без изменений, апелляционную жалобу административного истца Литвинова Р.Д. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Камчатский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 декабря 2021 года