5-969/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
02 апреля 2021 года ...
Судья Советского районного суда ... Наумова А.В. при секретаре судебного заседания Иванове Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Арсалоновой М.Ж., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки ..., не работающей, являющейся пенсионером, проживающей со слов по адресу: ..., зарегистрированной по адресу: ..., паспорт серии 8112 ... выдан ТП УФМС России по ... в ...,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут, Арсалоновой М.Ж., находясь на ..., приняла участие в несанкционированном публичном мероприятии в форме митинга. Собравшиеся граждане выкрикивали фразу «Свободу», «Россия», скандировали громкие фразы. Арсалоновой М.Ж., надев на себя мешковину с надписями «Я нищая, я за Путина - горой», «Продам ершик за 150 тыс. руб. на пропитание», кричала в центре толпы собравшихся граждан, привлекая всеобщее внимание. Проведение данного публичного мероприятия Администрацией ... ДД.ММ.ГГГГ не согласовано. О том, что данное мероприятие является несанкционированным, сотрудниками полиции объявлено гражданам в громкоговорящее устройство. Своими действиями Арсалоновой М.Ж. нарушила п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Арсалоновой М.Ж. является лицом, привлеченным к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в соответствии с постановлением Советского районного суда ... от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Арсалоновой М.Ж. вину в совершенном правонарушении не признала, указала на отсутствие в ее действиях нарушений закона, она имеет право выходить и высказываться в соответствии с Конституцией РФ, она сказала о соответствующих действительности сведениях о том, что является нищей, у нет жилья, имущества, размер пенсии составляет 12000 руб., она вышла постоять в одиночном пикете, как делала это ранее, подбежал народ, она стояла около 8 минут, затем подошли полицейские, она испугалась, не контролировала свои действия, не понимала, чего от нее хотят, думала, что сотрудники полиции требовали от нее снять мешок. У нее глухота 2 степени, был инсульт, также обострение болезни желудочно-кишечного тракта.
В судебном заседании защитник Арсалоновой М.Ж. Низовкина Н.Ю. пояснила, что производство по делу подлежит прекращению, так как отсутствуют признаки административного правонарушения, в силу своего субъективного понимания Арсалоновой М.Ж. не считала, что участвует в митинге, она считала, что стоит в одиночном пикете, не расслышала требований сотрудников полиции, расценила действия сотрудников как требование о прекращении одиночного пикетирования, что ею и было сделано. Не было необходимости в задержании, нарушена процедура задержания, также допущены нарушения при составлении протокола об административном правонарушении, учитывая состояние здоровья Арсалоновой М.Ж. к ней не может быть применен такой вид наказания как административный арест.
В судебном заседании представитель Управления МВД по ... Бураев П.Н., действующий на основании доверенности доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержал.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 8 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
За данное правонарушение предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток.
Частью 5 ст. 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон N 54-ФЗ).
Указанным федеральным законом публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов РФ.
Статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные указанной статьей.
Таким образом, законодатель не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением одиночного пикета).
Согласно ст. 1 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 3075-IV "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Бурятия" уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом Народного Хурала Республики Бурятия, депутатом представительного органа муниципального образования в ... в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается организатором публичного мероприятия в письменной форме в местную администрацию муниципального образования в ..., на территории которого планируется его проведение, в срок, установленный федеральным законодательством.
Из материалов дела следует, что проведение публичного мероприятия на территории ... на ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке согласовано не было.
ДД.ММ.ГГГГ Лозовская С.В. обратилась в Администрацию ... с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга, при этом целью и формой публичного мероприятия указано пикетирование группой лиц с целью привлечения общественного внимания к факту незаконного задержания А.А. Навального и выдвижения требования о его освобождении. Предполагаемое количество участников указано в уведомлении – 100 человек, место проведения – ..., площадь Театральная.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация ... в ответ на уведомление предложила в связи с принятыми на территории Республики Бурятия мерами по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID-19), провести публичное мероприятие после отмены введенных ограничений на проведение публичных, массовых и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан. Также указала на неясность формы проведения публичного мероприятия, и в случае отсутствия согласия собственника территории на проведение публичного мероприятия, предложила изменить место его проведения.
Публичное мероприятие не было согласовано с органом местного самоуправления, следовательно, установленный порядок проведения публичного мероприятия был нарушен.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Согласно ч.5 ст.5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией Российской Федерации и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (пункт 1 статьи 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (часть 3 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей, и не нарушать установленные для участников запреты.
Из материалов дела, просмотренных видеозаписей следует, что в 14 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ, Арсалоновой М.Ж., находясь на ..., приняла участие в несанкционированном публичном мероприятии в форме митинга. Собравшиеся граждане выкрикивали фразу «Свободу», «Россия», скандировали громкие фразы. Арсалоновой М.Ж., надев на себя мешковину с надписями «Я нищая, я за Путина - горой», «Продам ершик за 150 тыс. руб. на пропитание», кричала в центре толпы собравшихся граждан, привлекая всеобщее внимание. Проведение данного публичного мероприятия Администрацией ... ДД.ММ.ГГГГ не согласовано. О том, что данное мероприятие является несанкционированным, сотрудниками полиции объявлено гражданам в громкоговорящее устройство. Своими действиями Арсалоновой М.Ж. нарушила п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Указанные в протоколе по делу об административном правонарушении обстоятельства подтверждаются просмотренной в ходе судебного заседания видеозаписью, рапортом начальника полиции по ООП УОДУУП и ПДН УМВД России по ... Рябова А.В.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Исходя из имеющихся материалов дела, нет оснований полагать, что Арсалоновой М.Ж. осуществляла одиночное пикетирование, учитывая количество собравшихся граждан, объединенных единым замыслом и общей организацией.
Доводы о том, что Арсалоновой М.Ж. не понимала требований сотрудников полиции, судом рассмотрены, они не принимаются во внимание судом. Требования о прекращении публичного мероприятия были высказаны сотрудником полиции в непосредственной близости от Арсалоновой М.Ж., в громкоговорящее устройство, что следует из просмотренной судом видеозаписи. Оснований полагать, что Арсалоновой М.Ж. страдает полной глухотой суду не имеется, ссылки на наличие глухоты документально не подтверждены, в судебном заседании Арсалоновой М.Ж. отрицала факт наличия у нее психических заболеваний, лишающих возможность осознавать происходящее. В судебном заседании Арсолонова М.Ж. отвечала на вопросы, из просмотренных видеозаписей также усматривается, что она на слух воспринимает информацию.
Материалами дела с достоверностью подтверждается, что Арсалоновой М.Ж. после требований сотрудников полиции о прекращении проведения публичного мероприятия не прекратила принимать участие в нем.
Довод защитника Низовкиной Н.Ю. о том, что задержание являлось необоснованным, суд находит несостоятельным. Задержание Арсалоновой М.Ж. было произведено в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ.
Постановлением Советского районного суда ... от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Советского районного суда ... от ДД.ММ.ГГГГ Арсалоновой М.Ж. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ. По каждому постановлению назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, постановление от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Суд квалифицирует действия Арсалоновой М.Ж. по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Вина Арсалоновой М.Ж. в совершенном правонарушении подтверждается протоколом об административном правонарушении по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом о доставлении Арсалоновой М.Ж., протоколом о ее задержании, объяснением Арсалоновой М.Ж., уведомлением Лозовской С.В. и дополнением к нему, ответом Администрации ... от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Лозовской С.В., видеозаписями.
Оснований для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством, не имеется, он содержит сведения предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного Арсалоновой М.Ж. правонарушения, ее личность, имущественное положение, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность не установлено.
Принимая во внимание размер дохода Арсалоновой М.Ж. (пенсия около 12000 руб.), а также обстоятельства дела, суд не усматривает оснований для назначения ей наказания в виде административного штрафа, минимальный размер которого по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ составляет 150000 руб. По мнению суда, назначением данного вида наказания не будут достигнуты его цели.
Также суд не усматривает достаточных оснований для назначения наказания в виде административного ареста.
Суд назначает Арсалоновой М.Ж. наказание в виде обязательных работ на срок 40 часов, такое наказание является справедливым и соразмерным содеянному.
Сведений о том, что Арсалоновой М.Ж. относится к лицам, к которым в соответствии с ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ не может применяться наказание в виде обязательных работ, не имеется.
Оснований для освобождения лица от ответственности, прекращения производства по настоящему делу судом не установлено.
Руководствуясь ч.8 ст.20.2, ст.29.10 КоАП РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Арсалоновой М.Ж., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку ..., проживающую по адресу: ..., зарегистрированную по адресу: ..., паспорт серии 8112 ... выдан ТП УФМС России по ... в ... ДД.ММ.ГГГГ виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст. 20.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде 40 часов обязательных работ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения копии постановления через Советский районный суд ....
Судья А.В. Наумова