Решение по делу № 33-5522/2024 от 25.04.2024

Судья: Тощева Е.А.                                     № 33-5522/2024

№ дела в 1-й инст. №2-180/2024

УИД 91RS0001-01-2023-005082-97

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь                                 06 июня 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего           Балема Т.Г.,

судей                         Корбута А.О.,

Синани А.М.,

при секретаре                           Космачёвой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барабашевой Лейли Ризаевны к Администрации города Симферополя Республики Крым, МКУ Департамент жилищной политики Администрации города Симферополя о признании незаконным постановления, обязании совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 31 января 2024 года,

      установила:

Барабашева Л.Р. обратилась в суд с иском к Администрации г. Симферополя, в котором с учётом изменений 15.12.2023 года просила: признать незаконным и отменить постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 07 августа 2023 года №4487 «О снятии Барабашевой Лейли Ризаевны с отдельного квартирного учета депортированных граждан»; обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда, восстановить Барабашеву Лейли Ризаевну на квартирном учете в предшествующим снятию с квартирного учета состоянии.

Исковые требования мотивированны тем, что решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 26 января 1998 года № 1807 Барабашева Л.Р. принята на отдельный квартирный учет депортированных граждан составом семьи 1 человек. По состоянию на 04.08.2022 года в списке граждан, состоящих на отдельном квартирной учете, истец указана под №223, в списке первоочередников, внеочередников под №14. Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 07.08.2023 года №4487 Барабашева Л.Р. снята с отдельного квартирного учета депортированных граждан на основании статьи 35 Закона Республики Крым от 06.07.2015 года №130-ЗРК/2015 как утратившая основания, которые в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым до 21.03.2014 года, давали право быть принятой на квартирный учет.

    Основанием к принятию указанного постановления послужило то, что дочери истца – Ахмедовой В.С. на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес> общей площадью 139,7кв.м., где зарегистрировано место проживания истца. По мнению ответчика, это свидетельствует о том, что обеспеченность Барабашевой Л.Р. общей площадью жилого помещения превышает учетную норму в размере 10,0кв.м. на одного члена семьи для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, установленную решением Симферопольского городского ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ .

    С вышеуказанным истица не согласна, в связи с чем обратилась в суд.

Определением суда от 15.11.2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ Департамент жилищной политики Администрации г. Симферополя.

Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 31 января 2024 года исковое заявление удовлетворено.

Признано незаконным и отменено постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 07 августа 2023 года №4487 «О снятии Барабашевой Лейли Ризаевны с отдельного квартирного учета депортированных граждан».

Возложено на Администрацию города Симферополя Республики Крым в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда, восстановить Барабашеву Лейли Ризаевну на квартирном учете в предшествующем снятию с квартирного учета состоянии.

Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, администрация города Симферополя Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просила оспариваемый судебный акт отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В доводах апелляционной жалобы заявитель указывает о том, что постановление администрации г. Симферополя №4487 от 07.08.2023 г. законно и обоснованно, поскольку обеспеченность Барабашевой Л.Р. общей площадью жилого помещения превышает учётную норму, что в силу пункта 1 статьи 35 закона РК от 06.07.2015 №130-ЗРК/2015 является основанием для снятия с отдельного квартирного учёта.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Шерет Ф.М. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.

Информация о назначенном судебном заседании размещена на официальном интернет – сайте Верховного Суда Республики Крым.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причины неявки суду не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.

На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Заслушав доклад судьи Балема Т.Г., пояснения представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует вышеизложенным требованиям.

    Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Барабашева Лейли Ризаевна с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>.

    Земельный участок по указанному адресу принадлежит дочери истца - Ахмедовой Вилене Сейрановне, на основании Договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28).

    С ДД.ММ.ГГГГ Барабашева Л.Р. состоит на отдельном квартирном учете депортированных граждан в администрации г. Симферополя составом семьи 1 человек. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке общей очереди под , в списке первоочередной очереди под . Учетное дело укомплектовано. В документах, представленных заявителем, разночтений не выявлено (л.д.99).

    Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 07 августа 2023 года №4487, на основании ст.35 Закона Республики Крым от 06.07.2015 №130-ЗРК/2015, ФИО1 снята с отдельного квартирного учета депортированных граждан, согласно приложению.

    В приложении к постановлению указано, что согласно выписке из ЕГРН от 26.07.2023 №КУВИ-001/2023-170503745 жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 139,7кв.м. на праве собственности принадлежит дочери истца – ФИО2 (л.д.82).

    По мнению Администрации г. Симферополя, изложенному в письменных возражениях на исковые требования, указанное свидетельствует, что обеспеченность ФИО1 общей площадью жилого помещения превышает учетную норму в размере 10,0кв.м. на одного члена семьи для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, установленной решением Симферопольского городского совета от 04.07.2019 года №2043 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и о признании утратившим силу решения 21-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28.05.2015 года №272 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения». В связи с этим Администрация пришла к выводу, что Барабашева Л.Р. утратила основания, которые в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым до 21.03.2014, давали право быть принятой на квартирный учёт.

    Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Барабашева Л.Р. не подпадает ни под одну из категорий, перечисленных в ст.35 Закона №130-ЗРК/2015, тем самым у Администрации г. Симферополя отсутствовали правовые основания для снятия Барабашевой Л.Р. с квартирного учета.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона.

Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

21 марта 2014 года принят Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", согласно которому Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

Из содержания пунктов 1, 2 статьи 23 указанного Закона следует, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.

Таким образом, при рассмотрении жилищных вопросов суды и органы местного самоуправления должны применять законодательство Российской Федерации, с учетом отдельных положений ранее принятых законодательных актов Украины и Республики Крым, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии со статьей 35 Закона Республики Крым от 6 июля 2015 N 130-3PK/2015 "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым" граждане, принятые по состоянию на 21 марта 2014 года на отдельный квартирный учет депортированных граждан в органах местного самоуправления, действовавших на территории Республики Крым на момент вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, и нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, имеют право на получение жилого помещения на основании решения органа местного самоуправления о постановке на отдельный квартирный учет депортированных граждан.

Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 4, 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21 марта 2014 года, давали им право быть принятыми на квартирный учет (в том числе на отдельный квартирный учет) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях последующего предоставления им жилых помещений.

Согласно пункту 3 Порядка обеспечения жильем граждан из числа ранее депортированных, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 13 октября 2015 года N 611, право на получение жилых помещений по договорам социального найма за счет бюджетных средств имеют граждане: а) принятые по состоянию на 21 марта 2014 года на отдельный квартирный учет депортированных граждан в органах местного самоуправления, действовавших на территории Республики Крым на момент вхождения Республики Крым в состав РФ, и нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма; б) подвергшиеся политическим репрессиям по национальному признаку с территории Крымской АССР, признанные пострадавшими от политических репрессий по национальному признаку в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", и члены их семей (муж, жена, дети), возвратившиеся в Республику Крым на постоянное проживание, нуждающиеся в жилых помещениях и являющиеся гражданами РФ.

На день вынесения органом местного самоуправления решения о принятии Барабашевой Л.Р. на отдельный квартирный учет как депортированного гражданина, порядок и способ обеспечения жильем были урегулированы законодательством Украины.

В соответствии со статьей 40 Жилищного Кодекса Украины, граждане находятся на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Основанием для снятия гражданина с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий являлось, в том числе улучшение жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления другого жилого помещения.

Постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 1952 утвержден Порядок обеспечения депортированных лиц и членов их семей, которые вернулись на Украину, жильем, построенным или приобретенным за счет государственных средств.

Основанием для снятия с квартирного учета депортированных лиц являлось получение ими жилья (пункт 9 Порядка).

Согласно пункту 26 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР, утвержденных 11 декабря 1984 года Советом Министров УССР и Украинским Республиканским Советом профсоюзов N 470, граждане снимаются с квартирного учета в случаях: улучшения жилищных условий; выезда на постоянное место жительства в другой населенный пункт; прекращения трудовых отношений с предприятием по месту учета; осуждения к лишению свободы; представления недостоверных сведений или неправомерных действий должностных лиц при разрешении вопроса о постановке на квартирный учет; отмены справки о взятии на учет перемещенного лица; получения денежной компенсации.

Согласно статье 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Положения приведенной нормы на граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 21 марта 2014 года не распространяются, эти граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 4, 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21 марта 2014 года, давали им право быть принятыми на квартирный учет (в том числе на отдельный квартирный учет) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях последующего предоставления им жилых помещений.

В соответствии с представленной в материалы дела справкой МВД по Республике Крым от 29 июля 2016 года N Б-370 Барабашева Л.Р. является реабилитированным лицом (л.д.30,108). Барабашева Л.Р. была поставлена на квартирный учет депортированных граждан решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 26.01.1998 №1807, в соответствии с Порядком обеспечения депортированных лиц и членов их семей, которые вернулись на Украину, жильем, построенным или приобретенным за счет государственных средств, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17 декабря 2003 года N 1952.

Согласно правовой позиции, приведенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2019 года N 39-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в связи с жалобами граждан А. А.Л. Мейсснер, Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой" нормативное закрепление положений о признании реабилитированного лица нуждающимся в жилых помещениях исходя из размера площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, который составляет менее учетной нормы; отсутствие у такого лица и членов его семьи иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования либо правом собственности, вступает в противоречие с целевым назначением права реабилитированных лиц (в частности, тех из них, которые являются детьми реабилитированных лиц, и которые родились в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении) возвращаться для проживания на прежнее место жительства, влечет фактическую невозможность его реализации в связи с предъявлением к ним требований о признании их малоимущими в установленном порядке, а равно требований об обеспеченности площадью жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя менее учетной нормы; об отсутствии у такого лица и членов его семьи иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования либо правом собственности и тем самым препятствует возмещению вреда соответствующей категории граждан в гарантированном государством объеме.

Конституционный Суд РФ предписал федеральному законодателю внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении.

Кроме того, законодателю города Москвы предписано исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении, - внести в законодательство города Москвы необходимые изменения.

В силу статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативного акта субъекта Российской Федерации или отдельных его положений является основанием для отмены или изменения в установленном порядке органами государственной власти других субъектов Российской Федерации положений принятых ими нормативных актов, содержащих такие же нормы, какие были признаны неконституционными (часть третья); эти положения не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (часть четвертая). Соответственно, нормы законов других субъектов Российской Федерации, аналогичные признанным неконституционными в названном Постановлении положениям Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" и повлекшие формирование аналогичной правоприменительной практики, также должны быть изменены.

До внесения соответствующих изменений в законодательное регулирование принятие на учет для обеспечения жилыми помещениями родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении детей реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, в местностях и населенных пунктах, где проживали их родители до применения к ним репрессий, в том числе в городе Москве, осуществляется без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан.

Таким образом, с учётом вышеуказанных разъяснений, в отношении граждан из числа депортированных, состоящих на специализированном учете для предоставления жилого помещения, разработан специальный порядок, где предусмотрена возможность состоять на учете без применения критериев обеспеченности жилым помещением.

Проанализировав вышеуказанные нормы закона, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы данного гражданского дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.

При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что, исходя из незаконности снятия Барабашевой Л.Р. с квартирного учета депортированных граждан, решение суда является основанием для восстановления истца на квартирном учёте в предшествующем состоянии.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на иное толкование положений действующего законодательства, иную оценку выводов суда, но не опровергают их.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 31 января 2024 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий                    Т.Г. Балема

Судьи                                А.О. Корбут

                                    А.М.Синани

33-5522/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Барабашева Лейли Ризаевна
Ответчики
Администрация г. Симферополя Республики Крым
МКУ Департамент жилищной политики Администрации г.Симферополя
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Балема Татьяна Геннадиевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
25.04.2024Передача дела судье
06.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2024Передано в экспедицию
06.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее