№ 2-84/2024
34RS0028-01-2024-000078-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2024 года станица Нехаевская
Волгоградская область
Нехаевский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Земцовой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Колпаносовой О.А.,
с участием:
истца – заместителя прокурора Нехаевского района Волгоградской области Сюкиева С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нехаевского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Захоперская средняя школа» Нехаевского муниципального района Волгоградской области (МКОУ «Захоперская СШ») о понуждении к устранению нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объекта образования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нехаевского района Волгоградской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Захоперская СШ» Нехаевского муниципального района Волгоградской области о понуждении к устранению нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объекта образования, в котором просит суд: обязать МКОУ «Захоперская СШ» Нехаевского муниципального района Волгоградской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить недостатки в функционировании системы видеонаблюдения и привести ее в исправное состояние.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МКОУ «Захоперская СШ» Нехаевского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой установлено, что 19 декабря 2019 года по результатам категорирования МКОУ «Захоперская СШ» присвоена 4 категория опасности. В 2015 году в образовательной организации в целях соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования установлена система видеонаблюдения в составе 6 камер видеонаблюдения, одна из которых на момент проверки находится в неисправном состоянии и не передаёт изображение на монитор. По указанному факту прокуратурой Нехаевского района Волгоградской области 19 января 2024 года в адрес директора учреждения внесено представление. Представление рассмотрено, однако нарушения не устранены.
Представитель ответчика – директор МКОУ «Захоперская СШ» Нехаевского муниципального района Волгоградской области Воскресенскова Е.А. о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не прибыла, представила заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, против удовлетворения исковых требований прокурора Нехаевского района Волгоградской области не возражает.
Суд на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
В судебном заседании истец – заместитель прокурора Нехаевского района Волгоградской области Сюкиев С.Г. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Выслушав истца- заместителя прокурора Нехаевского района Волгоградской области Сюкиева С.Г., исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Частью 1 статьи 20 и частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации определены «Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской федерации 5 октября 2009 года.
Согласно п. 5 Концепции общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или)ликвидации последствий проявлений терроризма.
Целью противодействия терроризму в Российской федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ основными принципами противодействия терроризму являются минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, а также приоритет мер по его предупреждению. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2015 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Пунктом 30 Требований предусмотрено, что система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории).
В силу ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»).
Как следует из положений п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Система видеонаблюдения в школах организовывается в целях формирования их информационно-телекоммуникационного инфраструктуры, направленной на обеспечение комплексной безопасности. Основными задачами системы видеонаблюдения являются: создание условий для обеспечения безопасности участников образовательного процесса, в том числе принятие современных мер показанию им помощи и их защите в случае возникновения нештатных и чрезвычайных ситуаций; обеспечение антитеррористической защиты участников образовательного процесса в школе, охраны правопорядка и безопасности; видео-фиксация возможных противоправных действий, которые могут нанести вред здоровью и жизни участникам образовательного процесса, а также имуществу школы.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в силу п.1.5 Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Захоперская средняя школа» Нехаевского муниципального района Волгоградской области, учредителем учреждения МКОУ «Захоперская СШ» является муниципальное образование «Нехаевский муниципальный район Волгоградской области», функции и полномочия которого выполняет администрация Нехаевского муниципального района Волгоградской области.
Прокуратурой Нехаевского района Волгоградской области проведена проверка МКОУ «Захоперская СШ» Нехаевского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой было установлено, что 19 декабря 2019 года по результатам категорирования МКОУ «Захоперская СШ» присвоена 4 категория опасности, в 2015 году в образовательной организации в целях соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования установлена система видеонаблюдения в составе 6 камер видеонаблюдения, одна из которых на момент проверки находится в неисправном состоянии и не передаёт изображение на монитор, что подтверждается актом проверки от 15 января 2024 года (л.д. 7, 16-17).
19 января 2024 года прокуратурой Нехаевского района Волгоградской области по указанному факту в адрес директора учреждения внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму (л.д.8-11).
Представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму МКОУ «Захоперская СШ» Нехаевского муниципального района Волгоградской области рассмотрено, но нарушения не устранены ввиду отсутствия денежных средств (л.д.12, 13).
В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку в образовательном учреждении система видеонаблюдения функционирует не в полном объеме, одна из камер не передает изображение на монитор, суд полагает, что требования прокурора Нехаевского района Волгоградской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, обсуждая вопрос о разумном сроке исполнения обязанности, суд приходит к выводу, что испрашиваемый прокурором срок, в течение которого ответчикам надлежит исполнить постановленное судебное решение, является разумным, обоснованным и достаточным для устранения указанных недостатков.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора Нехаевского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Захоперская средняя школа» Нехаевского муниципального района Волгоградской области о понуждении к устранению нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объекта образования, - удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Захоперская средняя школа» Нехаевского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1023405774523, ИНН 3417003754, КПП 341701001) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить недостатки в функционировании системы видеонаблюдения и привести ее в исправное состояние.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Нехаевский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.С. Земцова
Справка: решение суда в окончательной форме, с учетом положений части 2 статьи 199, части 3 статьи 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, составлено 25 апреля 2024 года.