Судья А.В. Карпов Дело № 33-6773/2016
Учет № 57
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 апреля 2016 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей Н.Н. Моисеевой, И.З. Рашитова,
при секретаре судебного заседания А.Р. Салиховой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Н.Н. Моисеевой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от <дата>, которым постановлено:
исковые требования Л.Н. Шашиной удовлетворить.
установить факт нахождения Шашиной ФИО14 на иждивении ее супруга Шашина ФИО15, умершего <дата>.
признать право Шашиной ФИО16 на пенсию по случаю потери кормильца после смерти супруга Шашина ФИО17 умершего <дата>.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан в поддержку жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Л.Н. Шашина обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан об установлении факта нахождения на иждивении и о признании права на пенсию по случаю потери кормильца.
В обоснование иска указано, что <дата> умер супруг истца А.П. Шашин, у которого истица находилась на фактическом иждивении, поскольку является пенсионеркой и ее пенсия составляет 6 642 рубля, которой не хватает даже на покупку продуктов питания. При этом А.П. Шашин являлся работающим пенсионером. Согласно решению .... комиссии Управления Пенсионного фонда России по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому р-ам РТ от <дата>, среднемесячный доход А.П. Шашина составил <данные изъяты>
Среднемесячный доход истицы за последние 12 месяцев до смерти супруга составил: средний размер пенсии по старости <данные изъяты>, кроме того, ей выплачивают в качестве меры социальной поддержки по категории ЕДВ, за последние 12 месяцев, с мая 2014 года по май 2015 года <данные изъяты>.
Также, перед смертью супруга, истица 2 месяца работала в гимназии .... уборщицей, где ее заработок составил в среднем <данные изъяты>, что в среднем за год составило <данные изъяты>
В результате, с апреля 2014 года по май 2015 года средний доход истицы составил 6919 рублей 93 копейки. Таким образом, среднемесячный доход семьи составил 6 919 рублей 93 копейки + 24 986 рублей = 31905 рублей 93 копейки. Среднедушевой доход составил 31 905 рублей 93 копейки / 2 = 15952 рубля 97 копеек. Содержание, которое предоставляет кормилец, составляет 15 952 рубля 97 копеек – 6 919 рублей 93 копейки = 9033 рубля 04 рублей.
В связи с вышеизложенным, истица полагает, что она находилась на иждивении своего супруга и просила суд установить факт ее нахождения на иждивении супруга, умершего <дата>.
Истица и ее представитель в судебном заседании поддержали исковые требования.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Суд постановил решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан просит решение суда отменить. При этом автор жалобы указывает, что подсчет доходов кормильца А.П. Шашина и иждивенца Л.Н. Шашиной необходимо рассчитывать за период с апреля 2015 года по май 2015 года, то есть за последние два месяца, поскольку именно с апреля 2015 года имели место изменения в размерах дохода иждивенца, связанные с поступлением на оплачиваемую работу. Таким образом, доход А.П. Шашина за период с <дата> по <дата> составил <данные изъяты>, среднемесячный доход <данные изъяты>. Доход Л.Н. Шашиной за период с <дата> по <дата> составил <данные изъяты>. Поэтому содержание, которое представлял А.П. Шашин своей супруге Л.Н. Шашиной на день смерти составляло <данные изъяты>, которое меньше собственного дохода Л.Н. Шашиной. Таким образом, источником средств к существованию Л.Н. Шашиной являлись ее собственные доходы.
В возражении на апелляционную жалобу Л.Н. Шашина просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. При этом указывает, что ответчик при расчете среднемесячного дохода иждивенца использовал не официальный документ, а письмо от <дата>, подписанный заместителем управляющего Пенсионного фонда Республики Татарстан, в котором указан алгоритм расчета среднедушевого дохода иждивенца за последние два месяца, что противоречит действующему законодательству.
В судебном заседании при апелляционном рассмотрении представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан А.П. Батыру доводы жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400 «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400 «О страховых пенсиях», лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400 «О страховых пенсиях» законом устанавливается страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400 «О страховых пенсиях», нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.
В соответствии с подпунктами «а», «д» пункта 1, пунктом 2 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: а) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»; д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров; ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются: государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи; единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (пункт 2).
Из материалов дела усматривается, что Л.Н. Шашина, <дата> года рождения, состояла в браке А.П. Шашиным <дата> года рождения, который прекращен ввиду смерти А.П. Шашина, <дата>.
Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан принято решение .... от <дата> об отсутствии факта нахождения супруги Л.Н. Шашиной на иждивении супруга А.П. Шашина.
Решением УПФР в г.Чистополе .... от <дата> истице отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца. Данный вывод был сделан ответчиком путем сопоставления дохода истицы и ее умершего супруга.
Из решения пенсионного органа .... от <дата> следует, что доход Л.Н. Шашиной за период с <дата> по <дата> составляет <данные изъяты> (среднемесячный доход равен <данные изъяты>), доход А.П. Шашина за период с <дата> по <дата> составлял 49 972 рубля (среднемесячный доход равен 24 986 рублей).
При суммировании среднемесячных доходов истицы и ее супруга среднедушевой доход семьи составит <данные изъяты>
Исходя из среднемесячного дохода Л.Н. Шашиной составляющего <данные изъяты>, и среднедушевого дохода семьи в сумме <данные изъяты>, содержание, которое предоставлял истице ее умерший супруг, составляло 6 <данные изъяты> что не превышает ее собственный доход.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что из расчетов, приведенных истицей в исковом заявлении, следует, что ее среднемесячный доход составлял <данные изъяты>., содержание, которое предоставлял ей А.П. Шашин составляло сумму <данные изъяты> что также недостаточно для признания истицы состоящей на иждивении супруга.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что истица не состояла на иждивении у супруга, поскольку имела свой постоянный и основной источник дохода, а приходящаяся на нее доля из совместных доходов не превышала ее собственного дохода. Вследствие чего получаемая ею от супруга помощь не относится к категории основного ее источника средства к существованию.
По приведенным выше мотивам постановленное судом решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от <дата> по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО18 Шашиной к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан об установлении факта нахождения на иждивении и о признании права на пенсию по случаю потери кормильца - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи