РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«08» сентября 2020 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Мернова Н.В., с участием помощника прокурора Федорченко В.Д., при секретаре Утиганове А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-876/2020 по административному исковому заявлению прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах РФ, неопределённого круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Астраханской области о признании информации запрещённой к распространению в РФ,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Приволжского района Астраханской области обратился в суд с указанным административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайте <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование иска прокурор указал, что на указанном сайте размещена информация о продаже различных видов боевого огнестрельного оружия без документов и без лицензии, что нарушает положения Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», поскольку приобретение оружия и патронов к нему на территории РФ подлежит лицензированию.
Учитывая, что информация, распространенная в сети Интернет, содержит предложение к приобретению различных видов боевого огнестрельного оружия без документов и без лицензии, что недопустимо, соответственно, данная информация является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Установление правового состояния информационного материала, имеет юридическое значение для последующего включения вышеуказанной информации в реестр сведений, предусмотренных ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено», для ограничения доступа к указанной информации, как незаконной.
В судебном заседании участвующая в деле помощник прокурора заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 96 КАС РФ извещен надлежаще, представлено заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений не представил.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Пунктом 6 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона, запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом <данные изъяты>, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
За незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов предусмотрена уголовная ответственность ст. 222 УК РФ.
Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», который закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами при соблюдении ими нормативно установленных требований.
Статья 9.1 указанного Федерального закона предусматривает лицензирование производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, производства патронов к оружию и составных частей патронов, торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговли патронами к оружию, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию.Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о продаже различных видов боевого огнестрельного оружия без документов и без лицензии.
Ввиду того, что распространение таких материалов на территории Российской Федерации в силу закона запрещено, размещение их в сети Интернет может быть использовано представителями экстремистских и террористических структур, а также отдельными лицами для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, совершения террористических актов, что может повергнуть опасности неопределенный круг лиц.
Согласно сведениям Роскомнадзора данный сайт в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено отсутствует.
Вместе с тем, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.
Исходя из этого, суд приходит к выводу к выводу, что размещенные на странице указанного сайта материалы направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требований.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.
На основании ст. 5 данного Федерального закона, информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Исходя из п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является решение о запрете к распространению, которой на территории РФ принято уполномоченными органами или судом.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.
На основании вышеизложенного суд считает, что в целях ограничения доступа к указанному сайту, содержащему запрещенную информацию, необходимо внести данные о нём в соответствующий реестр, как следствие к выводу о наличии оснований для признания сведений, содержащихся на нём, информацией, распространение которой в РФ запрещено, и необходимости удовлетворении административного иска.
В соответствии с положениями ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах РФ, неопределённого круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Астраханской области о признании информации запрещённой к распространению в РФ, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную по адресу <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, ограничить доступ к информации, признанной судом запрещенной.
Решение подлежит немедленному исполнению, при этом может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в течение месяца со дня его вынесения.
СУДЬЯ Н.В. Мернов