УИД 23RS0№-82
К делу №2- 2039/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«23» октября 2024года г.Крымск
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Красюковой А.С.
при секретаре Гричанок О.А.
с участием
представителя истца – помощника Крымского межрайонного прокурора –Корюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крымского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Адагумского сельского поселения об устранении нарушений законодательства о социальной защиты инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Крымский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Адагумского сельского поселения об обязании устранения нарушений законодательства о социальной защиты инвалидов.
Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка администрации Адагумского сельского поселения Крымского района на предмет соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в результате которой выявлено несоответствие здания Адагумского сельского поселения Крымского района нормативным требованиям доступности для инвалидов. Федеральным законом РФ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите лов в Российской Федерации», определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Законом Краснодарского края от 27.04.2007 №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», принятым во исполнение положений Закона №181-ФЗ, дано определение объектам социальной инфраструктуры. К таковым относятся здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждения социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
В соответствии со ст. 1 вышеуказанного закона маломобильные граждане - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, лица старше 60 лет, лица с временными или стойкими нарушениями здоровья), а также иные лица, испытывающие затруднения при движении и (или) потреблении услуг в силу устойчивого или временного физического недостатка, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2020 г. № 904/пр утвержден Свод правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СП 59.13330.2020).
Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при приспособлении зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда.
Так, возле здания администрации Адагумского сельского поселения Крымского района (х. Адагум, ул. Советская, д. 144) в нарушение п. 5.2. СП 59.13330.2020 на стоянке не выделено не менее 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, включая число специализированных машино-мест для транспортных средств (с габаритами в соответствии с п. 5.2.4. СП 59.13330.2020 ), специализированное машино-место для транспортного средства инвалида не обозначено дорожной разметкой по ГОСТ Р 5126 и, кроме того, на земельном участке здания – н обозначено дорожными знаками по ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 52290, знаком доступности, выполняемым на вертикальной поверхности (стене, стойке и т.п.) за габаритами прохожей части пешеходных путей на высоте от 1,5 до 2,0 м., в иных случаях - на высоте 2,1 м до нижнего края знака.
Не оснащение здания указанным выше оборудованием нарушает требования ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования средствами связи и информации. Изложенное свидетельствует о нарушении гарантированных государством мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Неисполнение администрацией Адагумского сельского поселения Крымского района норм законодательства о социальной защите инвалидов влечет существенное нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - инвалидов и других маломобильных групп населения, в связи с чем прокуратура просит обязать администрацию Адагумского сельского поселения Крымского района в течении 1 месяца, с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, путем выполнения следующих мероприятий:
- возле здания администрации Адагумского сельского поселения Крымского района х. Адагум, ул. Советская, д. 144) на стоянке для транспортных средств инвалидов оборудовать машино-место для инвалидов в соответствии с п. 5.2 СП 59.13330.2020.
В судебном заседании представитель истца - помощник Крымского межрайонного прокурора Корюкина А.А. поддержала исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации Адагумского сельского поселения Крымского района не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, с требованиями согласился.
Представитель третьего лица - ГКУ КК Управление социальной защиты населения в Крымском районе в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был надлежащим образом и своевременно уведомлен. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав помощника Крымского межрайонного прокурора Корюкину А.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, и это подтверждается письменными материалами дела, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка администрации Адагумского сельского поселения Крымского района на предмет соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в результате которой выявлено несоответствие здания Адагумского сельского поселения Крымского района нормативным требованиям доступности для инвалидов.
Федеральным законом РФ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите лов в Российской Федерации», определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Законом Краснодарского края от 27.04.2007 №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», принятым во исполнение положений Закона №181-ФЗ, дано определение объектам социальной инфраструктуры. К таковым относятся здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения ;"квартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
В соответствии со ст. 1 вышеуказанного закона маломобильные граждане - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, лица старше 60 лет, лица с временными или стойкими нарушениями здоровья), а также иные лица, испытывающие затруднения при движении и (или) потреблении услуг в силу устойчивого или временного физического недостатка, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2020 г. № 904/пр утвержден Свод правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СП 59.13330.2020).
Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при приспособлении зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда.
Как установлено судом, возле здания администрации Адагумского сельского поселения Крымского района (х. Адагум, ул. Советская, д. 144) в нарушение п. 5.2. СП 59.13330.2020 2020 на стоянке не выделено не менее 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, включая число специализированных машино-мест для транспортных средств (с габаритами в соответствии с п. 5.2.4. СП 59.13330.2020 ), специализированное машино-место для транспортного средства инвалида не обозначено дорожной разметкой по ГОСТ Р 5126 и, кроме того, на земельном участке здания – н обозначено дорожными знаками по ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 52290, знаком доступности, выполняемым на вертикальной поверхности (стене, стойке и т.п.) за габаритами прохожей части пешеходных путей на высоте от 1,5 до 2,0 м., в иных случаях - на высоте 2,1 м до нижнего края знака.
Отсутствие оснащения здания указанным выше оборудованием, нарушает требования ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования средствами связи и информации. Изложенное свидетельствует о нарушении гарантированных государством мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Таким образом, суд приходит у выводу, что неисполнение администрацией Адагумского сельского поселения Крымского района норм законодательства о социальной защите инвалидов влечет существенное нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - инвалидов и других маломобильных групп населения, в связи с чем считает необходимым обязать ответчика устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, путем выполнения следующих мероприятий:
- возле здания администрации Адагумского сельского поселения Крымского района (х. Адагум, ул. Советская, д. 144) на стоянке для транспортных средств инвалидов оборудовать машино-место для инвалидов в соответствии с п. 5.2 СП 59.13330.2020.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199ГПКРФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░. 11) ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5.2 ░░ 59.13330.2020..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░