Решение по делу № 2а-2118/2019 от 07.11.2019

2-1850/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 декабря 2019 года г.Орёл

Советский районный суд города Орла в составе:

председательствующего судьи Михеевой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Карпачевой Е.Д.,

при помощнике судьи Двойничевой О.С.,

с участием административного истца Полякова Е.А.,

представителя административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» и Военного комиссара Орловской области Сырцевой О.А., действующей на основании доверенности,

представителя административного ответчика в/ч 3382 Шакмеева А.Р., действующего на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица УФСБ России по Орловской области Комаровой И.И., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда г.Орла административное дело № 2а-2118/19 по административному иску Полякова Е.А. к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Орловской области», должностным лицам – Военному комиссару Орловской области, командиру войсковой части № 3382 Министерства обороны Российской Федерации, об оспаривании решения об отказе в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец Поляков Е.А. обратился в суд с указанным иском. В обоснование иска указано следующее.

ДД.ММ.ГГ по повестке, полученной из Военного комиссариата Орловской области, он, как призывник, прибыл на сборный пункт Военного комиссариата Орловской области <...> откуда планировался к отправке к режимную воинскую часть Росгвардии №*** (<...>). Однако на сборном пункте он узнал, что по результатам проведённой в отношении него проверки ему было отказано в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, работа с которыми предполагается в режимной воинской части, в связи с чем, при явке на сборный пункт ДД.ММ.ГГ, он был перенаправлен для прохождения службы в иную, нережимную, воинскую часть – роту обеспечения.

Истец обратился за разъяснениями в Военный комиссариат Орловской области, письмом от ДД.ММ.ГГ ему было сообщено, что по результатам проведённой проверки ему было отказано в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, в связи с чем он не мог быть направлен для прохождения службы в режимную воинскую часть.

Также административный истец обращался в <данные изъяты>, в ответе от ДД.ММ.ГГ ему было указано, что в отношении него были проведены проверочные мероприятия, их результаты были направлены в воинскую часть, в которую административный истец был предварительно отобран для прохождения службы, решение о допуске либо об отказе в допуске к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, Управление не принимает.

Административный истец указал, что ему было отказано в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, по тому основанию, что его мать и несовершеннолетний брат постоянно проживают в <...> <...>.

Административный истец полагал формальным и незаконным отказ по этим основаниям в допуске его к сведениям, составляющим государственную тайну; указал, что при принятии решения административным ответчиком не были учтены следующие факты: характер документов и перечень выполняемых работ, степень их секретности для рядовых в режимной части Росгвардии, куда он планировался к отправке, характеристики с места работы и проживания матери, и также результаты проведённой в отношении неё и её близких родственников проверки, наличие международного договора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ, а также тот факт, что Россия и <данные изъяты> являются участниками договора о коллективной безопасности <данные изъяты>

В обоснование нарушения его прав указал, что в связи с такой позицией органов военного комиссариата фактически ущемляются его права как гражданина и призывника на дальнейший выбор вида и рода войск Вооружённых сил РФ, получения одной из престижных военно-учётных специальностей для прохождения службы.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание явилась представитель административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» и Военного комиссара Орловской области Сырцева О.А., возражала относительно удовлетворения иска, указала следующее. Приказом Министра обороны РФ № 400 от 02.10.2007 года «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663» утверждена Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе. Пунктом 14 Инструкции установлено, что военный комиссар в ходе работы комиссии по постановке граждан на воинский учет на основании изучения представленных документов, бесед с гражданином, с учетом рода его занятий, имеющейся специальности (профессии), образования, результатов медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора, в том числе, проводит предварительное предназначение граждан, годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями, по видам, родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам. При этом приоритет должен отдаваться предназначению граждан в войска с повышенными требованиями к состоянию здоровья, физическому развитию, морально-деловым качествам и общеобразовательной подготовке (п.а). Согласно п.25 Инструкции с момента первоначальной постановки граждан на воинский учет военным комиссариатом происходит изучение граждан и предварительно определяется, в какие команды они могут быть предназначены при призыве на военную службу. В отношении граждан, годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья, не имеющих права на отсрочку и освобождение от призыва на военную службу, военный комиссар вносит в призывную комиссию предложения о предназначении граждан, призываемых на военную службу, для подготовки и прохождения военной службы по соответствующим военно-учетным специальностям с учетом следующих требований: призывники, обладающие высокими морально-деловыми качествами, имеющие среднее (полное) общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, дисциплинированные, инициативные и физически развитые, подлежат направлению в режимные воинские части и учебные воинские части для подготовки сержантов (старшин) и солдат (матросов)-специалистов в пределах имеющихся заданий на призыв. Для подготовки солдат-специалистов разрешается направлять в учебные воинские части призывников, имеющих основное общее образование и отнесенных к I и II категориям профессиональной пригодности в отношении воинских должностей (военно-учетных специальностей), на которые проводится подготовка в этих учебных воинских частях (п.38). Из приведённых положений Инструкции следует, что у призывников отсутствует право выбора команды, однако, их пожелания по определению вида, рода войск могут учитываться. Постановлением Правительства РФ № 63 от 06.02.2010 года утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, согласно пункту 5 которой оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы); оформление допуска к государственной тайне гражданам, пребывающим в запасе и поступающим на военную службу по контракту либо подлежащим призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также гражданам, не пребывающим в запасе и подлежащим призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, осуществляется военными комиссариатами по месту воинского учета указанных граждан. На каждого гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне с проведением органами безопасности проверочных мероприятий, режимно-секретное подразделение направляет в орган безопасности следующие документы: письмо с обоснованием необходимости оформления гражданину допуска к государственной тайне, анкета (форма 4), заполненная гражданином не ранее чем за месяц до направления материалов в орган безопасности карточка (форма 1), зарегистрированная в журнале учета карточек на допуск граждан к государственной тайне (форма 9); г) учетная карточка на допуск к государственной тайне (форма 10) (количество экземпляров согласовывается с органом безопасности, проводящим проверочные мероприятия); д) списки на оформляемого гражданина и его родственников (форма 11) (количество экземпляров согласовывается с органом безопасности, проводящим проверочные мероприятия); органы безопасности могут запрашивать в организациях дополнительные документы, необходимые для проведения проверочных мероприятий. Приказом Министра обороны РФ № 1313 от 27.10.2010 года утверждена Инструкция о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации и граждан российской федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан российской федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей. Согласно п.7 Инструкции проверочные мероприятия, связанные с оформлением лицам допуска к государственной тайне, осуществляются органами безопасности по месту расположения воинских частей (организаций) или их территориально обособленных подразделений. Согласно п.11 Инструкции в отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации (в период военного положения и в военное время) или на военные сборы решение о допуске к государственной тайне принимается военными комиссарами, начальниками отделов военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по муниципальному образованию. Порядок комлектования военнослужащими режимных воинских частей регламентируется приказом Министра обороны РФ № 041-1999г, который является документом для служебного пользования, имеет гриф секретности. Согласно данному приказу документы на граждан для исполнения специальных обязанностей военной службы направляются с их согласия в органы ФСБ для согласования, впоследствии карточки (Форма № 1) с отметкой о проведении проверочных мероприятий органами ФСБ пересылаются в военные комиссариаты субъекта, окончательное решение о зачислении в команду производится после проведения проверочных мероприятий органами ФСБ, о чём делается отметка в личных делах призывников «№ и дата согласования». В соответствии с данным Приказом документы в отношении Полякова Е.А. были направлены для проведения проверочных мероприятий в <данные изъяты>. Указанные проверочные мероприятий были проведены, но не были согласованы со ссылкой на письмо 3/2826 от ДД.ММ.ГГ, содержание которого не раскрывалось, карточка формы №*** №*** о несогласовании допуска в отношении Полякова Е.А. была уничтожена по Акту №*** от ДД.ММ.ГГ. Таким образом, военным комиссариатом области были инициированы нормативно установленные проверочные процедуры в отношении Полякова Е.А. и в пределах предоставленных полномочий было принято решение о перенаправлении его для прохождения службы в воинское подразделение, служба в котором не требует допуска к сведениям, оставляющим государственную тайну. Командиром воинской части № 3382 Министерства обороны РФ какое-либо решение в отношении Полякова Е.А. не принималось, поскольку в данное воинское подразделение Поляков Е.А на службу не поступал.

В судебное заседание явился представитель административного ответчика командира воинской части №*** (<...>) Шакмеев А.Р., который также возражал относительно удовлетворения иска, указал, что Поляков Е.А. для прохождения службы в данное воинское подразделение не поступал, в личный состав части зачислен не был, каких-либо решений в отношении него, в том числе о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, командиром воинской части не принималось.

В судебное заседание явилась представитель УФСБ России по Орловской области Комарова И.И., возражала относительно удовлетворения иска. Указала, что в отношении лиц, подлежащих призыву на военную службу, в отношении которых военными комиссариатами рассматривается вопрос о направлении их на службу в воинские подразделения, связанные с работой со сведениями, составляющими государственную тайну, военным комиссариатом области инициируются проверочные мероприятия, для чего в Управление направляется нормативно установленный пакет документов. Управлением проводятся проверочные мероприятия, объём и перечень которых установлен документами, имеющими гриф секретности, по результатам проверочных мероприятий заполняется Форма № 1 и возвращается в военный комиссариат области для принятия дальнейшего решения. Указала, что решение о допуске либо недопуске лица к сведениям, составляющим государственную тайну, Управлением не принимается.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Согласно ч.2 ст.2 данного Закона прохождение военной службы осуществляется гражданами в том числе по призыву. Согласно ч.1 ст.5 Закона проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому осмотру и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.

Приказом Министра обороны РФ № 400 от 02.10.2007 года «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663» утверждена Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе. Пунктом 14 Инструкции установлено, что военный комиссар в ходе работы комиссии по постановке граждан на воинский учет на основании изучения представленных документов, бесед с гражданином, с учетом рода его занятий, имеющейся специальности (профессии), образования, результатов медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора, в том числе, проводит предварительное предназначение граждан, годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями, по видам, родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам. При этом приоритет должен отдаваться предназначению граждан в войска с повышенными требованиями к состоянию здоровья, физическому развитию, морально-деловым качествам и общеобразовательной подготовке (п.а). В целях обеспечения призывных комиссий объективными и полными данными для обоснованного принятия в отношении каждого из них решения о призыве на военную службу и рациональном распределении их по видам, родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам или иного решения, предусмотренного Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" проводится изучение граждан (п.22); по результатам изучения граждан в установленном порядке производится их отбор для комплектования воинских частей (п.23).

Согласно п.26 Инструкции с момента первоначальной постановки граждан на воинский учет военным комиссариатом происходит изучение граждан и предварительно определяется, в какие команды они могут быть предназначены при призыве на военную службу. В отношении граждан, годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья, не имеющих права на отсрочку и освобождение от призыва на военную службу, военный комиссар вносит в призывную комиссию предложения о предназначении граждан, призываемых на военную службу, для подготовки и прохождения военной службы по соответствующим военно-учетным специальностям с учетом следующих требований: призывники, обладающие высокими морально-деловыми качествами, имеющие среднее (полное) общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, дисциплинированные, инициативные и физически развитые, подлежат направлению в режимные воинские части и учебные воинские части для подготовки сержантов (старшин) и солдат (матросов)-специалистов в пределах имеющихся заданий на призыв. Для подготовки солдат-специалистов разрешается направлять в учебные воинские части призывников, имеющих основное общее образование и отнесенных к I и II категориям профессиональной пригодности в отношении воинских должностей (военно-учетных специальностей), на которые проводится подготовка в этих учебных воинских частях (п.38).

Постановлением Правительства РФ № 63 от 06.02.2010 года утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, согласно пункту 5 которой оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы); оформление допуска к государственной тайне гражданам, пребывающим в запасе и поступающим на военную службу по контракту либо подлежащим призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также гражданам, не пребывающим в запасе и подлежащим призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, осуществляется военными комиссариатами по месту воинского учета указанных граждан. На каждого гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне с проведением органами безопасности проверочных мероприятий, режимно-секретное подразделение направляет в орган безопасности следующие документы: письмо с обоснованием необходимости оформления гражданину допуска к государственной тайне, анкета (форма 4), заполненная гражданином не ранее чем за месяц до направления материалов в орган безопасности карточка (форма 1), зарегистрированная в журнале учета карточек на допуск граждан к государственной тайне (форма 9); г) учетная карточка на допуск к государственной тайне (форма 10) (количество экземпляров согласовывается с органом безопасности, проводящим проверочные мероприятия); д) списки на оформляемого гражданина и его родственников (форма 11) (количество экземпляров согласовывается с органом безопасности, проводящим проверочные мероприятия); органы безопасности могут запрашивать в организациях дополнительные документы, необходимые для проведения проверочных мероприятий.

Приказом Министра обороны РФ № 1313 от 27.10.2010 года утверждена Инструкция о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан российской федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей. Согласно п.4 Инструкции оформление лицам допуска к государственной тайне осуществляется по месту их военной службы (работы, учебы) или в военных комиссариатах, отделах военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по муниципальному образованию. Если по характеру выполняемых должностных (специальных) обязанностей, а также в ходе обучения в образовательных учреждениях профессионального образования предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, лица могут быть назначены на эти должности или допущены к обучению только после оформления им допуска к государственной тайне по соответствующей форме (п.5). Согласно п.7 Инструкции проверочные мероприятия, связанные с оформлением лицам допуска к государственной тайне, осуществляются органами безопасности по месту расположения воинских частей (организаций) или их территориально обособленных подразделений. Согласно п.11 Инструкции в отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации (в период военного положения и в военное время) или на военные сборы решение о допуске к государственной тайне принимается военными комиссарами, начальниками отделов военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по муниципальному образованию.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Административный истец Поляков Е.А., ДД.ММ.ГГ, был принят на воинский учёт ДД.ММ.ГГ, подлежал призыву на военную службу в ДД.ММ.ГГ. На ДД.ММ.ГГ ему была выдана повестка явиться на сборный пункт для направления для прохождения службы, в повестке указана команда <данные изъяты> (л.д.9). Административный истец планировался к отправке для прохождения службы в режимную воинскую часть, данное обстоятельство участниками процесса подтверждено. ДД.ММ.ГГ он был переназначен и отправлен для прохождения в нережимную воинскую часть. Основанием переназначения указан отказ в допуске для прохождения службы в режимной воинской части (л.д.14).

Согласно Уведомлению военного комиссариата Орловской области от ДД.ММ.ГГ в Военный комиссариат Орловской области поступила <данные изъяты> на Полякова Е.А. с отметкой <данные изъяты> №*** от ДД.ММ.ГГ, что соответствует отказу в допуске к государственной тайне; ДД.ММ.ГГ карточка №*** на Полякова была уничтожена по акту вх. №*** от ДД.ММ.ГГ.

В ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГ был допрошен свидетель ФИО18 который показал следующее. В момент постановки гражданина на воинский учёт в отношении него проводятся проверочные мероприятия – медицинские, психологические и иные. Поляков Е.А. успешно прошёл все проверочные мероприятия, в связи с чем планировался для направления для прохождения службы в режимную воинскую часть. В связи с этим в отношении него в Управление Федеральной службы безопасности по Орловской области был направлен пакет документов для проведения проверочных мероприятий. По результатам проверочных мероприятий Управлением была возвращена карточка формы №*** отметкой, которая соответствовала отказу в допуске к государственной тайне. В связи с этим Поляков А.Е. был предназначен для прохождения службы в иную, нережимную, воинскую часть

В том же судебном заседании был допрошен свидетель ФИО19 который показал следующее. В его обязанности входит участие в проведении мероприятий по линии защиты государственной тайны, в том числе согласование допуска лиц к таким сведениям. В отношении лиц, подлежащих призыву и планируемых к направлению для прохождения службы в режимные воинские части, к ним поступают необходимые документы, по результатам проведения проверочных мероприятий ими заполняется карточка формы №***, в которой делаются отметки о выявлении либо невыявлении в отношении лица сведений, предусмотренных ст.22 Федерального закона «О государственной тайне» в качестве оснований для возможного отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне; дальнейшие решения принимает областной военный комиссариат.

Установив изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что военным комиссариатом области была соблюдена процедура принятия решения об определении места прохождения административным истцом военной службы в связи с наличием сведений, в связи с которыми лицу может быть отказано в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, в связи с чем в удовлетворении исковых требований суд отказывает. При этом суд учитывает, что согласно п.1 ч.1 ст.26 Гражданского процессуального Кодекса РФ рассмотрение требований, связанных с государственной тайной, в том числе о проверке обоснованности отказа лицу в допуске к таким сведениям, относится к подсудности областного суда, в связи с чем при рассмотрении настоящего дела суд давать оценку обоснованности принятия компетентными органами такого решения не вправе.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Полякова Е.А. к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Орловской области», должностным лицам – Военному комиссару Орловской области командиру войсковой части № 3382 Министерства обороны Российской Федерации, об оспаривании решения - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Орловский областной суд.

Судья                                  Т.А. Михеева

2а-2118/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Поляков Е.А.
Поляков Егор Александрович
Ответчики
Военный комиссар ФКУ «Военный комиссариат Орловской области»
ФКУ "Военный комиссариат Орловской области"
Командир в/ч 3382 Министерства обороны России Сизов М.Н.
Другие
УФСБ РОссии по Орловской области
Суд
Советский районный суд г. Орел
Дело на странице суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
07.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
11.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
25.11.2019Регистрация административного искового заявления
25.11.2019Передача материалов судье
25.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
25.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2019Подготовка дела (собеседование)
26.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2019Судебное заседание
09.12.2019Судебное заседание
23.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.12.2019Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее