УИД 68RS0001-01-2021-002025-14
Дело № М-1139/2021; 33а-1812/2021 ч.ж.
Судья Толмачева М.С.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
*** ***
Тамбовский областной суд в составе судьи Тамбовского областного суда ФИО7,
рассмотрев в апелляционном порядке без проведения судебного заседания частную жалобу ФИО1 на определение судьи Октябрьского районного суда *** от *** об оставлении административного искового заявления без движения,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд *** с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю *** отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по *** ФИО3 о признании бездействия незаконным и взыскании компенсации морального вреда.
Определением судьи Октябрьского районного суда *** от *** вышеуказанное административное исковое заявление оставлено без движения, как не соответствующее требования статей 125,126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с предоставлением срока для устранения недостатков до ***
В частной жалобе на указанное определение ФИО1 ставит вопрос о его отмене, полагая, что он лишен доступа к правосудию, при этом указывая, что все необходимые сведения он изложил в административном исковом заявлении.
В соответствии с частью 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется судьей единолично в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, судья приходит к следующему выводу.
Положениями статей 125, 126, частями 2 статьи 220 КАС РФ установлены требования к форме и содержанию административного искового заявления об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, и приложенных к нему документов.
Для административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующие требования предусмотрены частью 2 статьи 220 КАС РФ.
Основанием для оставления административного иска без движения являются неустранимые на стадии подготовки дела к рассмотрению нарушения предусмотренных названными нормами требований.
В соответствии со статьей 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Оставляя административное исковое заявление без движения, судья районного суда указал о несоответствии административного искового заявления требованиям статей 125-125, 218 КАС РФ в части формулировки требований, от которых зависит выбор судопроизводства и установление круга лиц, подлежащих привлечению к участию в деле.
С данным выводом нельзя согласиться, поскольку указанные судьей районного суда недостатки не свидетельствуют о наличии оснований, препятствующих принятию административного иска.
Как следует из административного искового заявления, ФИО1 оспаривает бездействие судебного пристава-исполнителя *** отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по *** ФИО3 по исполнительному производству о взыскании с ООО «ФИНИВЕСТ» денежных средств в размере 14000 рублей в пользу ФИО1 и возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя выплатить ему компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей за халатное отношение судебного пристава-исполнителя к своим обязанностям. Копии необходимых документов ФИО1 приложены к административному иску.
Согласно части 1 статьи 127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен данным кодексом.
Вопрос о принятии к производству искового заявления в порядке гражданского судопроизводства также рассматривается единолично судьей с вынесением соответствующего определения в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд (статья 133 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Именно на стадии принятия заявления к производству суда определяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.
Кроме того, институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от *** N 28-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 1 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и части третьей статьи 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО4, ФИО5 и ФИО6").
Из приведенных норм законодательства следует, что характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, определяются на стадии принятия заявления к производству суда.
Следовательно, суд первой инстанции исходя из содержания заявленных требований, должен был самостоятельно определить вид судопроизводства и решить вопрос о принятии заявления для его разрешения в том или ином судебном порядке, каких-либо препятствий к этому не имелось. Такое процессуальное решение согласуется с приведенной выше правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от *** N 28-П. В случае необходимости суд первой инстанции не лишен возможности также применить положения части 2 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кроме того, в силу пункта 1 части 2 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подготовке административного дела к судебному разбирательству административный ответчик или его представитель может уточнить требования административного истца и фактические основания этих требований.
В целях уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, проводится предварительное судебное заседание (пункт 1 части 1 статьи 138 названного кодекса).
С учетом изложенного, оставление административного иска по изложенным основаниям, является формальным и не соответствует целям и задачам административного судопроизводства.
Учитывая, что судьёй первой инстанции допущены существенные нарушения в применении и толковании норм процессуального права, что повлекло принятие незаконного судебного акта, обжалуемое судебное постановление нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением административного материала в суд первой инстанции со стадии принятия.
Руководствуясь статьями 315 – 317 КАС РФ, судья
о п р е д е л и л :
определение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 25 марта 2021 года об оставлении без движения административного искового заявления отменить, материал направить в тот же суд на рассмотрение со стадии принятия административного иска к производству суда.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд г. Тамбова.
Судья Т.А. Симонова