дело № 12-158/2023
Р Е Ш Е Н И Е
06 декабря 2023 года <адрес>
Судья Менделеевского районного суда Республики Татарстан Коровина Л.И., при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев жалобу на постановление военного комиссара <адрес> РТ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 21.5 КоАП РФ в отношении Ганеева Рамиля Ильгизовича,
у с т а н о в и л а:
постановлением военного комиссара <адрес> РТ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.21.5 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
ФИО1, не согласившись с данным постановлением, обжаловал его в суд, просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, признав уважительной причину неявки по повестке на ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил признать уважительной причиной неявки его в военкомат по повестке на ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства, связанные с тем, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано административное исковое заявление в суд на решение о призыве на военную службу и ходатайство о применении мер предварительной защиты с просьбой приостановить решение призывной комиссии. Исполнение решения призывной комиссии привело бы к тому, что он оказался бы на режимном объекте без способов защищаться от незаконных действий.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - начальник отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата <адрес> РТ ФИО5 в судебном заседании пояснила, что ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.21.5 КоАП РФ, поскольку без уважительных причин не явился в указанные в повестке военного комиссариата время и место. В протоколе и постановлении допущены технические ошибка и описка в указании статьи 21.5 КоАП РФ и ее части.
Рассматривая жалобу по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Статья 21.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.
1. Неявка гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
2. Несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
3. Несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, сведений о выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо неявка в военный комиссариат в установленный федеральным законом срок в случае наступления указанных событий - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
4. Несообщение в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, гражданином, подлежащим призыву на военную службу, о выезде в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с п.п.1, 3 ст.26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения относятся к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
При этом, согласно требованиям ч.2 - 4 ст.1.5 КоАП РФ вина лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и указанное лицо не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности этого лица, толкуются в его пользу.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1696-О проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие события и состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Объектом правонарушения по ст.21.5 КоАП РФ являются общественные отношения в области воинского учета.
Объективная сторона правонарушения по ч.1 ст.21.5 КоАП РФ выражается в неявке гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины.
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, в том числе явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову местной администрации соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющей первичный воинский учет.
Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом (п.2 ст.7 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии со ст. 31 Федерального закона Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
В силу п.1 ст.7 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных указанным Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФИО1 предварительно извещенный ДД.ММ.ГГГГ о необходимости явиться к 04 часам 00 минутам ДД.ММ.ГГГГ в военный комиссариат <адрес> РТ по адресу: <адрес> по повестке в указанное время и место без уважительных причин не прибыл.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен и вручен лицу, привлекаемому к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Однако, в протоколе не указана часть и статья Кодекса об административных правонарушениях РФ, по которой квалифицированы действия ФИО1 и событие административного правонарушения.
ДД.ММ.ГГГГ протокол рассмотрен и вынесено постановление военным комиссаром, указав в мотивировочной части постановления, что в деянии усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренные статьей 21.5 КоАП РФ, тогда как постанавливающая (резолютивная) часть вообще не содержит каких либо сведений о квалификации деяний лица, привлекаемого к административной ответственности.
На основании ст.29.10 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении должно отвечать соответствующим требованиям.
1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
1.1. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частями 1.3 - 1.3-3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.
Положения ст.26.1 КоАП РФ подразумевают, что административный орган при рассмотрении дела об административном правонарушении должен правильно квалифицировать совершенное лицом административное правонарушение, т.е. установить его состав и определить, какой статьей КоАП РФ предусмотрено наказание при наличии данного состава правонарушения.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении и явившиеся основанием для привлечения к административной ответственности, подлежат доказыванию административным органом с учетом презумпции невиновности (ст.1.5 КоАП РФ).
Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что в ходе рассмотрения настоящего дела должностными лицами допущены существенные нарушения процессуальных требований, как при составлении протокола, так и при вынесении постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности, когда это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и в настоящее время срок давности привлечения виновного лица к административной ответственности (3 года) не истек, дело об административном правонарушении подлежит возвращению должностному лицу для рассмотрения по существу и для принятия соответствующего решения с учетом обстоятельств, изложенных в данном решении, проверив доводы заявителя, изложенные в его жалобе.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
жалобу Ганеева № удовлетворить частично, постановление военного комиссара <адрес> РТ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 21.5 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить, дело об административном правонарушении возвратить должностному лицу для рассмотрения по существу с учетом обстоятельств, указанных в решении.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись
Копия верна. Судья Секретарь