Дело <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес> <данные изъяты>
Истринский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Жуковой О.В.
При секретаре ФИО2
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> о признании незаконным уведомления об отказе в снятии приостановления от <данные изъяты>., о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от <данные изъяты> о возложении обязанности провести кадастровый учет и государственную регистрацию права на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> о признании незаконным уведомления об отказе в снятии приостановления от <данные изъяты>., о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от <данные изъяты>., о возложении обязанности провести кадастровый учет и государственную регистрацию права на земельный участок.
В обосновании заявленных требований истец указал, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу <адрес>, <данные изъяты>
При выполнении кадастровых работ было установлено, что площадь земельного участка составляет <данные изъяты>
После подачи межевого плана в Управление Росреестра по <адрес> кадастровый учет был приостановлен (уведомление от <данные изъяты>.). Решением апелляционной комиссии при правлении Росреестра от <данные изъяты>. истцу отказано в признании уведомления необоснованным.
В уведомлении содержатся два основания приостановления:
- с заявлением обратилось ненадлежащее лицо,
- отсутствует в межевом плане обоснование увеличение площади.
Истец с таким решением не согласен. С заявлением обращался уполномоченный представитель собственника участка. Такого основания, как отсутствует в межевом плане обоснование увеличение площади, положения ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» не содержат. Увеличение не превышает установленный Правилами землепользования и застройки городского округа Истра предельный минимальный размер земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства.
На этом основании просит удовлетворить заявленные требования.
В судебное заседание истец не явился. Представитель истца по доверенности ФИО3 в судебное заседание явилась, требования поддержала.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО4 в судебное заседание явился. Возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на ненадлежащее оформление акта согласования границ участка.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ст.227 КАС РФ
2. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 на праве собственности с <данные изъяты>. принадлежит земельный участок для индивидуального жилищного строительства на землях населенных пунктов площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер земельного участка <данные изъяты>. Сведения о границах земельного участка не внесены в ЕГРН.
При проведении кадастровых работ в целях уточнения границ участка зафиксирована фактическая площадь <данные изъяты> кв.м, и уполномоченный представитель ФИО1 обратился с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка в площади <данные изъяты>
Уведомлением от <данные изъяты>. заявителю сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в связи с отсутствием обоснования местоположения уточненных границ земельного участка, обосновывающее увеличение площади, в акте согласования границ неверно указана дата информационного издания (л.д.53-54). Уведомлением от <данные изъяты>. заявителю отказано в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по тем основаниям, что причина приостановления не устранена.
Решением от <данные изъяты>. заявителю отказано в учете изменений объекта недвижимости в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин приостановления(л.д.55).
В соответствии с ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости"
1. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
3) имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
14) представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона;
25) при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным;
31) изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ;
32) в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
Согласно ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости"
1. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
2. В межевом плане указываются:
1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
7. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
10. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 21 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 921 для подготовки межевого плана допускается использование картографических материалов, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительной документации, хранящейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Согласно положениями Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке"
70. Выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:
описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания);
сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до ДД.ММ.ГГГГ, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Таким образом, обязательным условием оформления межевого плана земельного участка с увеличением площади объекта является обоснование такого увеличением с приложением вышеуказанных документов. В случае отсутствия документов, подтверждающих длительное существование запроектированных границ, увеличение площади земельного участка возможно в порядке перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с абз.3 ч.1 ст.39.28 ЗК РФ предусмотрено перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Частями 2, 3 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка, на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В данном случае не представлены ни первичные документы землеустройства, ни документы, оформленные в соответствии с порядком перераспределения муниципальной собственности, что свидетельствует об обоснованности принятым органом кадастрового учета и государственной регистрации права решении.
Оснований для удовлетворения требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> о признании незаконным уведомления об отказе в снятии приостановления от <данные изъяты>., о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от <данные изъяты>., о возложении обязанности провести кадастровый учет и государственную регистрацию права на земельный участок, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение месяца.
Судья Истринского
городского суда
<адрес> О.В. Жукова
Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>