Решение по делу № 2-509/2024 от 18.06.2024

Дело № 2-509/2024

УИД: 58RS0012-01-2024-000914-55

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2024 года г. Каменка

Каменский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Седовой Н.В.,

с участием представителя истца помощника Каменского межрайонного прокурора Пензенской области Смолинской Л.В.,

представителя ответчика ГБУЗ «Каменская МРБ» - Азеевой Э.Р.,

при секретаре Мисулиной Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Каменке Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению Каменского межрайонного прокурора Пензенской области, действующего в интересах Еникеевой Галии Исмаиловны к ГБУЗ «Каменская ЦРБ», Министерству здравоохранения Пензенской области о возложении обязанности по обеспечению тест-полосками для глюкометра, лекарственными препаратами в соответствии с имеющейся потребностью,

У С Т А Н О В И Л:

Каменский межрайонный прокурор Пензенской области, действуя в интересах Еникеевой Г.И., обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что на основании решения о проведении проверки ... от 11.06.2024 в ГБУЗ «Каменская ЦРБ» проведена проверка соблюдения требований законодательства о здравоохранении. В ходе проверочных мероприятий подлежал рассмотрению вопрос обеспечения Еникеевой Г.И., ... года рождения, зарегистрированной по адресу: ..., тест - полосками для глюкометра, лекарственными препаратами «...», «...», в соответствии с имеющейся потребностью. Установлено, что Еникеева Г.И., ... года рождения, состоит на учете с диагнозом сахарный диабет в ГБУЗ «Каменская ЦРБ» более 4,5 лет в силу положений действующего законодательства имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов.

Установлено, что Еникеева Г.И., ... года рождения состоит на учете в ГБУЗ «Каменская ЦРБ» с диагнозом .... Согласно медицинским рекомендациям врачей ГБУЗ «Каменская ЦРБ» Еникеевой Г.И. рекомендован контроль уровня гликемии, не менее 1 раза в сутки+1 гликемический профиль в неделю (не менее 4-х раз в сутки), прием лекарственного препарата «... утром.

За 2023 г. и истекший период 2024 г. Еникеевой Г.И. при обращении к врачам ГБУЗ «Каменская ЦРБ» (27.04.2023, 30.01.2024, 22.04.2024, 20.05.2024, 27.05.2024, 31.05.2024) рекомендовано лечение в виде приема лекарственных препаратов «...», а также контроль гликемии с применением тест-полосок для глюкометра. Однако, тест-полоски для глюкометра за 2023 г. и истекший период 2024 г. Еникеевой Г.И. в соответствии с месячной потребностью ГБУЗ «Каменская ЦРБ» не выдавались, льготные рецепты не выписывались.

За 2023г. и истекший период 2024г. ГБУЗ «Каменская ЦРБ» обеспечила пациента препаратом «...»: 18.02.2024 – 2 упаковки, 22.04.2024 – 3 упаковки, 06.06.2024 – 1 упаковка, препаратом «...»: 22.04.2024 – 3 упаковки, препаратом «...»: 16.02.2024 – 1 упаковка, 22.04.2024 – 1 упаковка, 06.06.2024 – 1 упаковка.

Таким образом, ГБУЗ «Каменская ЦРБ» допущены нарушения прав Еникеевой Г.И. на бесплатное лекарственное обеспечение.

Министерство здравоохранения Пензенской области, являющееся учредителем ГБУЗ «Каменская ЦРБ», в соответствии со ст. 1.1 Постановления Правительства Пензенской области от 31.01.2013 № 30-пП «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Пензенской области» является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области. В соответствии со ст. 2.1.12.3 Постановления Правительства Пензенской области от 31.01.2013 № 30-пП «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Пензенской области» Министерство здравоохранения Пензенской области участвует в разработке и реализации программ и мероприятий по модернизации здравоохранения, программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения.

Ссылаясь в качестве правового обоснования на ст. 45 ГПК РФ, ст.ст. 7, 39,41 Конституции РФ, Федеральный закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» «Сахарный диабет», ч. 2 ст. 9, ч.ч.1,3 ст. 11 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», истец просил суд обязать Министерство здравоохранения Пензенской области организовать обеспечение Еникеевой Г.И., ... года рождения, зарегистрированной по адресу: ... тест – полосками для глюкометра, лекарственными препаратами «...» в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача; обязать ГБУЗ «Каменская ЦРБ» производить своевременную выписку льготных рецептов Еникеевой Г.И., ... года рождения, зарегистрированной по адресу: ... на тест – полоски для глюкометра, лекарственные препараты «...» в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача.

В судебном заседании представитель истца - помощник Каменского межрайонного прокурора Пензенской области Смолинская Л.В., действующая в интересах Еникеевой Г.И. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Истец Еникеева Г.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика ГБУЗ «Каменская ЦРБ» - Азеева Э.Р., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что ГБУЗ «Каменская ЦРБ» будет производить своевременную выписку Прокудиной Н.Ф. рецептов в соответствии с имеющейся потребностью, при условии, что Министерство здравоохранения Пензенской области организует обеспечение Еникеевой Г.И. тест – полосками для глюкометра и лекарственным препаратом в соответствии с имеющейся потребностью.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерства финансов Пензенской области судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства. В представленном письменном отзыве пояснил, что финансовые средства, предоставляемые Министерству здравоохранения Пензенской области для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, ежегодно предусматриваются в Законе Пензенской области о бюджете на очередной финансовый год в форме субсидий на иные цели, в рамках реализации государстве иной программы Пензенской области «Развитие здравоохранения Пензенской области».

В Ведомственной структуре расходов бюджета Пензенской области на 2024 год, утвержденной Законом Пензенской области от 19.12.2023 № 4116-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», в рамках реализации государственной программы Министерству здравоохранения Пензенской области предусмотрено 1325,5 млн. руб. на обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения льготных категорий граждан, включая больных сахарным диабетом.

В соответствии со ст. 158 БК РФ Министерство здравоохранения Пензенской области является главным распорядителем бюджетных средств и вправе самостоятельно определять объемы и приоритетные направления расходов в пределах утвержденных ему бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд с данными требованиями.

Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Аналогичные положения закреплены в ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

В п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Далее - Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ) установлено, что организация охраны здоровья осуществляется посредством обеспечения определенных категорий граждан РФ лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством РФ.

В ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Статьей ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Пункт 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях (ст. 8 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (п. 1 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 года № 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру лиц, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 4).

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, этилового спирта (100 г в месяц), инсулиновых шприцов, шприцов типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средств диагностики.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

В разделе 2 Программы «Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно» указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, которая оказывается гражданам согласно разделу 3 Программы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно" при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.

Перечнем изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, предусмотрено предоставление тест - полосок для определения содержания глюкозы в крови, инсулиновых игл, шприц - ручек льготной категории граждан, в том числе лицам, имеющим заболевание диабет.

Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утвержденного Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1181н, назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется лечащим врачом медицинской организации; фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в установленном порядке на бланках соответствующей формы.

Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В целях реализации указанных положений федерального законодательства на территории Пензенской области Правительством Пензенской области принято Постановление от 31.01.2013 № 30-пП (далее - Постановление № 30-пП), пунктом 1 которого утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Пензенской области (далее Положение).

Согласно п. 1.1. Положения Министерство здравоохранения Пензенской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области.

В соответствии с п. 2.1.12.23 и 2.1.12.24 Положения Министерство организует предоставление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание гражданам, страдающим диабетом (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами и медицинскими изделиями для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории Пензенской области относится к компетенции Министерства здравоохранения Пензенской области, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лиц, страдающих сахарным диабетом. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим диабетом, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

В судебном заседании установлено, что Каменской межрайонной прокуратурой Пензенской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о здравоохранении.

В ходе проверки установлено, что Еникеева Г.И., ... года рождения, состоит на учете в ГБУЗ «Каменская ЦРБ» с диагнозом ....

Согласно медицинским рекомендациям врачей ГБУЗ «Каменская ЦРБ» Еникеевой Г.И. рекомендован контроль уровня гликемии, не менее 1 раза в сутки+1 гликемический профиль в неделю (не менее 4-х раз в сутки), прием лекарственного препарата «...» 10 мг. утром.

За 2023 г. и истекший период 2024 г. Еникеевой Г.И. при обращении к врачам ГБУЗ «Каменская ЦРБ» (27.04.2023, 30.01.2024, 22.04.2024, 20.05.2024, 27.05.2024, 31.05.2024) рекомендовано лечение в виде приема лекарственных препаратов «...», а также контроль гликемии с применением тест-полосок для глюкометра.

Однако, тест-полоски для глюкометра за 2023 г. и истекший период 2024 г. Еникеевой Г.И. в соответствии с месячной потребностью ГБУЗ «Каменская ЦРБ» не выдавались, льготные рецепты не выписывались.

За 2023г. и истекший период 2024г. ГБУЗ «Каменская ЦРБ» обеспечила пациента препаратом «...»: 18.02.2024 – 2 упаковки, 22.04.2024 – 3 упаковки, 06.06.2024 – 1 упаковка, препаратом «... 22.04.2024 – 3 упаковки, препаратом «...»: 16.02.2024 – 1 упаковка, 22.04.2024 – 1 упаковка, 06.06.2024 – 1 упаковка.

Таким образом, Еникеева Г.И. должна обеспечиваться медицинскими изделиями и лекарственными препаратами, а именно - тест - полосками для глюкометра и лекарственными препаратами «... «...» в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача в достаточном количестве, так как приведенные выше нормы действующего законодательства не содержат условия о том, что количество выдаваемых средств рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальных услуг. Иной подход означал бы необоснованное ограничение прав Еникеевой Г.И. на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.

Реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Пензенской области, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения Пензенской области.

В соответствии с пунктами 2.2.10, 2.2.13 и 2.2.17 Положения о Министерстве финансов Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 27.10.2008 № 714-пП, распоряжение денежными средствами на едином счете бюджета Пензенской области, проведение анализа исполнения расходов регионального бюджета, целесообразности и рациональности использования бюджетных средств, а также установление порядков исполнения бюджета Пензенской области по расходам 2 и по источникам финансирования дефицита бюджета отнесено к полномочиям Министерства финансов Пензенской области.

Как следует из отзыва на исковое заявление Министерства финансов Пензенской области, в ведомственной структуре расходов бюджета Пензенской области на 2024 год, утвержденной Законом Пензенской области от 19.12.2023 № 4116-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», в рамках реализации данной государственной программы Министерству здравоохранения Пензенской области предусмотрено 1325,5 млн. руб. на обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения льготных категорий граждан, включая больных сахарным диабетом.

В соответствии со ст. 158 БК РФ Министерство здравоохранения Пензенской области является главным распорядителем бюджетных средств и вправе самостоятельно определять объемы и приоритетные направления расходов в пределах утвержденных ему бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.

Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Пензенской области, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения ....

В данном случае ответчиком Министерством здравоохранения Пензенской области не обеспечено в полном объеме удовлетворение фактической потребности медицинской организации в тест-полосках, лекарственных препаратах в свою очередь ГБУЗ «Каменская ЦРБ» не выполнена обязанность по выписке рецептов, что нарушает права Еникеевой Г.И. на охрану здоровья, гарантированное Конституцией РФ.

При таком положении исковые требования Каменского межрайонного прокурора Пензенской области являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Каменского межрайонного прокурора Пензенской области, действующего в интересах Еникеевой Галии Исмаиловны к ГБУЗ «Каменская ЦРБ», Министерству здравоохранения Пензенской области о возложении обязанности по обеспечению тест-полосками для глюкометра, лекарственными препаратами в соответствии с имеющейся потребностью – удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Пензенской области организовать обеспечение Еникеевой Галии Исмаиловны, ... года рождения, зарегистрированной по адресу: ... тест – полосками для глюкометра, лекарственными препаратами «...» в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача.

Обязать ГБУЗ «Каменская ЦРБ» производить своевременную выписку льготных рецептов Еникеевой Галие Исмаловне, ... года рождения, зарегистрированной по адресу: ... на тест – полоски для глюкометра, лекарственные препараты «...» в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2024 года.

Председательствующий: Н.В. Седова

Дело № 2-509/2024

УИД: 58RS0012-01-2024-000914-55

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2024 года г. Каменка

Каменский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Седовой Н.В.,

с участием представителя истца помощника Каменского межрайонного прокурора Пензенской области Смолинской Л.В.,

представителя ответчика ГБУЗ «Каменская МРБ» - Азеевой Э.Р.,

при секретаре Мисулиной Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Каменке Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению Каменского межрайонного прокурора Пензенской области, действующего в интересах Еникеевой Галии Исмаиловны к ГБУЗ «Каменская ЦРБ», Министерству здравоохранения Пензенской области о возложении обязанности по обеспечению тест-полосками для глюкометра, лекарственными препаратами в соответствии с имеющейся потребностью,

У С Т А Н О В И Л:

Каменский межрайонный прокурор Пензенской области, действуя в интересах Еникеевой Г.И., обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что на основании решения о проведении проверки ... от 11.06.2024 в ГБУЗ «Каменская ЦРБ» проведена проверка соблюдения требований законодательства о здравоохранении. В ходе проверочных мероприятий подлежал рассмотрению вопрос обеспечения Еникеевой Г.И., ... года рождения, зарегистрированной по адресу: ..., тест - полосками для глюкометра, лекарственными препаратами «...», «...», в соответствии с имеющейся потребностью. Установлено, что Еникеева Г.И., ... года рождения, состоит на учете с диагнозом сахарный диабет в ГБУЗ «Каменская ЦРБ» более 4,5 лет в силу положений действующего законодательства имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов.

Установлено, что Еникеева Г.И., ... года рождения состоит на учете в ГБУЗ «Каменская ЦРБ» с диагнозом .... Согласно медицинским рекомендациям врачей ГБУЗ «Каменская ЦРБ» Еникеевой Г.И. рекомендован контроль уровня гликемии, не менее 1 раза в сутки+1 гликемический профиль в неделю (не менее 4-х раз в сутки), прием лекарственного препарата «... утром.

За 2023 г. и истекший период 2024 г. Еникеевой Г.И. при обращении к врачам ГБУЗ «Каменская ЦРБ» (27.04.2023, 30.01.2024, 22.04.2024, 20.05.2024, 27.05.2024, 31.05.2024) рекомендовано лечение в виде приема лекарственных препаратов «...», а также контроль гликемии с применением тест-полосок для глюкометра. Однако, тест-полоски для глюкометра за 2023 г. и истекший период 2024 г. Еникеевой Г.И. в соответствии с месячной потребностью ГБУЗ «Каменская ЦРБ» не выдавались, льготные рецепты не выписывались.

За 2023г. и истекший период 2024г. ГБУЗ «Каменская ЦРБ» обеспечила пациента препаратом «...»: 18.02.2024 – 2 упаковки, 22.04.2024 – 3 упаковки, 06.06.2024 – 1 упаковка, препаратом «...»: 22.04.2024 – 3 упаковки, препаратом «...»: 16.02.2024 – 1 упаковка, 22.04.2024 – 1 упаковка, 06.06.2024 – 1 упаковка.

Таким образом, ГБУЗ «Каменская ЦРБ» допущены нарушения прав Еникеевой Г.И. на бесплатное лекарственное обеспечение.

Министерство здравоохранения Пензенской области, являющееся учредителем ГБУЗ «Каменская ЦРБ», в соответствии со ст. 1.1 Постановления Правительства Пензенской области от 31.01.2013 № 30-пП «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Пензенской области» является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области. В соответствии со ст. 2.1.12.3 Постановления Правительства Пензенской области от 31.01.2013 № 30-пП «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Пензенской области» Министерство здравоохранения Пензенской области участвует в разработке и реализации программ и мероприятий по модернизации здравоохранения, программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения.

Ссылаясь в качестве правового обоснования на ст. 45 ГПК РФ, ст.ст. 7, 39,41 Конституции РФ, Федеральный закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» «Сахарный диабет», ч. 2 ст. 9, ч.ч.1,3 ст. 11 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», истец просил суд обязать Министерство здравоохранения Пензенской области организовать обеспечение Еникеевой Г.И., ... года рождения, зарегистрированной по адресу: ... тест – полосками для глюкометра, лекарственными препаратами «...» в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача; обязать ГБУЗ «Каменская ЦРБ» производить своевременную выписку льготных рецептов Еникеевой Г.И., ... года рождения, зарегистрированной по адресу: ... на тест – полоски для глюкометра, лекарственные препараты «...» в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача.

В судебном заседании представитель истца - помощник Каменского межрайонного прокурора Пензенской области Смолинская Л.В., действующая в интересах Еникеевой Г.И. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Истец Еникеева Г.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика ГБУЗ «Каменская ЦРБ» - Азеева Э.Р., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что ГБУЗ «Каменская ЦРБ» будет производить своевременную выписку Прокудиной Н.Ф. рецептов в соответствии с имеющейся потребностью, при условии, что Министерство здравоохранения Пензенской области организует обеспечение Еникеевой Г.И. тест – полосками для глюкометра и лекарственным препаратом в соответствии с имеющейся потребностью.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерства финансов Пензенской области судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства. В представленном письменном отзыве пояснил, что финансовые средства, предоставляемые Министерству здравоохранения Пензенской области для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, ежегодно предусматриваются в Законе Пензенской области о бюджете на очередной финансовый год в форме субсидий на иные цели, в рамках реализации государстве иной программы Пензенской области «Развитие здравоохранения Пензенской области».

В Ведомственной структуре расходов бюджета Пензенской области на 2024 год, утвержденной Законом Пензенской области от 19.12.2023 № 4116-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», в рамках реализации государственной программы Министерству здравоохранения Пензенской области предусмотрено 1325,5 млн. руб. на обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения льготных категорий граждан, включая больных сахарным диабетом.

В соответствии со ст. 158 БК РФ Министерство здравоохранения Пензенской области является главным распорядителем бюджетных средств и вправе самостоятельно определять объемы и приоритетные направления расходов в пределах утвержденных ему бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд с данными требованиями.

Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Аналогичные положения закреплены в ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

В п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Далее - Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ) установлено, что организация охраны здоровья осуществляется посредством обеспечения определенных категорий граждан РФ лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством РФ.

В ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Статьей ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Пункт 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях (ст. 8 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (п. 1 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 года № 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру лиц, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 4).

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, этилового спирта (100 г в месяц), инсулиновых шприцов, шприцов типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средств диагностики.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

В разделе 2 Программы «Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно» указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, которая оказывается гражданам согласно разделу 3 Программы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно" при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.

Перечнем изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, предусмотрено предоставление тест - полосок для определения содержания глюкозы в крови, инсулиновых игл, шприц - ручек льготной категории граждан, в том числе лицам, имеющим заболевание диабет.

Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утвержденного Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1181н, назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется лечащим врачом медицинской организации; фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в установленном порядке на бланках соответствующей формы.

Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В целях реализации указанных положений федерального законодательства на территории Пензенской области Правительством Пензенской области принято Постановление от 31.01.2013 № 30-пП (далее - Постановление № 30-пП), пунктом 1 которого утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Пензенской области (далее Положение).

Согласно п. 1.1. Положения Министерство здравоохранения Пензенской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области.

В соответствии с п. 2.1.12.23 и 2.1.12.24 Положения Министерство организует предоставление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание гражданам, страдающим диабетом (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами и медицинскими изделиями для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории Пензенской области относится к компетенции Министерства здравоохранения Пензенской области, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лиц, страдающих сахарным диабетом. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим диабетом, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

В судебном заседании установлено, что Каменской межрайонной прокуратурой Пензенской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о здравоохранении.

В ходе проверки установлено, что Еникеева Г.И., ... года рождения, состоит на учете в ГБУЗ «Каменская ЦРБ» с диагнозом ....

Согласно медицинским рекомендациям врачей ГБУЗ «Каменская ЦРБ» Еникеевой Г.И. рекомендован контроль уровня гликемии, не менее 1 раза в сутки+1 гликемический профиль в неделю (не менее 4-х раз в сутки), прием лекарственного препарата «...» 10 мг. утром.

За 2023 г. и истекший период 2024 г. Еникеевой Г.И. при обращении к врачам ГБУЗ «Каменская ЦРБ» (27.04.2023, 30.01.2024, 22.04.2024, 20.05.2024, 27.05.2024, 31.05.2024) рекомендовано лечение в виде приема лекарственных препаратов «...», а также контроль гликемии с применением тест-полосок для глюкометра.

Однако, тест-полоски для глюкометра за 2023 г. и истекший период 2024 г. Еникеевой Г.И. в соответствии с месячной потребностью ГБУЗ «Каменская ЦРБ» не выдавались, льготные рецепты не выписывались.

За 2023г. и истекший период 2024г. ГБУЗ «Каменская ЦРБ» обеспечила пациента препаратом «...»: 18.02.2024 – 2 упаковки, 22.04.2024 – 3 упаковки, 06.06.2024 – 1 упаковка, препаратом «... 22.04.2024 – 3 упаковки, препаратом «...»: 16.02.2024 – 1 упаковка, 22.04.2024 – 1 упаковка, 06.06.2024 – 1 упаковка.

Таким образом, Еникеева Г.И. должна обеспечиваться медицинскими изделиями и лекарственными препаратами, а именно - тест - полосками для глюкометра и лекарственными препаратами «... «...» в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача в достаточном количестве, так как приведенные выше нормы действующего законодательства не содержат условия о том, что количество выдаваемых средств рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальных услуг. Иной подход означал бы необоснованное ограничение прав Еникеевой Г.И. на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.

Реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Пензенской области, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения Пензенской области.

В соответствии с пунктами 2.2.10, 2.2.13 и 2.2.17 Положения о Министерстве финансов Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 27.10.2008 № 714-пП, распоряжение денежными средствами на едином счете бюджета Пензенской области, проведение анализа исполнения расходов регионального бюджета, целесообразности и рациональности использования бюджетных средств, а также установление порядков исполнения бюджета Пензенской области по расходам 2 и по источникам финансирования дефицита бюджета отнесено к полномочиям Министерства финансов Пензенской области.

Как следует из отзыва на исковое заявление Министерства финансов Пензенской области, в ведомственной структуре расходов бюджета Пензенской области на 2024 год, утвержденной Законом Пензенской области от 19.12.2023 № 4116-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», в рамках реализации данной государственной программы Министерству здравоохранения Пензенской области предусмотрено 1325,5 млн. руб. на обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения льготных категорий граждан, включая больных сахарным диабетом.

В соответствии со ст. 158 БК РФ Министерство здравоохранения Пензенской области является главным распорядителем бюджетных средств и вправе самостоятельно определять объемы и приоритетные направления расходов в пределах утвержденных ему бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.

Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Пензенской области, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения ....

В данном случае ответчиком Министерством здравоохранения Пензенской области не обеспечено в полном объеме удовлетворение фактической потребности медицинской организации в тест-полосках, лекарственных препаратах в свою очередь ГБУЗ «Каменская ЦРБ» не выполнена обязанность по выписке рецептов, что нарушает права Еникеевой Г.И. на охрану здоровья, гарантированное Конституцией РФ.

При таком положении исковые требования Каменского межрайонного прокурора Пензенской области являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Каменского межрайонного прокурора Пензенской области, действующего в интересах Еникеевой Галии Исмаиловны к ГБУЗ «Каменская ЦРБ», Министерству здравоохранения Пензенской области о возложении обязанности по обеспечению тест-полосками для глюкометра, лекарственными препаратами в соответствии с имеющейся потребностью – удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Пензенской области организовать обеспечение Еникеевой Галии Исмаиловны, ... года рождения, зарегистрированной по адресу: ... тест – полосками для глюкометра, лекарственными препаратами «...» в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача.

Обязать ГБУЗ «Каменская ЦРБ» производить своевременную выписку льготных рецептов Еникеевой Галие Исмаловне, ... года рождения, зарегистрированной по адресу: ... на тест – полоски для глюкометра, лекарственные препараты «...» в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2024 года.

Председательствующий: Н.В. Седова

2-509/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Каменский межрайонный прокурор Пензенской области
Еникеева Галия Исмаиловна
Ответчики
Министерство здравоохранения Пензенской области
ГУБЗ "Каменская ЦРБ"
Другие
Министерство финансов Пезенской области
Суд
Каменский городской суд Пензенской области
Судья
Седова Н.В.
Дело на странице суда
kamensky.pnz.sudrf.ru
18.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2024Передача материалов судье
21.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2024Судебное заседание
26.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2024Дело оформлено
28.10.2024Дело передано в архив
23.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее