Решение по делу № 2-421/2023 (2-2353/2022;) от 15.12.2022

Дело № 2-421/2023

11RS0004-01-2022-004105-03

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми

в составе судьи Васевчик Е.П.

при секретаре судебного заседания Кожевиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печора 05 мая 2023 гражданское дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах Смирнова В. С. к администрации муниципального района «Печора» о восстановлении в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения,    

установил:

Печорский межрайонный прокурор, действуя в интересах Смирнова В.С., обратился в суд с иском к администрации МР «Печора» о восстановлении в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения, указав в обоснование требований, что Смирнов В.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. **.**.** постановлением главы администрации МР «Печора» включен в список, с датой постановки **.**.**. Распоряжением главы администрации МР «Печора» от **.**.** истец исключен из списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с сохранением права состоять в общей очереди, в связи с отсутствием подтверждения права состоять в списке детей-сирот. Согласно сведений, в 1995 году Смирнову В.С. предоставлено жилое помещение-ведомственное, по адресу: **********. При этом в жилом помещении отсутствуют санузел, душ и кухня, которые находятся в местах общего пользования. **.**.** между администрацией и Смирновым В.С. заключен договор коммерческого найма жилого помещения по адресу: **********, ком.133. В собственности у Смирнова В.С. жилое помещение отсутствует.

Дело рассматривается в отсутствие истца Смирнова В.С., извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Прокурор Ишина Ю.С. поддержала заявленные исковые требования.

Представитель администрации МР «Печора» Сысуева Д.И., действующая на основании доверенности, возражала против иска.

Судом для участия в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление образования МР «Печора» и Правительство Республики Коми.

Дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Из письменного отзыва дополнений к нему Министерства образования и науки Республики Коми, действующего от имени Правительства Республики Коми, следует, что с иском не согласны.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.    

Из обстоятельств дела следует, что Смирнов В.С. родился **.**.** в городе Печоре Коми АССР.

С рождения и по **.**.** Смирнов В.С. находился на полном государственном обеспечении в детских сиротских учреждениях.

На основании постановления главы администрации ********** №... от **.**.** Смирнов В.С. был принят в администрации МР «Печора на учет граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с датой постановки **.**.**.

Распоряжением администрации МР «Печора» от **.**.** №...Смирнов В.С. был исключен из списка граждан, относящихся к категории «Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с сохранением права состоять в общей очереди.

Основанием исключения Смирнова В.С. из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями явилась утрата основания права на внеочередное предоставление жилья, а именно, наличие жилого помещения по адресу: **********, ком.211.

При этом, данное жилое помещение являлось общежитием.

Согласно сведениям администрации МР «Печора» Смирнов В.С. значится в общей очереди под №....

Сведения о предоставлении Смирнову В.С. жилого помещения на постоянной основе в КУМС МР «Печора» отсутствуют.

Согласно информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Р. Коми Смирнову В.С. принадлежало на праве собственности на основании договора о передаче помещения в собственность граждан жилое помещение расположенное по адресу: ********** период с **.**.** по **.**.**.

Согласно поквартирной карточке и картам регистрации по жилому помещению по адресу: **********, ком.133 истец был зарегистрирован по месту жительства с **.**.**.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, постановлением главы администрации МР «Печора» №... от **.**.** постановлено заключить договор социального найма жилого помещения со Смирновым В.С. по адресу: **********.

Согласно договору социального найма №... от **.**.**, Смирнову В.С. по адресу: ********** предоставлено в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из одной комнаты в отдельной квартире.

Постановлением главы администрации МР «Печора» №... от **.**.** Смирнову В.С. по договору коммерческого найма предоставлено жилое помещение по адресу: **********, 69, ком.524, сроком на 1 год. Договор коммерческого найма продлен в 2020, 2021 гг.

Согласно ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, указанного возраста.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, в том числе, в случае если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ.

При этом ни ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Сформированный на основании Закона Республики Коми от **.**.** №...-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Р. Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утратившего силу с **.**.** в связи с принятием Закона Республики Коми от **.**.** №...-РЗ, список предполагает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями.

Вместе с тем в соответствии со ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от **.**.** №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием того обстоятельства, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, включение Смирнова В.С. органом местного самоуправления в сформированный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, последующие предоставление жилого помещения по адресу: **********, ком.211, исключение из списка детей-сирот с сохранением права состоять в общем списке, не свидетельствует о защите его права на предоставление жилого помещения.

С учетом изложенного, доводы ответчика, приведенные в письменном отзыве на исковое заявление, судом не принимаются и не являются основанием для отказа в иске.

Поскольку истец относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно до достижения 23-летнего возраста обращался в компетентный орган для защиты своих жилищных прав, но фактически благоустроенным жилым помещением не обеспечен, суд приходит к выводу о наличии оснований: для включения истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставления истцу благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающего санитарным и техническим требования.

Формирование списка может иметь своей целью также определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, без попечения родителей.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена на администрацию муниципального района «Печора». Жилое помещение должно быть предоставлено истцу в ********** Республики Коми, быть благоустроенным применительно к условиям **********.

При этом общая площадь предоставляемого жилого помещения, с учетом позиции Конституционного Суда Республики Коми, изложенной в постановлении от **.**.**, должна быть не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, в данном случае решением Совета МР «Печора» от **.**.** №..., то есть не ниже 13 кв.м.

Доводы третьего лица о об отсутствии у истца права на внеочередное предоставление жилья в связи с п.2 ст.37 ЖК РСФСР (действовавшей на момент достижения Смирновым В.С. 18 лет) судом не принимаются, поскольку ему не могла быть возвращена жилая площадь, т.к. с самого рождения Смирнов В.С, находился на государственном обеспечении и нигде больше не проживал.

Факт приватизации и продажи Смирновым В.С. жилого помещения по адресу: **********, камн.133, не является основанием для отказа в иске, поскольку предоставление данного жилого помещения с местами общего пользования не свидетельствует об исполнении ответчиком обязанности по защите прав истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление благоустроенного жилого помещения.

Суд принимает решение по заявленным исковым требованиям.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию муниципального района «Печора» (ИНН 1105012781) восстановить Смирнова В. С., **.**.**.р. (паспорт №...) в льготной очереди на получение жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, с датой постановки на учет - **.**.**.

Обязать администрацию муниципального района «Печора» (ИНН 1105012781) предоставить Смирнову В. С., **.**.**р. (паспорт №...) благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, общей площадью не менее 13 кв.м. в ********** Республики Коми.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

    

Судья                              Е.П. Васевчик

Мотивированное решение составлено **.**.**

2-421/2023 (2-2353/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнов Валерий Семенович
Печорская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация МР "Печора"
Другие
Управление образования МР "Печора"
Правительство Республики Коми
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Васёвчик Евгения Петровна
Дело на странице суда
pechora.komi.sudrf.ru
15.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2022Передача материалов судье
21.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2023Судебное заседание
06.03.2023Судебное заседание
24.03.2023Судебное заседание
05.05.2023Судебное заседание
16.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее