Решение по делу № 2-176/2022 от 05.08.2022

Дело № 2-176/2022

УИД 76RS0001-01-2022-000540-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2022 года г. Любим Ярославской области

Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2022 года

Любимский районный суд Ярославской области в составе

судьи Самариной Н.В., при помощнике судьи Смирновой О.Б.,

с участием истицы Доновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Доновой О.В. к филиалу Ярославскому ООО «Хартия» о признании действия филиала Ярославский ООО «Хартия» по начислению платы за коммунальные услуги незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет платы коммунальной услуги по обращению с ТКО,

установил:

Донова О.В. обратилась в Любимский районный суд Ярославской области с исковым заявлением к филиалу Ярославский ООО «Хартия» о признании действия по начислению платы за коммунальные услуги незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет платы коммунальной услуги по обращению с ТКО.

В обоснование исковых требований указано, что Донова О.В. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>. По данному адресу оплачивает вывоз ТКО (твердых коммунальных отходов). Истцу принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Указывает, что ранее дом принадлежал матери истицы Склянкиной Е.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ По данному адресу в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время никто не зарегистрирован и не проживает, однако по данному адресу ООО «Хартия» производит начисления за обращение с ТКО. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением в ООО «Хартия» о перерасчете за вывоз ТКО по лицевому счету по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня смерти Склянкиной Е.В. по день вступления в наследство. ООО «Хартия» отказало в перерасчете. Полагает, что оплачивать дважды за вывоз ТКО не обязана. Руководствуясь разделом 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), истец просит признать действие филиала Ярославский ООО «Хартия» по начислению платы за коммунальные услуги незаконным, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет платы коммунальной услуги по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда.

В судебном заседании истица Донова О.В. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Хартия» Филиал «Ярославский» в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом и своевременно о дате, месте и времени судебного заседания, в письменных возражениях объяснил, что ООО «Хартия» присвоен статус регионального оператора на территории Ярославской области в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами», заключенным между ООО «Хартия» и департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области. Истцу на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, поэтому собственнику жилого помещения выставляются платежные документы (квитанции) за обращение с ТКО. Ближайшая контейнерная площадка к жилому дому по адресу: <адрес>, расположена по адресу: <адрес>, услуга по обращению с ТКО оказывается надлежащим образом, что подтверждается данными системы ГЛОНАСС. Ссылаясь на ст.ст. 209, 210 ГК РФ, ст.ст. 30, 153, 154, ч.1 ст.157 ЖК РФ, п.148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , п.6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», приказ Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ -н «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ярославской области», указал, что расчет объема коммунальной услуги по обращению с ТКО для населения (физических) лиц, производится по количеству собственников жилых помещений, в которых отсутствуют постоянно и временно зарегистрированные лица. Для расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО жилого фонда (многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов) в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг, применяются количественные показатели в виде расчетной единицы - 1 житель, то есть 1 человек. Поскольку собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, при этом в силу норм ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, ответчик полагал, что в отношении коммунальной услуги по обращению с ТКО отсутствие лиц по месту нахождения принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения по причине постоянного проживания по другому адресу не является временным отсутствием, так как собственник не может отсутствовать. Считал ошибочными доводы истца о том, что не проживание в принадлежащем ему доме, а также то, что оплата потребленной коммунальной услуги по обращению с ТКО в ином жилом помещении, влечет за собой отсутствие обязанности по внесению оплаты, поскольку в соответствии со ст. 155 п. 11 ЖК РФ не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием не внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Временное отсутствие собственника по месту нахождения принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения не является основанием для перерасчета размера платы в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг, так как такое отсутствие не снимает необходимость исполнения возложенных обязанностей. Просил в удовлетворении иска отказать.

Свидетели Тараканова Н.Н. и Лобанова Н.А., допрошенные в судебном заседании, показали, что проживают на <адрес>, приходились соседями матери истицы, проживающей в <адрес> по указанной улице. После смерти матери истицы в июне 2019 года в ее доме никто не проживал, дом не сдавался, услуга по вывозу ТКО оказывается, контейнеры стоят недалеко от <адрес>.

Суд, выслушав истицу Донову О.В., свидетелей, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истица Донова О.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45).

Момент возникновения права собственности определяется правилами ГК РФ.

Согласно пункта 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.

Таким образом, в силу ст. 1113, 1152 ГК РФ право собственности на указанное жилое помещение у истицы Доновой О.В. возникло с момента смерти наследодателя Склянкиной Е.В. - ДД.ММ.ГГГГ.

В указанном жилом доме зарегистрированных лиц по месту проживания не числится, что подтверждается справкой из МП ОМВД России по Любимскому району от ДД.ММ.ГГГГ Истица Донова О.В. фактически проживает по адресу: <адрес>, где зарегистрирована по месту жительства (л.д. 10).

Истица производит оплату за обращение с ТКО по адресу: <адрес>, исходя из двух человек зарегистрированных в данном доме (л.д. 11). Также истице направляются счета на оплату за обращение с ТКО по адресу: <адрес>. Согласно объяснениям истицы договор на предоставление коммунальной услуги (обращение с ТКО) между истицей и ответчиком заключен. Согласно предоставленным ответчиком сведениям по лицевому счету у истицы имеется задолженность за коммунальную услугу (вывоз мусора) за период с августа 2019 года по июль 2022 г. в размере – 3851,61 руб., пени – 618,42 руб. (л.д. 34, 39). Указанную задолженность, а также ее расчет истица не оспаривала.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете платы за обращение с ТКО по адресу: <адрес> (л.д. 5), ссылаясь на отсутствие в данном жилом доме зарегистрированных и проживающих лиц и в целях недопущения начисления двойной оплаты.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Филиал «Ярославский» ООО «Хартия» сообщило истице об отсутствии оснований для перерасчета платы за обращение с ТКО, ссылаясь на нормы ст. 210, ст. 1152 ГК РФ, ст. 30, ст. 155 ЖК РФ, Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

Обращаясь в суд с иском, истица указывает на то, что оснований для оплаты услуги «обращение с ТКО» по жилому дому по адресу: <адрес>, не имеется, так как в данном доме никто фактически не проживает и не зарегистрирован, а истица несет бремя расходов по данной услуге по иному жилому дому по адресу: <адрес>. Полагает начисление двойной оплаты недопустимым.

Суд находит данные доводы истицы несостоятельными, не основанными на нормах действующего законодательства.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд;

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Статьей 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ установлено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч.ч. 3, 4 ст.154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 641, а также в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Хартия» и Департаментом охраны окружающей природной среды и природопользования Ярославской области заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ярославской области, определяющее, в том числе права и обязанности его сторон, порядок деятельности регионального оператора. Статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен ответчику с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с условиями указанного Соглашения Региональный оператор обязан в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области для установления единого тарифа на услугу регионального оператора (п.2.4.1), заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО (и (или) лицами, являющимися их законными представителями, в том числе осуществляющими управление многоквартирными домами), которые образуются и места накопления которых, находятся в зоне его деятельности, в соответствии с типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (п.2.4.3).

Региональный оператор (ООО «Хартия») начал осуществлять деятельность на территории Ярославской области с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641», обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п.148 (23) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п.п. 148 (34), 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников жилого помещения.

Согласно п.п. «а» п. 5, п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема. В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.

Согласно п. 1.2 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ярославской области, утвержденных Приказом Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 07.09.2018 г. № 57-н, для индивидуальных жилых домов расчетной единицей, в отношении которой установлен норматив накопления ТКО является 1 житель.

Согласно раздела VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу.

Исходя из установленных судом обстоятельств и анализа вышеуказанных действующих норм законодательства, суд приходит к выводу, что, истица, являясь собственником жилого дома по адресу: <адрес>, в силу ст. 210 ГК РФ, 153, 154, 155 ЖК РФ обязана вносить плату за коммунальные услуги, при этом отсутствие регистрации по месту жительства, равно как и фактическое не проживание в данном доме не является основанием не внесения платы за коммунальные услуги, поскольку отсутствие собственника по месту нахождения принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения по причине постоянного проживания по другому адресу не является временным отсутствием, и, следовательно, не является основанием для перерасчета размера платы в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

Кроме того, услуга по обращению с ТКО ответчиком на территории г. Любим Ярославской области оказывается, что подтверждается объяснениями ответчика, показаниями свидетелей, и признано истицей.

Таким образом, действия ответчика по начислению платы за коммунальные услуги основаны на нормах действующего законодательства, и правовых оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет платы коммунальной услуги по обращению с ТКО не имеется.

Поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено нарушений прав и законных интересов истца стороной ответчика, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требовании Доновой О.В. к филиалу Ярославскому ООО «Хартия» о признании действия филиала Ярославский ООО «Хартия» по начислению платы за коммунальные услуги незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет платы коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Доновой О.В. к филиалу Ярославскому ООО «Хартия» о признании действия филиала Ярославский ООО «Хартия» по начислению платы за коммунальные услуги незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет платы коммунальной услуги по обращению с ТКО, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Любимский районный суд Ярославской области.

Судья Самарина Н.В.

2-176/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Донова Ольга Владимировна
Ответчики
Филиал "Ярославский" ООО "Хартия"
Суд
Любимский районный суд Ярославской области
Судья
Самарина Наталья Валерьевна
Дело на странице суда
lubimsky.jrs.sudrf.ru
05.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2022Передача материалов судье
08.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2022Судебное заседание
13.09.2022Судебное заседание
16.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее