Решение по делу № 2-3312/2023 от 27.04.2023

Дело № 2-3312/2023

УИД 91RS0024-01-2023-002149-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта                                    19 июня 2023 г.

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при секретаре Щеповских А.Н., с участием представителя истца Сеттарова А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черкас Василия Христофоровича к Администрации города Ялта Республики Крым о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по предоставлению земельного участка в аренду;

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым,

установил:

Черкас В.Х. обратился в суд с иском к Администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным бездействие по не даче ответа на заявление от 21 мая 2019 г. о предоставлении земельного участка в аренду в порядке завершения оформления прав; возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>, с последующим заключением договора аренды.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании решения исполнительного комитета Симеизского поселкового совета г. Ялта АРК от 24 апреля 1997 г. № 92 между истцом и Симеизским поселковым советом сроком на 15 лет был заключен договор аренды земельного участка площадью 0,03 га, расположенного по адресу: <адрес>. В 2001 году на указанном земельном участке истцом было возведено нежилое строение площадью 109.8 кв. м, на которое в последующем за ним было зарегистрировано право собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 6 мая 2001 г. № 687, выданном на основании решения исполнительного комитета Симеизского поселкового совета от 20 апреля 2001 г. № 324. Решением Симеизского поселкового совета от 25 декабря 2012 г. № 129 истцу дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0300 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>, с последующим предоставлением его в аренду, из земель жилой и общественной застройки. На данный момент указанный земельный участок имеет кадастровый №<номер>. 21 мая 2019 г. истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым с заявлением о передаче ему в аренду земельного участка в порядке завершения оформления прав, на которое ответ не получен до настоящего времени. По мнению истца, в результате бездействия должностных лиц органа местного самоуправления нарушено его право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов.

Истец в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте его проведения, обеспечил явку представителя по доверенности Сеттарова А.Ш., который поддержал заявленные исковые требования.

Ответчик и третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте его проведения, причины неявки суду не сообщены, отзыв на иск не представлен.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что 24 апреля 1997 г. исполнительным комитетом Симеизского поселкового совета г. Ялта АРК принято решение № 92 о заключении договора аренды земельного участка с Черкас В.Х. сроком на 15 лет под жилое строение, площадью 0,03 га (л.д. 7).

На основании указанного решения 25 апреля 1997 г. между Симеизским поселковым советом народных депутатов г. Ялта и Черкас В.Х. был заключен договор аренды земельного участка (л.д. 50-51).

6 мая 2001 г. Черкас В.Х. на основании решения исполнительного комитета Симеизского поселкового совета № 324 от 20 апреля 2001 г. получено свидетельство № 687 о праве собственности на нежилое строение общей площадью 109,8 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 39).

Согласно выписке из Реестра прав собственности на недвижимое имущество КП ЯГС «БТИ» от 27 сентября 2012 г. № 35647711 общая площадь указанного нежилого строения составляет 71,1 кв. м, поскольку была уменьшена на 38,7 кв. м за счет сноса пристройки (л.д. 40).

Сообщением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 22 июня 2018 г. № 90/021/100/2018-2036 Черкас В.Х. отказано в государственной регистрации прав на нежилое здание площадью 109,8 кв. м с кадастровым номером №<номер>, распложенное по адресу: <адрес>, поскольку по сведениям кадастра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером №<номер> имеет общую площадь 71,1 кв. и назначение - жилой дом литер А, ввиду чего невозможно определить объект подлежащий государственной регистрации (л.д. 60, 77-78).

Из материалов дела также следует, что решением 23 сессии 6 созыва Симеизского поселкового совета г. Ялта АРК от 25 декабря 2012 г. № 129 Черкас В.Х. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0300 га, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, с последующим предоставлением в аренду из земель жилой и общественной застройки (л.д. 32).

21 мая 2019 г. Черкас В.Х. подал в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта заявление о предоставлении указанного земельного участка площадью 300 кв. м в аренду для индивидуального жилищного строительства в порядке завершения оформления прав (л.д. 25).

Из заключения Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым от 7 апреля 2020 г. № МЕ/2633/1 следует, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером №<номер> - «Для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1) не предусмотрен территориальной зоной «ТЗ-18-197» (территориальная зона спортивно-туристической деятельности), в границах которой расположен объект недвижимости (л.д. 27-28).

Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 4 февраля 2021 г. № 218-п Черкас В.Х. отказано в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 300 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №<номер>, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта (ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (л.д. 23).

Письмом от 11 февраля 2021 г. № 03-181637 Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым направил в адрес Черкас В.Х. в ответ на его заявление от 21 мая 2019 г. вх. № 03-18/637 копию указанного постановления № 218-п (л.д. 22).

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №<номер> снят с кадастрового учета 22 марта 2022 г. (л.д. 58-59).

Между тем, Черкас В.Х., ссылаясь на то, что его заявление от 21 мая 2019 г. о предоставлении в аренду земельного участка осталось без ответа со стороны Администрации города Ялта Республики, считая, что его нарушенное право может быть восстановлено путем предоставления ему в аренду испрашиваемого земельного участка, обратился в суд с настоящим иском.

В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-ЗРК).

Частью 1 статьи 13 Закона № 38-ЗPK установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г., в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству. В силу части 5 статьи 13 названного выше закона порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями данной статьи определяется Советом министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.

В силу части 7 статьи 13 Закона № 38-ЗPK заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2021 г.

Согласно части 6 статьи 13 Закона № 38-ЗРК основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются: 1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи; 2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории; 3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа Республики Крым, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

Пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.

Учитывая вышеуказанные положения закона и установленные обстоятельства, исходя из того, что по результатам рассмотрения заявления Черкас В.Х. от 21 мая 2019 г. Администрацией города Ялта Республики Крым принято постановление от 4 февраля 2021 г. № 218-п об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в порядке завершения оформления прав, которое в установленном законом порядке не оспорено, суд приходит к выводу об отсутствии бездействия со стороны Администрации города Ялта Республики Крым, соответственно, оснований для удовлетворения исковых требований в данной части не имеется.

По мнению суда, избранный Черкас В.Х. способ защиты не приведет к восстановлению его прав и законных интересов, защиту которых он предполагал осуществить, а предъявление настоящего иска направлено на преодоление установленного законом административно-публичного порядка возникновения вещных прав на землю (права аренды). Предоставление земельных участков лицам, имеющим право на завершение оформления права на земельный участок, отнесено к компетенции органов местного самоуправления, и суд не вправе подменять установленную законом процедуру путем удовлетворения требований о понуждении предоставить земельный участок в аренду.

Доводы истца о том, что земельное законодательство гарантирует собственнику объекта недвижимости исключительное право на землепользование в отношении участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости, не принимаются судом во внимание, поскольку не имеют правового значения при разрешении возникшего спора. При этом суд исходит из того, что в данном случае истец претендовал на предоставление ему земельного участка в аренду в порядке завершения оформления прав, а не на основании положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Непрерывность пользования испрашиваемым земельным участком, в данном случае, не является основанием для удовлетворения заявленных требований в рамках завершения оформления права на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат возмещению.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Черкас Василия Христофоровича к Администрации города Ялта Республики Крым о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по предоставлению земельного участка в аренду - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья                                          О.И. Кулешова

Решение суда изготовлено

в окончательной форме 23 июня 2023 г.

2-3312/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Черкас Василий Христофорович
Ответчики
Администрация города Ялта Республики Крым
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Кулешова Оксана Игоревна
Дело на странице суда
yalta.krm.sudrf.ru
27.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2023Передача материалов судье
27.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2023Судебное заседание
23.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее