Дело №
УИД 21RS0№-97
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
11 декабря 2020 года <адрес>
Судья Моргаушского районного суда Чувашской Республики Алексеева А.В.,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении- общества с ограниченной ответственностью «Агорофирма «Путь Ильича»- ФИО4, на основании доверенности №/юр 2020 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агорофирма «Путь Ильича» ФИО4 на постановление N 12/09/47 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором Чувашской Республики в области охраны окружающей среды ФИО13, которым юридическое лицо- общество с ограниченной ответственностью «Агорофирма «Путь Ильича» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 250000,00 руб.,
установил:
Постановлением N 12/09/47 государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды ФИО13 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо- общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Путь Ильича» (далее- ООО «АФ «Путь Ильича», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 250000,00 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО4 обратилась в Моргаушский районный суд с жалобой на предмет его отмены ввиду незаконности и прекращения производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, либо, при несогласии с позицией заявителя, изменении постановления и снижении назначенного наказания в виде административного штрафа в размере 250000,00 руб. до 50000,00 руб.
Жалоба мотивирована тем, что основанием для привлечения ООО «АФ «Путь Ильича» явились результаты проверки обращения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» о загрязнении окружающей среды на территории <адрес> Чувашской Республики, на основании которых ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ. Административным расследованием установлено, что правонарушение совершено 26-ДД.ММ.ГГГГ, выявлено ДД.ММ.ГГГГ.
Проверка обращения проведена уполномоченными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики с нарушением порядка проведения проверок, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля в области охраны окружающей среды (федерального государственного экологического контроля), утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 282, Административным регламентом осуществления Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики регионального государственного экологического надзора, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 811.
В оспариваемом постановлении указывается о вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ. Само определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в адрес ООО «АФ «Путь Ильича» не поступало.
Нарушение порядка возбуждения дела об административном правонарушении исключает допустимость доказательств, полученных в ходе осуществления административного производства.
Протокол об административном правонарушении № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ является недопустимым доказательством.
12, ДД.ММ.ГГГГ представителем ООО «АФ «Путь Ильича» были поданы ходатайства об ознакомлении с материалами административного дела. В день обращения представителю уполномоченным должностным лицом в ознакомлении было отказано. В последующем в установленном порядке Общество не уведомлялось о месте и времени реализации указанного права. Должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, не были созданы условия, призванные обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности, что повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению. При вынесении оспариваемого постановления должностным лицом не проверено наличие либо отсутствие по делу обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность.
По сведениям налогового учета, Общество является малым предприятием, о чем ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения в Единый государственный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
По сведениям ЕГРН имущество Общества до 2026 года находится в залоге АО «Российский Сельскохозяйственный банк». За 2019 год Общество имело отрицательный финансовый баланс. Оно ежемесячно вносит в АО «Россельхозбанк» платежи по кредитной линии, оплачивает займы, предоставленные иными юридическими лицами. Оплата ООО «АФ «Путь Ильича» административного штрафа в размере 250000,00 руб. повлечет за собой значительное нарушение баланса финансовых возможностей, увеличение дефицита средств, препятствующего осуществлению основной хозяйственной деятельности, связанной с содержанием животных, а также своевременной оплате труда работников, выполнению налоговых и страховых обязательств.
Учитывая, что в период с 05 августа по ДД.ММ.ГГГГ по одному и тому же событию, произошедшему 26-ДД.ММ.ГГГГ, должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики вынесено 4 постановления о наложении административных штрафов в отношении ООО «АФ «Путь Ильича», Общество просит при несогласии суда с его позицией изменить постановление и снизить назначенное наказание до 50000,00 руб.
В судебном заседании представитель ООО «АФ «Путь Ильича» ФИО4 поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям, вновь привела их суду. Также пояснила, что в деле об административном правонарушении отсутствует определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Все доказательства получены и составлены в ходе проведения проверочных мероприятий, до возбуждения дела об административном правонарушении. Административное расследование в порядке, установленном ст. 28.7 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики не проводилось. Изложенные в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания сведения, в части возбуждения дела об административно правонарушении и проведении административного расследования, не соответствуют действительности.
Все доказательства получены в рамках проверки обращения регионального штаба в Чувашской <адрес> общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» от ДД.ММ.ГГГГ № ОНФ-123/02-2020.
Привлечение виновных лиц к административной ответственности в сфере охраны окружающей среды является юридическим фактом, которым заканчивается исполнение государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора, выполняемой Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики на основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утв. Постановлением ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 370 и Административного регламента исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора, утв. Приказом ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичные требования к порядку проведения административными органами проверок юридических лиц установлены Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля в области охраны окружающей среды (Федерального государственного экологического контроля), утв. Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 282 и ст.ст. 12, 13,14,16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований.
Защитником Общества в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики были поданы 12 и ДД.ММ.ГГГГ ходатайства об ознакомлении с материалами административных дел и проверок в рамках экологического надзора. О результатах рассмотрения указанных ходатайств Общество и его защитник уведомлены не были, с материалами не ознакомлены.
Невыполнение уполномоченным должностным лицом установленных законом обязанностей создало препятствие в предоставлении Обществом доказательств в материалы дела и реализации права на защиту на стадии проведения административного производства по делу.
Постановление не соответствует требованиям ст. 26.1 и ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Ввиду отнесения навоза, образующегося в животноводстве, к продукции, используемой по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства к нему не распространяются. Дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции является побочным продуктом и не является отходом.
Производство органического удобрения на основе навоза крупного рогатого скота осуществляется Обществом путем буртования навоза, содержащего подстилочный материал, и выдерживания навоза жидкого (содержащего стоки) в специально возведенном навозохранилище- лагуне, построенной в 2012 году в составе единого агротехнического комплекса, на который имеется вся необходимая техническая документация. Согласно ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ, органическое удобрение, производимое Обществом на основе жидкого навоза крупного рогатого скота, относится к малоопасным, практически неопасным веществам (4-й класс опасности).
Утечка навозной жижи в ночь с 26-ДД.ММ.ГГГГ произошла из-за несанкционированного слива органического удобрения (жидкого навоза) из навозохранилища неустановленным лицом путем включения насосной станции навозохранилища с неустановленной целью. Указанные обстоятельства подтверждены постановлением о передаче сообщения по подследственности от ДД.ММ.ГГГГ следователя по особо важным делам Ядринского межрайонного СО СУ СК России по Чувашской Республике и постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным начальником полиции отдела МВД России по <адрес>.
Общество считает необоснованной и неправомерной квалификацию обстоятельств осуществления неустановленными лицами несанкционированного слива органического удобрения на основе навоза из навозохранилища как виновное нарушение Обществом требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства.
Производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
ООО «АФ «Путь Ильича» по факту утечки органического удобрения (жидкого навоза) из навозохранилища- лагуны привлечено к административной ответственности по четырем составам административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования: ч. 3 ст. 8.13, ч. 2 ст. 8.31, ст. 8.1 и ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ, каждое постановление обжаловано Обществом в Моргаушский районный суд.
Раздельное рассмотрение административных материалов повлекло нарушение требований п. 2 ч.3 ст. 4.4 КоАП РФ и назначение Обществу наказания при совершении одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями, за пределами санкции, предусматривающей более строгое административное наказание. Назначенные административные штрафы по результатам рассмотрения четырех материалов в сумме составили 500000,00 руб., что превышает санкцию ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении (от 250 до 350 руб.)
При вынесении оспариваемого постановления должностным лицом не проверено наличие либо отсутствие по делу обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность.
По сведениям налогового учета, Общество является малым предприятием, о чем ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения в Единый государственный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно сведениям ЕГРН, имущество Общества до 2026 года находится в залоге АО «Российский Сельскохозяйственный банк». Общество ежемесячно вносит в АО «Россельхозбанк» платежи по кредитной линии, а также оплачивает займы, предоставленные иными юридическими лицами.
За 2019 год Общество имело отрицательный финансовый баланс.
Факт несанкционированной утечки органического удобрения (жидкого навоза) Общество не оспаривало, допустило его не по своей вине, а вследствие противоправных действий третьих лиц. Общество оказывало содействие в установлении обстоятельств по делу.
Ранее Общество к административной ответственности за экологические правонарушения не привлекалось.
Оплата ООО «АФ «Путь Ильича» административного штрафа в размере 250000,00 руб. повлечет за собой значительное нарушение баланса финансовых возможностей, увеличение дефицита средств, препятствующего осуществлению основной хозяйственной деятельности, связанной с содержанием животных, а также своевременной оплате труда работников, выполнению налоговых и страховых обязательств.
Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО4 просила отменить оспариваемое Обществом постановление ввиду незаконности и прекратить производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ При несогласии суда с позицией заявителя, измененить постановление и снизить назначенноео наказание в виде административного штрафа в размере 250000,00 руб. до 50000,00 руб., применив ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Выслушав объяснения представителя ООО «АФ «Путь Ильича», ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Статьей 24.1 КоАП РФ определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статья ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за
несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 34 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» N 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (п. 1).
В п. 2 ст. 16 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ определены виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В силу ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а также должно осуществляться нормирование в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии Законом об отходах.
Навоз крупного рогатого скота включен в Федеральный классификационный каталог отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов») под ко<адрес> 110 00 00 0 как отход IV- V класса опасности.
Статья 51 Закона об охране окружающей среды предусматривает, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращено отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Частью 1 ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.
Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица- ООО «АФ «Путь Ильича» подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- обращением Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» от ДД.ММ.ГГГГ N ОНФ-123/02-2020, согласно которому, в целях проверки обоснованности доводов коллективного обращения граждан по фактам складирования с 2018 года на землях сельхозназначений и загрязнения водного объекта отходами животноводства в районе д. Сюрла-<адрес> Чувашской Республики, было проведено рейдовое мероприятие, в ходе которого установлены признаки загрязнения водного объекта навозом крупного рогатого скота и заполнения навозно-грунтовой массой фарватера, правого и левого берега реки Моргаушка, на участке перед спущенной плотиной. Установлено, что на небольшом удалении от мест загрязнения расположен животноводческий комплекс, оборудованный навозохранилищем, которое представляет собой искусственно насыпное обвалованное землей сооружение, предназначенное для сбора, хранения, обеззараживания навоза. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ навозохранилище полностью заполнено и из него осуществлялся перелив и дальнейшее распространение опасного отхода в окружающую среду. От территории навозохранилища усматриваются следы стока жидкого навоза по рельефу местности в сторону близлежащего оврага, а также по склону оврага для водного объекта;
- актом № от ДД.ММ.ГГГГ, составленными комиссией, созданной на основании распоряжения администрации <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об осмотре земельных участков на предмет соблюдения условий заключенных договоров аренды» в составе ФИО5, начальниа отдела имущественных и земельных отношений администрации <адрес>, ФИО6, начальника отдела экономики и развития АПК администрации <адрес>, ФИО7, ведущего специалиста-эксперта администрации <адрес>, по итогам проведенного осмотра земельного участка с кадастровым номером 21:17:140501:10001, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования: для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 1064000 кв.м, предоставленного в аренду ООО «Агрофирма «Путь Ильича», согласно которому в ходе визуального осмотра земельного участка на плодородном сле почвы местами на площади белее чем 100 кв.м, высотой до 10 см и глубиной до 10 см выявлены следы складирования отходов производства (предположительно навоза крупного рогатого скота), местами- скопления жидкости коричневого цвета (предположительно навозной жижи. Осмотренная часть земельного участка не опахана, подстилочный изоляционный материал отсутствует. Земельный участок площадью около 16,12 га не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности. На нем не осуществляются работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы более двух лет. Земельный участок зарос сорной растительностью;
- актом по обращению Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» от ДД.ММ.ГГГГ N ОНФ-123/02-2020 о загрязнении ручья б/н, притока реки Моргаушка навозом с фермы КРС ООО «Агрофирма «Путь Ильича» от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией в составе: ведущего специалиста-эксперта отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Чувашской <адрес> ТУ Росрыболовства ФИО8, главного специалиста-эксперта отдела охраны окружающей среды и регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО13, главного специалиста-эксперта отдела охраны окружающей среды и регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО9, в присутствии исполнительного директора ООО «Агрофирма «Путь Ильича» ФИО10, из которого следует, что на момент осмотра в районе насосной установки лагуны фермы КРС видны следы утечки навозной жижы на рельеф местности, в том числе в водоохранную зону ручья б/н, притока реки Моргаушка;
материалами проверки КУСП № ОМВД России по <адрес> по факту обнаружения навозной жижи около д. Шептаки Хорнойского сельского поселения Ильинского участкового лесничества, квартал 125:
- актом осмотра (обследования) лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленным должностным лицом казенного учреждения Чувашской Республики «Лесная охрана» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, участковым лесничим ФИО11, в соответствии с которым в ходе патрулирования лесного участка в квартале 125, выделах 1,2,5 Ильинского участкового лесничества выявлено протекание навозной жижи по указанным выделам на площади 0,13 га;
- объяснением ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что место выявленного им в ходе патрулирования протекания навозной жижи находится за фермой ООО «АФ «Путь Ильича»;
- объяснением ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он присутствовал на месте взятия проб в квартале 125 выдела 1,2,5 Ильинского участкового лесничества. На тот момент были следы выезда трактора с территории ООО «АФ «Путь Ильича». Он сам видел, как с территории Общества выезжал трактор и сливл жижу в квартале 125, спрашивал у тракториста, зачем он сливает жижу, но что последний пояснил, что по указанию руководства;
- заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний к протоколу №-Д от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, установлено наличие превышения загрязняющих веществ в воде с земельного участка, прилегающего к навозохранилищу ООО «АФ «Путь Ильича», расположенного в <адрес>, в месте сброса в <адрес>: БПК-5 в 2,7 раза, ионов аммония в 2,0 раза, ионов фосфатав 2,8 раза.
- протоколом количественного химического анализа почвы от ДД.ММ.ГГГГ №/Д согласно которому выявлено превышение на глубине от 0 до 5 см по азоту аммонийному в 1,15 раза, азоту нитритному в 1,11 раза, азоту нитратному в 1,06 раза в сравнении фоновой пробой на глубине от 0 до 5 см; выявлено превышение на глубине от 5 до 20 см по азоту нитритному в 1,13 раза, азоту нитратному в 1,09 раза в сравнении фоновой пробой на глубине от 0 до 20 см.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «АФ «Путь Ильича», осуществляющее производственную деятельность, связанную с разведением молочного крупного рогатого скота и производством сырого молока, в процессе которой, образуются отходы в виде навоза, допустило попадание отходов на почву и в водный объект, чем нарушило требования действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
По результатам проверки государственным инспектором Чувашской Республики в области охраны окружающей среды ФИО13 составлен протокол N 12/08/13 об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено оспариваемое постановление N 12/09/47 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
В силу п. 1, 4, 6, ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ 4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Согласно примечанию к статье, при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки. Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях и применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности до оформления акта о проведении проверки должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.
В связи с изложенным, довод представителя ООО «АФ «Путь Ильича» об отсутствии определения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ, и проведении административного расследования является несостоятельным.
Положениями ст. 26.2 КоАП РФ определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении отнесен к числу доказательств по делу об административном правонарушении, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Составленный в отношении ООО «Агрофирма «Путь Ильича» протокол об административном правонарушении, соответствует требованиям закона. Какой-либо заинтересованности государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды ФИО13 в исходе дела или допущенных им злоупотреблениях по данному делу не установлено, поэтому оснований ставить под сомнение факты, указанные должностным лицом в составленном им документе, не имеется.
Довод представителя ООО «АФ «Путь Ильича» о том, что административное правонарушение выявлено ДД.ММ.ГГГГ, а протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ, с нарушением требований ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ, является обоснованным, но не определяющим для принятия решения, чтобы из-за формальных оснований отменить оспариваемое постановление, вынесенное по существу законно и обоснованно.
Доводы представителя юридического лица о том, что должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, не были созданы условия, призванные обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности, что повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, суд не может признать обоснованными.
О дате и времени составления протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания ООО «АФ «Путь Ильича» было извещено надлежащим образом, что подтверждается представленными в дело извещением о составлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и определением о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, отчетами об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором, несмотря на это, представитель Общества не явился. Протокол и постановление были составлены в отсутствие представителя и направлены почтовой связью.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует предъявляемым ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ требованиям.
Является несостоятельным и довод представителя Общества о том, что проверка проведена уполномоченными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в нарушение порядка проведения проверок, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля в области охраны окружающей среды (федерального государственного экологического контроля), утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 282, Административным регламентом осуществления Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики регионального государственного экологического надзора, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 811, поскольку проверка производилась по обращению Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» от ДД.ММ.ГГГГ № ОНФ-123/02-2020 по факту загрязнения стоками жидкого навоза окружающей среды.
Довод жалобы представителя ООО «АФ «Путь Ильича» о недоказанности совершения Обществом вменяемого ему правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ, также не может быть признан состоятельным.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ, является несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства.
Доказательств доводам представителя юридического лица о том, что утечка навозной жижи произошла 26-ДД.ММ.ГГГГ из-за несанкционированного слива органического удобрения (жидкого навоза) из навозохранилища неустановленным лицом путем включения насосной станции навозохранилища с неустановленной целью, суду не представлено.
ООО «АФ «Путь Ильича» с заявлением о несанкционированном сливе органического удобрения (жидкого навоза) из навозохранилища неустановленным лицом в ноябре 2019 года в правоохранительные органы либо иные органы не обращалось, доказательств обратному суду не представлено.
Доводы представителя ООО «АФ «Путь Ильича» о том, что при назначении наказания подлежали применению положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, являются несостоятельными.
Согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
По смыслу указанной нормы при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Как усматривается из материалов дела, в рамках проведенной проверки выявлен ряд нарушений требований природоохранного законодательства, допущенных Обществом, образующих составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена другими статьями главы 8 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для применения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в данном случае не имеется. Административное наказание обоснованно назначено ООО «АФ «Путь Ильича» по правилам ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ, которой установлено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При рассмотрении дела должностным лицом ФИО13 исследованы обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дан объективный анализ собранным по делу доказательствам, на основании чего сделан обоснованный вывод о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену постановления по делу об административном правонарушении, по делу не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Оценив представленные доказательства, государственный инспектор Чувашской Республики в области охраны окружающей среды ФИО13 правомерно признал ООО «АФ «Путь Ильича» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ.
Должностное лицо при назначении наказания обоснованно пришло к выводу, что достижение предусмотренных ст. 3.1 КоАП РФ целей административного наказания возможно при назначении юридическому лицу административного наказания в виде административного штрафа.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушены.
Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (п. 3.3 КоАП РФ).
С учетом изложенного, учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие тяжких последствий, тяжелое имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие сведений о привлечении ООО «АФ «Путь Ильича» ранее к административной и уголовной ответственности за совершение правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, суд считает возможным изменить постановление N 12/09/47 государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды ФИО13 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ назначить наказание ООО «АФ «Путь Ильича» в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, 125000,00 руб. Назначенное наказание соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений.
Доводы представителя юридического лица о том, что при назначении наказания не было учтено имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, что Общество является малым предприятием, его имущество до 2026 года находится в залоге АО «Российский Сельскохозяйственный банк», по итогам за 2019 год имело отрицательный финансовый баланс, в связи с чем оплата административного штрафа в размере 250000,00 руб. повлечет за собой значительное нарушение баланса финансовых возможностей, увеличение дефицита средств, препятствующего осуществлению основной хозяйственной деятельности, связанной с содержанием животных, а также своевременной оплате труда работников, выполнению налоговых и страховых обязательств, являются обоснованными, они подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Все доводы представителя ООО «Агрофирма «Путь Ильича» направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Доводы противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ.
Доводы являются правовой позицией представителя юридического лица не указывают на наличие каких либо существенных нарушений процессуальных требований и норм материального права, которые могли бы повлиять на исход дела и повлечь отмену обжалуемого постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ,
постановила:
Постановление N 12/09/47 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором Чувашской Республики в области охраны окружающей среды ФИО13, изменить, снизить размер назначенного обществу с ограниченной ответственностью «Агорофирма «Путь Ильича» административного штрафа с 250000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей до 125000 (ста двадцати пяти тысяч) рублей.
В остальной части Постановление N 12/09/47 о назначении административного наказания ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении- общества с ограниченной ответственностью «Агорофирма «Путь Ильича»- ФИО4, без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Алексеева