Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 15 мая 2023 года
Заместитель председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия Панченко Ю.В., при секретаре Арчаковой Х.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Абадиевой Ф. А. к Министерству образования и науки Республики Ингушетия об обязании предоставить по найму специализированное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просил обязать Министерство образования и науки Республики Ингушетия предоставить Абадиевой Ф. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., специализированное жилое помещение по договору найма площадью в соответствии с требованиями Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В обоснование заявленного иска указано, что прокуратурой города во исполнение поручения прокуратуры республики проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, администрации <адрес> значится Абадиева Ф. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., вместе с тем решение о предоставлении лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Абадиевой Ф.А. специализированного жилого помещения уполномоченным законодательством Республики органом - Министерством образования и науки РИ - не принято, специализированное жилое помещение Абадиевой Ф.А. не предоставлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, своих представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений пункта 1 статьи 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируются Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 31-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно части 1 статьи 4 названного закона Республики Ингушетия законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение трех месяцев со дня достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 14 лет, или возникновения после достижения возраста 14 лет предусмотренных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Республики Ингушетия оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений, представляют заявление о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в орган местного самоуправления, уполномоченный муниципальным правовым актом.
Заявление о включении в список также могут представить в орган местного самоуправления по месту их жительства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности, до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, и законные представители недееспособных или ограниченных в дееспособности лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет и в установленном порядке не были включены в список, и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
На основании решений о включении в список орган местного самоуправления формирует список по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.
Орган местного самоуправления не реже одного раза в полгода направляет сведения о лицах, включенных в список, вместе с соответствующими учетными делами в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Ингушетия в сфере опеки и попечительства.
Подобным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Ингушетия в сфере опеки и попечительства, согласно Постановлению Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 164 "О некоторых вопросах предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" является Министерство образования и науки Республики Ингушетия, принимающие решение о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения принимается Министерством в форме правового акта.
При этом, как отмечено Верховным Судом Российской Федерации, федеральное законодательство не устанавливает очередность для реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, права на предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри списка таких граждан (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 16-КГ20-25-К4), равно как региональное законодательство Республики Ингушетия - Закон Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 31-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Указание на возможность предоставления специализированного жилого помещения данной категории лишь в порядке очередности согласно сводному списку в подзаконном нормативно-правовом акте «Постановлению Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 164» не является юридически значимым при наличии вышеуказанных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации о том, что указание судов на возможность предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда исключительно в порядке очередности, не соответствуют требованиям закона и нарушает права и законные интересы данной категории лиц.
Как следует из материалов дела, Абадиева Ф. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., включена распоряжением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье.
Вместе с тем, решения о предоставлении сироте Абадиевой Ф.А. специализированного жилого помещения указанной категории граждан уполномоченным органом - Министерством образования и науки РИ - не принято, специализированное жилое помещение Абадиевой Ф.А. не предоставлено, доказательств обратного суду не представлено.
На основании изложенного, в связи с отнесением Абадиевой Ф.А. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), достигшей на момент вынесения решения возраста 18-лет нет, но не достигшей возраста 23 лет, к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и имеющей, таким образом, в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в виде предоставления специализированного жилого помещения, и состоянием Абадиевой Ф.А. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Абадиевой Ф. А. к Министерству образования и науки Республики Ингушетия об обязании предоставить по найму специализированное жилое помещение удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Республики Ингушетия предоставить Абадиевой Ф. А. специализированное жилое помещение по договору найма площадью в соответствии с требованиями Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Копия верна:
Заместитель председателя
Магасского районного суда РИ Ю.В. Панченко