УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2024 года г. Ярославль
Ленинский районный суд города Ярославля в составе
председательствующего судьи Соколовой Н.А.,
при секретаре Седовой А.М..
с участием:
прокурора Шараповой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля о возложении обязанности,
установил:
Заместитель прокурора города Ярославля обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, в котором, просит обязать мэрию города Ярославля в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта – газопровода низкого давления, протяженностью 31,3 м., 5 м., расположенных по адресу: <адрес> а также обязать мэрию г. Ярославля в течение трех месяцев после постановки на учет указанного газопровода в качестве бесхозяйного недвижимого объекта организовать его передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанные объекты.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка наличия бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории г. Ярославля. Установлено, что на территории Ленинского района г. Ярославля имеется указанный бесхозяйный объект недвижимости, который не являются объектами муниципальной собственности г. Ярославля, бесхозяйным не признаны, на учет не поставлены, их правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных газопроводов бюджетом г. Ярославля не предусмотрено. По данному газопроводу обеспечивается поставка коммунальных ресурсов в многоквартирные жилые дома. По указанным основаниям инициирован настоящий иск.
В судебном заседании представитель истца - прокурор Шарапова А.В. исковое заявление поддержала в полном объеме по изложенным основаниям.
Представитель ответчика мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, извещен своевременно, о причинах неявки суд не уведомил.
Представители третьих лиц Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля, АО «Газпром газораспределение Ярославль» - филиал в г. Ярославле в судебное заседание не явились, извещены своевременно, о причинах неявки суд не уведомили.
Представитель третьего лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославль в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражений по иску не представил.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав прокурора, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на территории Ленинского района города Ярославля имеются следующие бесхозяйные объекты недвижимости (участки газопровода) - газопровод низкого давления, протяженностью 31,3 метров, 5 метров, расположенные по адресу: <адрес>
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Исходя из ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 7 Устава города Ярославля, принятого решением муниципалитета города Ярославля от 16 октября 1995 года № 42, структуру органов городского самоуправления составляет, в том числе, местная администрация города Ярославля (исполнительно-распорядительный орган) - мэрия города Ярославля
По ст. 98 Устава к полномочиям мэрии города по вопросам управления муниципальным имуществом относится в том числе осуществление от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города.
В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
На основании п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Судом установлено, что спорные газопроводы не является объектами муниципальной собственности г. Ярославля, бесхозяйными не признаны, на учет не поставлены, их правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных участков газопроводов бюджетом г. Ярославля не предусмотрено. В состав общедомового имущества указанные газопроводы не входит.
Спорный газопровод до настоящего времени не обслуживается технологически, сведения о собственнике отсутствуют, то есть он является бесхозяйным, как следствие, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности а объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети (далее - Порядок), утвержденного постановлением мэрии города Ярославля от 07 июня 2007 года № 1805, Комитет го управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля обеспечивает постановку бесхозяйных сетей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью последующего обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные сети.
Согласно пункту 1.6 Порядка Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля после получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества организует передачу бесхозяйных сетей на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством.
В данном случае, непринятие мер по обращению в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов, снижает степень антитеррористической защищенности объектов с пребыванием граждан (многоквартирных домов, находящихся поблизости с указанным выше участком газопровода). Газоснабжение, в отличие от других коммунальных услуг, сопряжено с повышенным риском возникновения аварий, большинство из которых сопровождается человеческими жертвами.
На основе анализа действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что газопровод относится к недвижимому имуществу, подлежит идентификации на основании акта о приемке, строительного паспорта, акта осмотра, в силу статьи 225 ГК РФ и Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 «Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», он подлежит постановке на учет, осуществление которой согласно Законам «Об общих принципа организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О газоснабжении в Российской Федерации» возложено на орган местного самоуправления, путем подачи заявления в регистрирующий орган.
Со стороны ответчика и третьих лиц возражений по иску не поступило.
Исходя из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
С предложенным стороной истца сроками суд соглашается, данные сроки отвечают принципам разумности и обоснованности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление заместителя прокурора города Ярославля <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать мэрию г. Ярославля <данные изъяты> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества - недвижимых объектов: газопровода низкого давления, протяженностью 31,3 метра, 5 метров, расположенных по адресу: <адрес>.
Обязать мэрию г. Ярославля <данные изъяты> в течение трех месяцев после постановки на учет в качестве бесхозяйных недвижимых объектов: газопровода низкого давления, протяженностью 31,3 метра, 5 метров, расположенных по адресу: <адрес>, организовать их передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанный объект.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы (представления) через Ленинский районный суд г. Ярославля.
Судья Н.А.Соколова