Решение по делу № 33-1001/2024 от 19.02.2024

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Центерадзе Н.Я. Дело № 2- 789/2023

Докладчик Нагайцева Л.А. № 33- 1001/2024

УИД48 RS0023-01-2023-000890-69

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 марта 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Нагайцевой Л.А.

судей Долговой Л.П., Наставшевой О.А.

при ведении протокола помощником судьи Живутской Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области на решение Задонского районного суда Липецкой области от 18 декабря 2023г., которым постановлено:

«Исковые требования Гребенюк Натальи Максимовны удовлетворить частично.

Признать решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области № 273902/23 от 18 мая 2023 г. незаконным.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области назначить Гребенюк Наталье Максимовне страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 февраля 2023 года N 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» с 01 марта 2023 г., засчитав в страховой стаж периоды работы: с 01 апреля 1982 г. по 19 июля 1990 г., с 26 марта 1992 г. по 21 июля 1993 г., с 07 февраля 2006 г. по 23 декабря 2008 г., с 19 мая 2009 г. по 03 июля 2011 г., с 14 января 2013 г. по 14 февраля 2014 г., с 05 декабря 2019 г. по 07 июня 2021 г.

В удовлетворении остальной части требований отказать».

Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия

установила:

Гребенюк Н.М. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области (ОСФР по Липецкой области) о признании права на страховую пенсию по старости.

В обоснование требования истец ссылалась на то, что решением ОСФР по Липецкой области от 18 мая 2023 г. ей отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) 13,8, страхового стажа и информации о неполучении или прекращении выплаты пенсии на территории ДНР. При подсчете страхового стажа не были включены периоды работы: с 01 апреля 1982 г. по 19 июля 1990 г. на <данные изъяты>»; с 26 марта 1992 г. по 21 июля 1993 г. на <данные изъяты>»; с 07 февраля 2006 г. по 23 декабря 2008 г. у <данные изъяты> с 19 мая 2009 г. по 04 июля 2011 г., с 14 января 2013 г. по 14 февраля 2014 г. в <данные изъяты>; с 05 декабря 2019 г. по 07 июня 2021 г. в КП <данные изъяты>». С решением ответчика не согласна, так как периоды работы подтверждены трудовой книжкой, архивными справками. За пенсией на Украине она не обращалась, поскольку по законодательству Украины не достигла пенсионного возраста 63 года, на момент отъезда из г. Краматорска в августе 2022 года права на пенсию не имела.

Гребенюк Н.М. просила признать решение ОСФР по Липецкой области № 273902/23 от 18 мая 2023 г. незаконным, включить в страховой стаж для установления страховой пенсии по старости указанные периоды работы, обязать ответчика назначить пенсию по старости с 8 декабря 2022 г.

В судебном заседании истец Гребенюк Н.М. поддержала исковые требования, уточнив, что обращалась за назначением пенсии в общем порядке в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ « О страховых пенсиях».

Представитель ответчика ОСФР по Липецкой области по доверенности Шишкин А.В. иск не признал, ссылаясь на то, что спорные периоды включению в страховой стаж не подлежат в связи с необходимостью уточнения сведений, указанных в дубликате трудовой книжки. На запросы о предоставлении информации о неполучении или прекращении выплаты пенсии на территории ДНР и подтверждении периодов работы ответы не поступили.

Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе ответчик ОСФР по Липецкой области просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм пенсионного законодательства Российской Федерации при включении в страховой стаж периодов работы, выполнявшейся за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. Суд включил в страховой стаж периоды работы, в отношении которых отсутствует подтверждение уплаты страховых взносов справкой компетентных органов соответствующего государства, что привело к неверным выводам суда о наличии у истца права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.

Истец Гребенюк Н.М., представитель ответчика ОСФР по Липецкой области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя истца Гребенюк Н.М. - Котукова С.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии не менее 15 лет страхового стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно частям 1, 2 статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 данного Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к данному Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 этого Федерального закона.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

На основании статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» и приложения 3 к указанному закону продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости Гребенюк Н.М., 28 октября 1963 года рождения, составляет 9 лет, величина ИПК - 13,8.

Судом установлено, что Гребенюк Н.М. с 20 марта 1985 года была зарегистрирована в <адрес>, 01.11.2022 ей выдан паспорт гражданки РФ, с 08.11.2022 зарегистрирована по месту жительства в Липецкой области.

08 декабря 2022 г. Гребенюк Н.М. обратилась в ОСФР по Липецкой области с заявлением о назначении пенсии в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Липецкой области от 18 мая 2023 г. истице отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) 13,8, подтвержденного страхового стажа 9 лет и информации о неполучении или прекращении выплаты пенсии на территории ДНР, с учетом чего подтвержденный страховой стаж Гребенюк Н.М. на дату подачи заявления с учетом периода ухода за ребенком 23 октября 1984 года рождения до полутора лет составил 2 года 4 месяца 1 день, величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) составила 4,137.

Ответчик отказал во включении в страховой стаж следующих периодов: с 1 апреля 1982 г. по 19 июля 1990 г., с 26 марта 1992 г. по 21 июля 1993 г., с 19 мая 2009 г. по 3 июля 2011 г., с 05 декабря 2019 г. по 07 июня 2021 г., ссылаясь на то, что указанные периоды работы по дубликату трудовой книжки подлежат уточнению.

Как следует из материалов Пенсионного дела, ОСФР по Липецкой области направлял запросы в Пенсионный фонд Украины, УПФР Донецкой Народной Республики для получения информации о назначении пенсии и других социальных выплат Гребенюк Н.М., ответы получены не были.

Разрешая спор, суд правильно учел, что 1 марта 2023 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 17 февраля 2023 г. N 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее ФЗ N 17-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 указанного закона, настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 г.) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 г. по 29 сентября 2022 г., на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 г. и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, и особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 17-ФЗ, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением, пересмотром в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии. При обращении за установлением, пересмотром пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с 1 марта 2023 г. по 29 февраля 2024 г. такие пенсии и (или) выплаты устанавливаются, пересматриваются с 1 марта 2023 г., но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату, за исключением назначения, перерасчета размера дополнительного социального обеспечения.

В силу статьи 5 приведенного закона, периоды работы, иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, периоды работы, включаемые в стаж (выслугу лет), дающий указанным гражданам право на дополнительное социальное обеспечение, имевшие место на территории Украины по 29 сентября 2022 г., на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 г. по 31 декабря 2022 г., на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 г., а в организациях, которые до 1 января 2026 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до 1 января 2026 г., приравниваются соответственно к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ, к периодам работы, включаемым в стаж (выслугу лет), дающий право на дополнительное социальное обеспечение.

Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе содержащимися в выплатном деле.

Частью 4 статьи 6 ФЗ N 17-ФЗ установлено, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, определяется: за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территориях Донецкой области Украины и Луганской области Украины в период с 1 января 2002 г. по 10 мая 2014 г., на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 г. по 31 декабря 2022 г., исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 г., индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 40 183 руб.

Суд установил, что период работы Гребенюк Н.М. с 1 апреля 1982 г. по 19 июля 1990 г. на <данные изъяты> подтверждается архивной справкой № 77/98 от 30 июня 2021 г.; с 26 марта 1992 г. по 21 июля 1993 г. в <данные изъяты>» - справкой № 47/84 от 02 июля 2021 г.; с 7 февраля 2006 г. по 23 декабря 2008 г. – трудовым договором от 7 февраля 2006 г., заключенным с <данные изъяты>; с 19 мая 2009 г. по 3 июля 2011 г. и с 14 января 2013 г. по 14 февраля 2014 г. в <данные изъяты> - справкой № 01/308 от 29 июня 2021 г.

Кроме того, в дубликате трудовой книжки ЕВ № 890373 от 5 декабря 2019 г. имеется запись о приеме на работу с 5 декабря 2019 г. в КП <данные изъяты>» и об увольнении 7 июня 2021 г.

Удовлетворяя исковые требования Гребенюк Н.М., суд первой инстанции правильно руководствовался нормами Федерального закона от 17 февраля 2023 г. N 17-ФЗ, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года N 1015), которыми предусмотрена возможность при отсутствии трудовой книжки принимать иные документы в подтверждение периодов работы, в том числе: письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11 Правил).

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении спорных периодов работы Гребенюк Н.М. на территории Донецкой Народной Республики в страховой стаж.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия также учитывает, что согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. N ЛЧ-25-25/3283, в Украине органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Пенсионный фонд Украины.

В материалах пенсионного дела Гребенюк Н.М. имеются сведения Пенсионного фонда Украины о периодах работы истицы и уплате страховых взносов на территории Украины, которые находятся в системе персонифицированного учета (индивидуальные ведомости о застрахованном лице (Форма ОК-5), в том числе в периоды работы после 01.01.2002.: 2006-2011, с 2013,2014, с 2019по 07.06.2021г.

В соответствии с п.4 ст. 2 Федерального закона от 17 февраля 2023 г. № 17-ФЗ для установления, пересмотра пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, документы, составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык.

Период работы с 03 августа 2021 г. по 20 февраля 2022 г. не зачтен судом в страховой стаж, поскольку в дубликате трудовой книжки Гребенюк Н.М. отсутствует запись об увольнении, решение суда в указанной части не обжалуется, оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не усматривает.

С учетом периодов работы, зачтенных судом в страховой стаж, Гребенюк Н.М., достигшая общеустановленного пенсионного возраста, соответствовала необходимым условиям для назначения страховой пенсии по старости в Российской Федерации с 1 марта 2023 года.

Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика не подлежит.

Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Задонского районного суда Липецкой области от 18 декабря 2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Дата изготовления мотивированного апелляционного определения 21.03.2024 г.

Копия верна: судья

секретарь

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Центерадзе Н.Я. Дело № 2- 789/2023

Докладчик Нагайцева Л.А. № 33- 1001/2024

УИД48 RS0023-01-2023-000890-69

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 марта 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Нагайцевой Л.А.

судей Долговой Л.П., Наставшевой О.А.

при ведении протокола помощником судьи Живутской Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области на решение Задонского районного суда Липецкой области от 18 декабря 2023г., которым постановлено:

«Исковые требования Гребенюк Натальи Максимовны удовлетворить частично.

Признать решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области № 273902/23 от 18 мая 2023 г. незаконным.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области назначить Гребенюк Наталье Максимовне страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 февраля 2023 года N 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» с 01 марта 2023 г., засчитав в страховой стаж периоды работы: с 01 апреля 1982 г. по 19 июля 1990 г., с 26 марта 1992 г. по 21 июля 1993 г., с 07 февраля 2006 г. по 23 декабря 2008 г., с 19 мая 2009 г. по 03 июля 2011 г., с 14 января 2013 г. по 14 февраля 2014 г., с 05 декабря 2019 г. по 07 июня 2021 г.

В удовлетворении остальной части требований отказать».

Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия

установила:

Гребенюк Н.М. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области (ОСФР по Липецкой области) о признании права на страховую пенсию по старости.

В обоснование требования истец ссылалась на то, что решением ОСФР по Липецкой области от 18 мая 2023 г. ей отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) 13,8, страхового стажа и информации о неполучении или прекращении выплаты пенсии на территории ДНР. При подсчете страхового стажа не были включены периоды работы: с 01 апреля 1982 г. по 19 июля 1990 г. на <данные изъяты>»; с 26 марта 1992 г. по 21 июля 1993 г. на <данные изъяты>»; с 07 февраля 2006 г. по 23 декабря 2008 г. у <данные изъяты> с 19 мая 2009 г. по 04 июля 2011 г., с 14 января 2013 г. по 14 февраля 2014 г. в <данные изъяты>; с 05 декабря 2019 г. по 07 июня 2021 г. в КП <данные изъяты>». С решением ответчика не согласна, так как периоды работы подтверждены трудовой книжкой, архивными справками. За пенсией на Украине она не обращалась, поскольку по законодательству Украины не достигла пенсионного возраста 63 года, на момент отъезда из г. Краматорска в августе 2022 года права на пенсию не имела.

Гребенюк Н.М. просила признать решение ОСФР по Липецкой области № 273902/23 от 18 мая 2023 г. незаконным, включить в страховой стаж для установления страховой пенсии по старости указанные периоды работы, обязать ответчика назначить пенсию по старости с 8 декабря 2022 г.

В судебном заседании истец Гребенюк Н.М. поддержала исковые требования, уточнив, что обращалась за назначением пенсии в общем порядке в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ « О страховых пенсиях».

Представитель ответчика ОСФР по Липецкой области по доверенности Шишкин А.В. иск не признал, ссылаясь на то, что спорные периоды включению в страховой стаж не подлежат в связи с необходимостью уточнения сведений, указанных в дубликате трудовой книжки. На запросы о предоставлении информации о неполучении или прекращении выплаты пенсии на территории ДНР и подтверждении периодов работы ответы не поступили.

Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе ответчик ОСФР по Липецкой области просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм пенсионного законодательства Российской Федерации при включении в страховой стаж периодов работы, выполнявшейся за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. Суд включил в страховой стаж периоды работы, в отношении которых отсутствует подтверждение уплаты страховых взносов справкой компетентных органов соответствующего государства, что привело к неверным выводам суда о наличии у истца права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.

Истец Гребенюк Н.М., представитель ответчика ОСФР по Липецкой области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя истца Гребенюк Н.М. - Котукова С.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии не менее 15 лет страхового стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно частям 1, 2 статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 данного Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к данному Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 этого Федерального закона.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

На основании статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» и приложения 3 к указанному закону продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости Гребенюк Н.М., 28 октября 1963 года рождения, составляет 9 лет, величина ИПК - 13,8.

Судом установлено, что Гребенюк Н.М. с 20 марта 1985 года была зарегистрирована в <адрес>, 01.11.2022 ей выдан паспорт гражданки РФ, с 08.11.2022 зарегистрирована по месту жительства в Липецкой области.

08 декабря 2022 г. Гребенюк Н.М. обратилась в ОСФР по Липецкой области с заявлением о назначении пенсии в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Липецкой области от 18 мая 2023 г. истице отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) 13,8, подтвержденного страхового стажа 9 лет и информации о неполучении или прекращении выплаты пенсии на территории ДНР, с учетом чего подтвержденный страховой стаж Гребенюк Н.М. на дату подачи заявления с учетом периода ухода за ребенком 23 октября 1984 года рождения до полутора лет составил 2 года 4 месяца 1 день, величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) составила 4,137.

Ответчик отказал во включении в страховой стаж следующих периодов: с 1 апреля 1982 г. по 19 июля 1990 г., с 26 марта 1992 г. по 21 июля 1993 г., с 19 мая 2009 г. по 3 июля 2011 г., с 05 декабря 2019 г. по 07 июня 2021 г., ссылаясь на то, что указанные периоды работы по дубликату трудовой книжки подлежат уточнению.

Как следует из материалов Пенсионного дела, ОСФР по Липецкой области направлял запросы в Пенсионный фонд Украины, УПФР Донецкой Народной Республики для получения информации о назначении пенсии и других социальных выплат Гребенюк Н.М., ответы получены не были.

Разрешая спор, суд правильно учел, что 1 марта 2023 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 17 февраля 2023 г. N 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее ФЗ N 17-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 указанного закона, настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 г.) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 г. по 29 сентября 2022 г., на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 г. и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, и особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 17-ФЗ, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением, пересмотром в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии. При обращении за установлением, пересмотром пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с 1 марта 2023 г. по 29 февраля 2024 г. такие пенсии и (или) выплаты устанавливаются, пересматриваются с 1 марта 2023 г., но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату, за исключением назначения, перерасчета размера дополнительного социального обеспечения.

В силу статьи 5 приведенного закона, периоды работы, иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, периоды работы, включаемые в стаж (выслугу лет), дающий указанным гражданам право на дополнительное социальное обеспечение, имевшие место на территории Украины по 29 сентября 2022 г., на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 г. по 31 декабря 2022 г., на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 г., а в организациях, которые до 1 января 2026 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до 1 января 2026 г., приравниваются соответственно к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ, к периодам работы, включаемым в стаж (выслугу лет), дающий право на дополнительное социальное обеспечение.

Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе содержащимися в выплатном деле.

Частью 4 статьи 6 ФЗ N 17-ФЗ установлено, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, определяется: за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территориях Донецкой области Украины и Луганской области Украины в период с 1 января 2002 г. по 10 мая 2014 г., на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 г. по 31 декабря 2022 г., исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 г., индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 40 183 руб.

Суд установил, что период работы Гребенюк Н.М. с 1 апреля 1982 г. по 19 июля 1990 г. на <данные изъяты> подтверждается архивной справкой № 77/98 от 30 июня 2021 г.; с 26 марта 1992 г. по 21 июля 1993 г. в <данные изъяты>» - справкой № 47/84 от 02 июля 2021 г.; с 7 февраля 2006 г. по 23 декабря 2008 г. – трудовым договором от 7 февраля 2006 г., заключенным с <данные изъяты>; с 19 мая 2009 г. по 3 июля 2011 г. и с 14 января 2013 г. по 14 февраля 2014 г. в <данные изъяты> - справкой № 01/308 от 29 июня 2021 г.

Кроме того, в дубликате трудовой книжки ЕВ № 890373 от 5 декабря 2019 г. имеется запись о приеме на работу с 5 декабря 2019 г. в КП <данные изъяты>» и об увольнении 7 июня 2021 г.

Удовлетворяя исковые требования Гребенюк Н.М., суд первой инстанции правильно руководствовался нормами Федерального закона от 17 февраля 2023 г. N 17-ФЗ, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года N 1015), которыми предусмотрена возможность при отсутствии трудовой книжки принимать иные документы в подтверждение периодов работы, в том числе: письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11 Правил).

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении спорных периодов работы Гребенюк Н.М. на территории Донецкой Народной Республики в страховой стаж.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия также учитывает, что согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. N ЛЧ-25-25/3283, в Украине органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Пенсионный фонд Украины.

В материалах пенсионного дела Гребенюк Н.М. имеются сведения Пенсионного фонда Украины о периодах работы истицы и уплате страховых взносов на территории Украины, которые находятся в системе персонифицированного учета (индивидуальные ведомости о застрахованном лице (Форма ОК-5), в том числе в периоды работы после 01.01.2002.: 2006-2011, с 2013,2014, с 2019по 07.06.2021г.

В соответствии с п.4 ст. 2 Федерального закона от 17 февраля 2023 г. № 17-ФЗ для установления, пересмотра пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, документы, составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык.

Период работы с 03 августа 2021 г. по 20 февраля 2022 г. не зачтен судом в страховой стаж, поскольку в дубликате трудовой книжки Гребенюк Н.М. отсутствует запись об увольнении, решение суда в указанной части не обжалуется, оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не усматривает.

С учетом периодов работы, зачтенных судом в страховой стаж, Гребенюк Н.М., достигшая общеустановленного пенсионного возраста, соответствовала необходимым условиям для назначения страховой пенсии по старости в Российской Федерации с 1 марта 2023 года.

Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика не подлежит.

Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Задонского районного суда Липецкой области от 18 декабря 2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Дата изготовления мотивированного апелляционного определения 21.03.2024 г.

Копия верна: судья

секретарь

33-1001/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Гребенюк Наталья Максимовна
Ответчики
ОСФР по Липецкой области
Другие
Шишкин Александр Владимирович
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Нагайцева Л.А.
Дело на странице суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
18.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024Передано в экспедицию
18.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее