УИД 76OS0000-01-2021-000573-77
Дело № 3а-701\21
Принято в окончательной форме 30.12.21г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2021г. гор. Ярославль
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чистяковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Арчакова А.А. к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области об оспаривании определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
Установил:
В административном исковом заявлении Арчаков А.А. просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 280 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере № руб. по состоянию на 01.01.2019г.
Административные исковые требования мотивированы необходимостью уменьшения размера земельного налога, так как административный истец является собственником земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Новиков А.А. административные исковые требования поддержал.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимали.
От административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области поступило письменное объяснение, в котором указано на непризнание административного иска, изложены замечания относительно отчета определения рыночной стоимости земельного участка.
В письменных объяснениях заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, изложены сведения о земельном участке и правообладателе, возражений относительно административных исковых требований не изложены.
Заинтересованные лица ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов», мэрия города Ярославля письменных объяснений не представили.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя административного лица, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Арчаков А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 280 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации административного здания, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 245, ст. 248 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в ст. 22 Федерального закона 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость объектов налогообложения.
Тем самым, административный истец вправе оспорить кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка в целях уменьшения земельного налога.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019г. № 20-н по состоянию на 01.01.2019г. в размере № руб.
Административным истцом представлен отчет № 211207-ОЗ об определении рыночной стоимости указанного земельного участка, подготовленный оценщиком ЗАО «Ярославский центр недвижимости», в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019г. составляет № руб.
В соответствии со ст. 59, ч. 2 ст. 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Исследование отчета дает суду основания для вывода о том, что отчет является достоверным доказательством рыночной стоимости земельного участка.
Оценщиком рассчитана рыночная стоимость объекта сравнительным подходом. От использования в рамках оценки доходного и затратного подходов отчет содержит обоснованный отказ.
В соответствии с требованиями пунктов 11, 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО N 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года N 611, оценщиком произведен анализ рынка, по итогам которого отобраны объекты, наиболее сопоставимые с объектом оценки по основным ценообразующим характеристикам.
Исследование представленного административным истцом отчета в полном объеме указывает на его соответствие законодательству об оценочной деятельности. Процесс оценки изложен в отчете последовательно, полно, подробно. Выводы оценщика обоснованы и проверяемы. Сомнений в достоверности определенной в отчете величины рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца у суда не имеется.
Доказательств иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости материалы дела не содержат.
Возражения департамента сводятся к несогласию с выводами оценщика в части к определению размера корректировки на местоположение, в связи с тем, что оценщик применил среднее значение коэффициента. По мнению департамента необходимо применить максимальный коэффициент с учетом того, что объект оценки располагается близко от исторической части города.
Возражения департамента не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с п. 5 ФСО № 3 «Требования к отчету об оценке» при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться, в том числе, следующего принципа: содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
В соответствии с абзаце 8 пункта 22 ФСО № 7 при применении метода корректировок каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляются различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. При этом корректировка по каждому элементу сравнения основывается на принципе вклада этого элемента в стоимость объекта.
Выбор тех или иных, предусмотренных справочниками оценщика корректировок к ценам объектов-аналогов является прерогативой оценщика. Выбирая необходимые по его по собственному усмотрению корректировки и их размеры с учетом вышеуказанных требований федеральных стандартов оценки оценщик обязан мотивировать свой выбор.
Отчет содержит подробное обоснование примененных корректировок и их размеры, в том числе и корректировки, на которую ссылается департамент. В дополнительном письменном объяснении оценщик также привел мотивированные объяснения относительно корректировки и его размера. В связи с этим оснований для вывода о том, что оценщик допустил нарушения вышеуказанных требований федеральных стандартов оценки, не имеется. Возражения департамента не содержат ссылок на справочные и методические материалы, подтверждающие обоснованность возражений.
В силу изложенного возражения департамента имущественных и земельных отношений не ставят под сомнение выводы, изложенные в отчете.
В связи с этим, при разрешении данного административного спора суд исходит из размера рыночной стоимости объекта недвижимости, определенной в представленном административным истцом отчете.
Таким образом, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с установлением рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административные исковые требования подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере № руб. по состоянию на 01.01.2019г.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.
Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости - 25.11.2021г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.С. Преснов