Решение по делу № 2а-2171/2020 от 28.02.2020

Дело № 2а-2171/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,

           при секретаре Воевуцкой А.В.,

с участием представителя административного истца - ИФНС по Советскому району г. Воронежа Гвоздева А.А., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя административного ответчика Шабанова С.В., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа к Казьмину Сергею Алексеевичу о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция ФНС России по Советскому району г. Воронежа обратилась в суд с административным исковым заявлением к Казьмину С.А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2017 год в сумме 165 066 руб., пени по земельному налогу в размере 5 355,34 руб.

В обоснование заявленных требований указав, что административный ответчик состоит на налоговом учете в ИФНС России по Советскому району г. Воронежа, в 2017 году ему принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: 394038, <адрес>. В связи с частичной уплатой земельного налога, административному истцу были выставлены требования: №9731 по состоянию на 05.12.2017 г. об уплате пени по земельному налогу в сумме 1492,80 руб., №16075 по состоянию на 05.03.2019 г. об уплате земельного налога в размере 165 066 руб. и пени по земельному налогу в размере 3 862,54 руб.

ИФНС России по Советскому району г. Воронежа обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка №7 Коминтерновского судебного района Воронежской области, 28 августа 2019 года мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа.

До настоящего времени, документов, подтверждающих добровольную оплату оставшейся задолженности в Инспекцию не поступало (л.д. 4-6).

В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Советскому району г. Воронежа Гвоздев А.А., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 36,37), административные исковые требования поддержал.

Административный ответчик Казьмин С.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель административного ответчика – Шабанов С.В., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 46-47, 49), против удовлетворения заявленных требований возражал, представил письменные возражения.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обозрев материалы гражданского дела 2а-1198/7-19 по заявлению ИФНС по Советскому району г. Воронежа о вынесении судебного приказа о взыскании с Казьмина С.А. задолженности по налогам и пени, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1 ст. 387 НК РФ).

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 приведенной статьи).

Пунктом 5 данной статьи установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Тем самым, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налогов. Разграничение процедуры взыскания налога и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Установлено и подтверждается материалами дела, что Казьмину С.А. в 2017 года на праве собственности принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.

В силу ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно ст. 57-58 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Таким образом, обязательным условием возникновения обязанности физического лица по уплате налога, является вручение плательщику налога соответствующего налогового уведомления.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Стати 52, 69 НК РФ предусматривают, что налоговое уведомление (требование) может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом налоговое уведомление (требование) считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Поскольку административный ответчик является собственником вышеуказанного земельного участка, налоговым органом Казьмину С.А. было направлено налоговое уведомление №40315886 от 05 сентября 2018 г. об уплате налога за 2017 год в срок до 03.12.2018 г. в сумме 236 973 руб. (л.д. 23-24).

По истечении срока платежа недоимка по налогам в бюджет не поступила.

Так как налогоплательщиком земельный налог не был уплачен, в отношении него налоговым органом было выставлено требование № 16075 по состоянию на 05.03.2019 г. об уплате земельного налога в сумме 165 066 руб. и пени по земельному налогу за 2017 года в размере 3 862,54 руб. (л.д. 13-14) со сроком исполнения до 22 марта 20149 года и требование №9731 по состоянию на 05 декабря 2017 года об уплате пени по земельному налогу в размере 1 771,02 руб. со сроком исполнения до 26 января 2018 г. (л.д. 15).

Направление требований об уплате налогов подтверждено реестром отправки заказных писем (л.д. 20, 21, 22) и в силу ст.ст. 52, 69 НК РФ считаются полученными административным ответчиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Поскольку указанная задолженность по уплате налога и пени погашена не была ИФНС России по Советскому району г. Воронежа обратилась к мировому судье судебного участка № 7 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании Казьмина С.А. задолженности по налогам, пени.

Мировым судьей судебного участка № 7 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области был выдан судебный приказ № 2а-1198/7-2019 от 06 августа 2019 г. о взыскании с Казьмина С.А. задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2015г., 2017 г. в размере год в размере 165 066 руб., пени за период с 02.12.2015 г. по 04.03.2019 г. в размере 5 355,34 руб., а всего: 170 421,34 руб.    (л.д. 53).

Казьминым С.А. были представлены возражения относительно судебного приказа (л.д. 11-12), в связи с чем мировым судьей судебного участка № 7 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области 28 августа 2019 г. вынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-1198/7-2019 от 06 августа 2019 г. (л.д. 10).

Задолженность по земельному налогу частично была оплачена, что сторонами не отрицается и подтверждается карточкой «расчеты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу) (л.д. 7). Также указанной карточкой подтверждается и то, что налоговым органом земельный налог уменьшен (пересчитан) 25 декабря 2018 года в связи с вынесенным решением Воронежского областного суда от 05 июня 2017 года, согласно которому установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:34:0507020:34 площадью 7 058 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Богачева, 3 в размере 12 026 800 на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости.

Таким образом, согласно расчету, представленному ИФНС России по Советскому району г. Воронежа сумма задолженности по земельному налогу за 2017 г. составляет 165 066 руб., пени по земельному налогу за период с 04.12.2018 г. по 04.03.2019 г. в размере 3 862,54 руб., а всего 168 928,54 руб.

Суд принимает представленный истцом расчет, который является арифметически верным.

Материалами дела также подтверждается и то, что ИФНС по Советскому району г. Воронежа взыскивается задолженности по земельному налогу за 2017 г., 2016 год указан ошибочно.

Вместе с тем, пени указанные в требовании в требовании №9731 от 05.12.2017 г. (л.д. 15) взысканию не подлежат, поскольку согласно представленному налоговым органом расчету (л.д. 26, 27), пени взыскивается за период с 01.12.2015 г., частично ответчиком была погашена. Административным истцом не представлены сведения о том, в каком размере пени частично погашена, что делает невозможным проверить представленный расчет.

Кроме того, следует отметить, что согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (пункт 6).

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

Таким образом, начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет, поскольку пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17 декабря 1996 года N 20-П, Определение от 08 февраля 2007 года N 381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17 февраля 2015 года N 422-О указал, что оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

В силу п. п. 5, 6 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 - 48 НК РФ.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 N 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям Налогового Кодекса РФ.

После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

В связи с изложенными обстоятельствами, поскольку срок взыскания по налогу за 2015 г. ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа пропущен, оснований для взыскания пени отсутствуют.

В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.

Поскольку требование № 16075 об уплате налогов по состоянию на 05.03.2019 г. указывало срок уплаты до 22.03.2019 г., налоговому органу необходимо было обратиться в суд с заявлением на выдачу судебного приказа не позднее 22.09.2019 г. Судебный приказ о взыскании вышеуказанной недоимки был вынесен 06.08.2019 г. (л.д. 53), т.е. налоговым органом соблюден срок на выдачу судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № 7 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 28 августа 2019 г. судебный приказ был отменен (л.д. 10).

ИФНС России по Советскому району г. Воронежа административное исковое заявление направило в Коминтерновский районный суд г. Воронежа 28.02.2020 г. (л.д. 4), т.е. срок обращения в суд данными исковыми требованиями налоговым органом не пропущен, в связи с чем суд отклоняет довод представителя административного ответчика о пропуске срока для обращения в суд.

В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В свою очередь доказательств уплаты земельного налога, пени по земельному налогу ответчиком в суд не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

Поскольку административный ответчик Казьмин С.А. <данные изъяты> (л.д. 54), госпошлина с него взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ИФНС России по Советскому району г. Воронежа к Казьмину Сергею Александровичу о взыскании задолженности по налогу, пени удовлетворить частично.

Взыскать с Казьмина Сергея Александровича, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, пер. <адрес> задолженность по земельному налогу в размере 165 066 руб., пени по земельному налогу в размере 3862,54 руб., а всего 168 928,54 руб.

В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                                Курындина Е.Ю.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 июня 2020 г.

2а-2171/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Инспекия ФНС России по Советскому району г. Воронеж
Ответчики
Казьмин Сергей Алексеевич
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронеж
Судья
Курындина Елена Юрьевна
Дело на странице суда
kominternovsky.vrn.sudrf.ru
28.02.2020Регистрация административного искового заявления
28.02.2020Передача материалов судье
05.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2020Судебное заседание
02.04.2020Судебное заседание
19.05.2020Судебное заседание
28.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее