Решение по делу № 2-387/2019 от 02.10.2019

Гражданское дело № 2-387/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Оричи                          13 декабря 2019 года

     Оричевский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Земцова Н.В.,

при секретаре Королёвой Н.А.,

с участием помощника прокурора Оричевского района Кировской области – Пономаревой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Оричевского района в интересах Плехановой Тамары Ивановны к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесённых медицинским работником на оплату коммунальных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Оричевского района, действующий в интересах Плехановой Т.И., обратился в суд с иском к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесённых медицинским работником на оплату коммунальных услуг, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведённой прокуратурой по заявлению Плехановой Т.И. проверки исполнения положений законодательства о мерах социальной поддержки медицинских работников, проживающих в сельских населённых пунктах или посёлках городского типа Кировской области, установлены нарушения прав медицинских работников Оричевского района Кировской области.

Плеханова Т.И. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, пользуется коммунальными услугами электроэнергии и отопления.

С 25 июля 1980 года Плеханова Т.И. работает в Оричевской центральной районной больнице, а с 2014 года замещает должность медицинской сестры врача общей практики КОГБУЗ «Оричевская ЦРБ».

В период работы в Оричевской ЦРБ Плеханова Т.И. до 01 января 2005 года включительно пользовалась льготами по бесплатному предоставлению квартир с отоплением и освещением.

Факт пользования льготами подтверждается выписками из дел первичного бухгалтерского учёта по электроэнергии и коммунальным услугам ФГБУ «Кировская МИС».

В связи с изменением законодательства, с 01 января 2015 года предоставление Плехановой Т.И. жилищно-коммунальных льгот прекратилось, что послужило причиной того, что за период с сентября 2016 года по август 2019 года Плеханова Т.И. за счёт своих средств оплатила коммунальные услуги за отопление квартиры на общую сумму 79 817 рублей 01 копейка и освещение на сумму 19 287 рублей 96 копеек.

При этом Плехановой Т.И. ежемесячно производилась компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, в том числе за 2016-2019 года в сумме 22 608 рублей.

Таким образом, Плеханова Т.И. за период с сентября 2016 года по август 2019 года за свой счёт произвела оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению квартиры в размере 76 496 рублей 97 копеек.

Просили суд взыскать с Министерства финансов Кировской области за счёт средств казны субъекта РФ «Кировская область» в пользу Плехановой Т.И., проживающей по адресу фактически понесённые ею расходы на оплату услуг отопления и освещения за период с сентября 2016 года по август 2019 года в размере 76 496 рублей 97 копеек.

В суде прокурор Пономарева А.А., поддерживая заявленные исковые требования, дала аналогичные пояснения, при этом, уточняя исковые требования, просила суд взыскать с ответчика фактически понесённые ею расходы на оплату услуг отопления и освещения за период с октября 2016 года по август 2019 года в размере 73 727 рублей 63 копейки.

    Истица Плеханова Т.И., надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного разбирательства ( л.д. 110 ), в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела без её участия. В заявлении указала, что исковые требования поддерживает ( л.д. 111 ).

Представитель ответчика – Министерства финансов Кировской области, будучи уведомлена надлежаще, в суд не явилась, представитель по доверенности ( л.д. 63 ) – ФИО5 направила отзыв на иск, в котором просила рассмотреть дело без их участия и указала, что, в случаях, предусмотренных статьёй 125 Гражданского кодекса РФ, министерство финансов, как финансовый орган субъекта РФ «Кировская область», может выступать от лица казны субъекта РФ «Кировская область», которую в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Кировской области от 06 октября 2008 года № 287-30 составляет государственное имущество Кировской области, не закреплённое за унитарными предприятиями, областными государственными учреждениями, а также средства областного бюджета.

В соответствии со статьёй 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1, в редакции от 22 августа 2004 года, действовавших до 01 января 2012 года, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Законом Кировской области от 03 ноября 2004 года № 267-30 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или посёлках городского типа Кировской области», установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наём жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счёт средств областного бюджета.

Согласно статье 4 Закона Кировской области № 267-30 от 03 ноября 2004 года, размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете.

Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ – Кировская область. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, которая введена в действие с 01 января 2005 года.

Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объёме после 01 января 2005 года сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01 января 2005 года ( то есть одновременно: работали и проживали в сельской местности, пользовались льготами ).

Ранее действующим законодательством указанной категории граждан социальные выплаты в денежной форме за наём жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение не предоставлялись.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт предоставления Плехановой Т.И. льгот до 01 января 2005 года.

Истица не представила доказательства о наличии фактов, имеющих юридическое значение и порождающих возникновение длящих правоотношений, указанных в статье 153 Федерального закона № 122 от 22 сентября 2004 года, Плехановой Т.И. не представлены документы о том, что она до 01 января 2005 пользовалась мерой социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с отоплением и освещением.

Субъектом РФ «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области были надлежащим образом исполнены все обязательства, указанные в Законе Кировской области от 28 октября 2004 года № 267-30 «О мерах социальной поддержки отдельной категории специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях и посёлках городского типа области».

На субъект РФ «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области не возложена обязанность как федеральным, так и областным законодательством ежемесячная 100% компенсацией расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для данной категорий лиц.

Просит суд в удовлетворении требований по иску прокурора Оричевского района Кировской области в интересах Плехановой Т.И. к министерству финансов Кировской области отказать в полном объёме.

Определением Оричевского районного суда Кировской области от 28 октября 2019 года по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ ( л.д. 85-86 ).

Представитель ответчика – Министерства финансов РФ, будучи уведомлен надлежаще ( л.д. 107 ), в суд не явился, представитель УФК по Кировской области по доверенности ( л.д. 97 ) – Иванов П.С., действующий от имени Министерства финансов РФ, направил отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело без их участия и указал, что Плеханова Т.И. является медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Координация вопросов здравоохранения и социальная защита в силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

До 01 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели, согласно части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Право медицинских работников на бесплатную жилую
площадь с отоплением и освещением в сельской местности и посёлках городского типа является мерой социальной поддержки, и после 01 января 2005 года медицинские работники областных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, не могут быть лишены указанной льготы.

Сохранявшийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с представлением льгот медицинским работникам, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Считает, что исковые требования Плехановой Т.И. подлежат удовлетворению с субъекта РФ «Кировская область» в лице Министерства финансов Кировской области ( л.д. 95-96 ).

Представитель третьего лица – Министерства здравоохранения Кировской области, будучи уведомлен надлежаще ( л.д. 108 ), в суд не явился, о причинах неявки не уведомил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Представитель третьего лица – КОГБУЗ «Оричевская ЦРБ», надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства ( л.д. 105 ), в суд не явился, о причинах неявки суд не известил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.

    Заслушав прокурора Пономареву А.А., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 ( в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года ), предусматривалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Пункт 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ЗО «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных ( представительных ) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», признал часть 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статью частями четвёртой, пятой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

При этом пунктом 2 статьи 153 Федерального закона РФ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предусмотрено, что, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

– вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда ( включая надбавки и доплаты ), размеры и условия выплаты пособий ( в том числе единовременных ) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме, не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда ( включая надбавки и доплаты ), размеров и условий выплаты пособий ( в том числе единовременных ) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;

– при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

В соответствии с Законом Кировской области от 03 ноября 2004 года № 267-ЗО, с 01 января 2005 года медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населённых пунктах или посёлках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты, размер которой ежегодно устанавливается Законом области об областном бюджете.

Размер частичной компенсации в Кировской области с 01 января 2017 года по 31 октября 2018 года составил 628 рублей в месяц.

Таким образом, не сохранение органами государственной власти субъекта РФ «Кировская область» такого права в полном объёме за указанной категорией граждан, пользовавшейся данными мерами социальной поддержки по 31 декабря 2004 года, повлекло существенное нарушение прав истца – Плехановой Т.И. на получение бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением.

Следовательно, обязанность компенсировать медицинскому работнику государственного областного учреждения здравоохранения, находящегося в ведении субъекта РФ «Кировская область», работающему и проживающему в посёлке городского типа, понесённые в связи с этим расходы, лежит на ответчике – Министерстве финансов Кировской области за период, заявленный истцом, то есть с июня 2016 года по май 2019 года, поскольку в течение данного периода времени учреждение здравоохранения, где работала истица, находилось в ведении субъекта РФ «Кировская область».

Данные обстоятельства подтверждаются распоряжением Правительства Кировской области от 01 декабря 2011 года «О принятии в собственность области муниципальных учреждений здравоохранения».

Согласно диплому серии , выданному 30 июня 1978 года, Лобастова Т.И. в 1975 году поступила и в 1978 году окончила Кировское медицинское училище по специальности «медсестринской» и ей присвоена квалификация медицинской сестры ( л.д. 18 ).

Из свидетельства о заключении брака серии от ..., следует, что ФИО7 и Лобастова Т.И. ... заключили брак, после заключения брака Лобастовой присвоена фамилия Плеханова ( л.д. 19 ).

Из записей в трудовой книжке Плехановой Т.И. следует, что она с 25 июля 1980 года принята на работу на должность медицинской сестры в терапевтическое отделение в Оричевскую ЦРБ, с 10 сентября 2014 года переведена на должность медицинской сестры врача общей практики КОГБУЗ «Оричевская ЦРБ», продолжает работать по настоящее время

( л.д. 9-11 ).

Согласно свидетельство о праве собственности Плеханова Т.И. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Собственниками оставшихся долей являются муж – ФИО7 и сын – ФИО8, по 1/3 доли каждый

( л.д. 79-80 ).

Из паспорта, справки администрации Оричевского городского поселения Оричевского района Кировской области от 30 сентября 2019 года № 369 следует, что Плеханова Т.И. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, с 04 июня 1982 года по настоящее время ( л.д. 8 ).

Как следует из поквартирной карточки ( л.д. 52-54 ), нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, является ФИО7, вместе с которым в указанной квартире с 04 июня 1982 года зарегистрирована и проживает жена – истица Плеханова Т.И..

Факт предоставления льгот по электроэнергии и коммунальным услугам Плехановой Т.И. ( ЦРБ ) подтверждается выписками из дел за 1994 года по электроэнергии, коммунальным услугам, оборотными ведомостями квартиросъёмщика ( л.д. 27-39, 40 ).

Согласно справке КОГБУЗ «Оричевская ЦРБ» от 25 сентября 2019 года № 278, Плеханова Т.И. работает медицинской сестрой ВОП поликлиники КОГБУЗ «Оричевская ЦРБ» и не получает частичную компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной выплаты в сумме 628 рублей с сентября 2016 года ( л.д. 24 ).

Как следует из справки КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Оричевском районе» от 25 сентября 2019 года, Плеханова Т.И. получает частичную компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной выплаты в сумме 628 рублей. Получила компенсацию расходов на оплату ЖКУ за период с сентября 2016 года по сентябрь 2019 года на общую сумму 23 236 рублей ( л.д. 23 ).

Согласно с выпискам из лицевого счёта, платёжным документам, за период с сентября 2016 года по август 2019 года Плехановой Т.И. произ-ведена оплата за тепло- и электроснабжения занимаемого ею жилого помещения, в том числе: за отопление квартиры на сумму 79 817 рублей 01 копейка, освещение на сумму 19 287 рублей 96 копеек ( л.д. 12-13, 14-16, 17).

Таким образом, судом установлено, что Плеханова Т.И., являясь медицинским работником, проживающим и работающим в посёлке городского типа Оричи Оричевского района Кировской области, по 31 декабря 2004 года, в соответствии с действующим на тот период времени законодательством, пользовалась правом на бесплатное предоставление жилого помещения с отоплением и освещением, а с 01 января 2005 года получает лишь частичную компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг. Общая сумма данной компенсации, полученная истцом за период с сентября 2016 года по сентябрь 2019 года составила 23 236 рублей.

Разница между фактическими расходами по оплате коммунальных услуг и компенсацией за указанный период составила 76 496 рублей 97 копеек, указанная разница подлежит взысканию с ответчика в пользу истца за счет казны субъекта РФ «Кировская область».

Расчёт понесенных Плехановой Т.И. расходов по оплате отопления и освещения, оспариваемый ответчиком, проверен судом и уточнён стороной истца в судебном заседании, подтверждён представленными платёжными документами и выписками из лицевых счетов.

Доводы представителя ответчика о том, что истцу выплачивается частичная компенсация в соответствии с Законом Кировской области № 267-ЗО, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Плехановой Т.И. требований, суд признаёт несостоятельными, ничем не подтверждёнными.

Доводы представителя ответчика о том, что льготы должны предоставляться за счёт средств федерального бюджета, суд также считает несостоятельными, так как учреждение здравоохранения, где работает истец, является областным государственным бюджетным учреждением, следовательно, взыскание затрат должно производиться с Министерства финансов Кировской области за счёт средств казны субъекта РФ «Кировская область».

Следовательно, исковые требования прокурора Оричевского района в интересах Плехановой Т.И. о взыскании расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

                        Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Оричевского района в интересах Плехановой Тамары Ивановны удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Кировской области за счёт средств казны субъекта РФ «Кировская область» в пользу Плехановой Тамары Ивановны, проживающей по адресу: Кировская область, Оричевский район, пгт. Оричи, ул. Юбилейная, д. 4, кв. 14, фактически понесённые ей расходы на оплату услуг по отоплению и освещению за период с октября 2016 года по август 2019 года в размере 73 727 рублей 63 копейки.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Оричевский районный суд.

Судья                  Земцов Н.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 декабря 2019 года

2-387/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Плеханова Тамара Ивановна
Прокурор Оричевского района
Ответчики
Министерство финансов Российской Федерации
Департамент финансов Кировской области
Другие
КОГБУЗ "Оричевская ЦРБ"
Министерство здравоохранения Кировской области
Суд
Оричевский районный суд Кировской области
Судья
Земцов Николай Викторович
Дело на странице суда
orichevsky.kir.sudrf.ru
02.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2019Передача материалов судье
04.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.10.2019Судебное заседание
03.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
04.12.2019Судебное заседание
11.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее