Гражданское дело № 2-387/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Оричи 13 декабря 2019 года
Оричевский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Земцова Н.В.,
при секретаре Королёвой Н.А.,
с участием помощника прокурора Оричевского района Кировской области – Пономаревой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Оричевского района в интересах Плехановой Тамары Ивановны к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесённых медицинским работником на оплату коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Оричевского района, действующий в интересах Плехановой Т.И., обратился в суд с иском к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесённых медицинским работником на оплату коммунальных услуг, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведённой прокуратурой по заявлению Плехановой Т.И. проверки исполнения положений законодательства о мерах социальной поддержки медицинских работников, проживающих в сельских населённых пунктах или посёлках городского типа Кировской области, установлены нарушения прав медицинских работников Оричевского района Кировской области.
Плеханова Т.И. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, пользуется коммунальными услугами электроэнергии и отопления.
С 25 июля 1980 года Плеханова Т.И. работает в Оричевской центральной районной больнице, а с 2014 года замещает должность медицинской сестры врача общей практики КОГБУЗ «Оричевская ЦРБ».
В период работы в Оричевской ЦРБ Плеханова Т.И. до 01 января 2005 года включительно пользовалась льготами по бесплатному предоставлению квартир с отоплением и освещением.
Факт пользования льготами подтверждается выписками из дел первичного бухгалтерского учёта по электроэнергии и коммунальным услугам ФГБУ «Кировская МИС».
В связи с изменением законодательства, с 01 января 2015 года предоставление Плехановой Т.И. жилищно-коммунальных льгот прекратилось, что послужило причиной того, что за период с сентября 2016 года по август 2019 года Плеханова Т.И. за счёт своих средств оплатила коммунальные услуги за отопление квартиры на общую сумму 79 817 рублей 01 копейка и освещение на сумму 19 287 рублей 96 копеек.
При этом Плехановой Т.И. ежемесячно производилась компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, в том числе за 2016-2019 года в сумме 22 608 рублей.
Таким образом, Плеханова Т.И. за период с сентября 2016 года по август 2019 года за свой счёт произвела оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению квартиры в размере 76 496 рублей 97 копеек.
Просили суд взыскать с Министерства финансов Кировской области за счёт средств казны субъекта РФ «Кировская область» в пользу Плехановой Т.И., проживающей по адресу фактически понесённые ею расходы на оплату услуг отопления и освещения за период с сентября 2016 года по август 2019 года в размере 76 496 рублей 97 копеек.
В суде прокурор Пономарева А.А., поддерживая заявленные исковые требования, дала аналогичные пояснения, при этом, уточняя исковые требования, просила суд взыскать с ответчика фактически понесённые ею расходы на оплату услуг отопления и освещения за период с октября 2016 года по август 2019 года в размере 73 727 рублей 63 копейки.
Истица Плеханова Т.И., надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного разбирательства ( л.д. 110 ), в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела без её участия. В заявлении указала, что исковые требования поддерживает ( л.д. 111 ).
Представитель ответчика – Министерства финансов Кировской области, будучи уведомлена надлежаще, в суд не явилась, представитель по доверенности ( л.д. 63 ) – ФИО5 направила отзыв на иск, в котором просила рассмотреть дело без их участия и указала, что, в случаях, предусмотренных статьёй 125 Гражданского кодекса РФ, министерство финансов, как финансовый орган субъекта РФ «Кировская область», может выступать от лица казны субъекта РФ «Кировская область», которую в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Кировской области от 06 октября 2008 года № 287-30 составляет государственное имущество Кировской области, не закреплённое за унитарными предприятиями, областными государственными учреждениями, а также средства областного бюджета.
В соответствии со статьёй 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1, в редакции от 22 августа 2004 года, действовавших до 01 января 2012 года, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Законом Кировской области от 03 ноября 2004 года № 267-30 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или посёлках городского типа Кировской области», установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наём жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счёт средств областного бюджета.
Согласно статье 4 Закона Кировской области № 267-30 от 03 ноября 2004 года, размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете.
Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ – Кировская область. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, которая введена в действие с 01 января 2005 года.
Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объёме после 01 января 2005 года сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01 января 2005 года ( то есть одновременно: работали и проживали в сельской местности, пользовались льготами ).
Ранее действующим законодательством указанной категории граждан социальные выплаты в денежной форме за наём жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение не предоставлялись.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт предоставления Плехановой Т.И. льгот до 01 января 2005 года.
Истица не представила доказательства о наличии фактов, имеющих юридическое значение и порождающих возникновение длящих правоотношений, указанных в статье 153 Федерального закона № 122 от 22 сентября 2004 года, Плехановой Т.И. не представлены документы о том, что она до 01 января 2005 пользовалась мерой социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с отоплением и освещением.
Субъектом РФ «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области были надлежащим образом исполнены все обязательства, указанные в Законе Кировской области от 28 октября 2004 года № 267-30 «О мерах социальной поддержки отдельной категории специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях и посёлках городского типа области».
На субъект РФ «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области не возложена обязанность как федеральным, так и областным законодательством ежемесячная 100% компенсацией расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для данной категорий лиц.
Просит суд в удовлетворении требований по иску прокурора Оричевского района Кировской области в интересах Плехановой Т.И. к министерству финансов Кировской области отказать в полном объёме.
Определением Оричевского районного суда Кировской области от 28 октября 2019 года по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ ( л.д. 85-86 ).
Представитель ответчика – Министерства финансов РФ, будучи уведомлен надлежаще ( л.д. 107 ), в суд не явился, представитель УФК по Кировской области по доверенности ( л.д. 97 ) – Иванов П.С., действующий от имени Министерства финансов РФ, направил отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело без их участия и указал, что Плеханова Т.И. является медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Координация вопросов здравоохранения и социальная защита в силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
До 01 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели, согласно части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Право медицинских работников на бесплатную жилую
площадь с отоплением и освещением в сельской местности и посёлках городского типа является мерой социальной поддержки, и после 01 января 2005 года медицинские работники областных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, не могут быть лишены указанной льготы.
Сохранявшийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с представлением льгот медицинским работникам, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Считает, что исковые требования Плехановой Т.И. подлежат удовлетворению с субъекта РФ «Кировская область» в лице Министерства финансов Кировской области ( л.д. 95-96 ).
Представитель третьего лица – Министерства здравоохранения Кировской области, будучи уведомлен надлежаще ( л.д. 108 ), в суд не явился, о причинах неявки не уведомил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Представитель третьего лица – КОГБУЗ «Оричевская ЦРБ», надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства ( л.д. 105 ), в суд не явился, о причинах неявки суд не известил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Заслушав прокурора Пономареву А.А., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 ( в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года ), предусматривалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пункт 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ЗО «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных ( представительных ) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», признал часть 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статью частями четвёртой, пятой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
При этом пунктом 2 статьи 153 Федерального закона РФ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предусмотрено, что, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
– вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда ( включая надбавки и доплаты ), размеры и условия выплаты пособий ( в том числе единовременных ) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме, не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда ( включая надбавки и доплаты ), размеров и условий выплаты пособий ( в том числе единовременных ) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
– при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с Законом Кировской области от 03 ноября 2004 года № 267-ЗО, с 01 января 2005 года медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населённых пунктах или посёлках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты, размер которой ежегодно устанавливается Законом области об областном бюджете.
Размер частичной компенсации в Кировской области с 01 января 2017 года по 31 октября 2018 года составил 628 рублей в месяц.
Таким образом, не сохранение органами государственной власти субъекта РФ «Кировская область» такого права в полном объёме за указанной категорией граждан, пользовавшейся данными мерами социальной поддержки по 31 декабря 2004 года, повлекло существенное нарушение прав истца – Плехановой Т.И. на получение бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением.
Следовательно, обязанность компенсировать медицинскому работнику государственного областного учреждения здравоохранения, находящегося в ведении субъекта РФ «Кировская область», работающему и проживающему в посёлке городского типа, понесённые в связи с этим расходы, лежит на ответчике – Министерстве финансов Кировской области за период, заявленный истцом, то есть с июня 2016 года по май 2019 года, поскольку в течение данного периода времени учреждение здравоохранения, где работала истица, находилось в ведении субъекта РФ «Кировская область».
Данные обстоятельства подтверждаются распоряжением Правительства Кировской области от 01 декабря 2011 года «О принятии в собственность области муниципальных учреждений здравоохранения».
Согласно диплому серии №, выданному 30 июня 1978 года, Лобастова Т.И. в 1975 году поступила и в 1978 году окончила Кировское медицинское училище по специальности «медсестринской» и ей присвоена квалификация медицинской сестры ( л.д. 18 ).
Из свидетельства о заключении брака серии № от ..., следует, что ФИО7 и Лобастова Т.И. ... заключили брак, после заключения брака Лобастовой присвоена фамилия Плеханова ( л.д. 19 ).
Из записей в трудовой книжке Плехановой Т.И. следует, что она с 25 июля 1980 года принята на работу на должность медицинской сестры в терапевтическое отделение в Оричевскую ЦРБ, с 10 сентября 2014 года переведена на должность медицинской сестры врача общей практики КОГБУЗ «Оричевская ЦРБ», продолжает работать по настоящее время
( л.д. 9-11 ).
Согласно свидетельство о праве собственности Плеханова Т.И. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Собственниками оставшихся долей являются муж – ФИО7 и сын – ФИО8, по 1/3 доли каждый
( л.д. 79-80 ).
Из паспорта, справки администрации Оричевского городского поселения Оричевского района Кировской области от 30 сентября 2019 года № 369 следует, что Плеханова Т.И. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, с 04 июня 1982 года по настоящее время ( л.д. 8 ).
Как следует из поквартирной карточки ( л.д. 52-54 ), нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, является ФИО7, вместе с которым в указанной квартире с 04 июня 1982 года зарегистрирована и проживает жена – истица Плеханова Т.И..
Факт предоставления льгот по электроэнергии и коммунальным услугам Плехановой Т.И. ( ЦРБ ) подтверждается выписками из дел за 1994 года по электроэнергии, коммунальным услугам, оборотными ведомостями квартиросъёмщика ( л.д. 27-39, 40 ).
Согласно справке КОГБУЗ «Оричевская ЦРБ» от 25 сентября 2019 года № 278, Плеханова Т.И. работает медицинской сестрой ВОП поликлиники КОГБУЗ «Оричевская ЦРБ» и не получает частичную компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной выплаты в сумме 628 рублей с сентября 2016 года ( л.д. 24 ).
Как следует из справки КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Оричевском районе» от 25 сентября 2019 года, Плеханова Т.И. получает частичную компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной выплаты в сумме 628 рублей. Получила компенсацию расходов на оплату ЖКУ за период с сентября 2016 года по сентябрь 2019 года на общую сумму 23 236 рублей ( л.д. 23 ).
Согласно с выпискам из лицевого счёта, платёжным документам, за период с сентября 2016 года по август 2019 года Плехановой Т.И. произ-ведена оплата за тепло- и электроснабжения занимаемого ею жилого помещения, в том числе: за отопление квартиры на сумму 79 817 рублей 01 копейка, освещение на сумму 19 287 рублей 96 копеек ( л.д. 12-13, 14-16, 17).
Таким образом, судом установлено, что Плеханова Т.И., являясь медицинским работником, проживающим и работающим в посёлке городского типа Оричи Оричевского района Кировской области, по 31 декабря 2004 года, в соответствии с действующим на тот период времени законодательством, пользовалась правом на бесплатное предоставление жилого помещения с отоплением и освещением, а с 01 января 2005 года получает лишь частичную компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг. Общая сумма данной компенсации, полученная истцом за период с сентября 2016 года по сентябрь 2019 года составила 23 236 рублей.
Разница между фактическими расходами по оплате коммунальных услуг и компенсацией за указанный период составила 76 496 рублей 97 копеек, указанная разница подлежит взысканию с ответчика в пользу истца за счет казны субъекта РФ «Кировская область».
Расчёт понесенных Плехановой Т.И. расходов по оплате отопления и освещения, оспариваемый ответчиком, проверен судом и уточнён стороной истца в судебном заседании, подтверждён представленными платёжными документами и выписками из лицевых счетов.
Доводы представителя ответчика о том, что истцу выплачивается частичная компенсация в соответствии с Законом Кировской области № 267-ЗО, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Плехановой Т.И. требований, суд признаёт несостоятельными, ничем не подтверждёнными.
Доводы представителя ответчика о том, что льготы должны предоставляться за счёт средств федерального бюджета, суд также считает несостоятельными, так как учреждение здравоохранения, где работает истец, является областным государственным бюджетным учреждением, следовательно, взыскание затрат должно производиться с Министерства финансов Кировской области за счёт средств казны субъекта РФ «Кировская область».
Следовательно, исковые требования прокурора Оричевского района в интересах Плехановой Т.И. о взыскании расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Оричевского района в интересах Плехановой Тамары Ивановны удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Кировской области за счёт средств казны субъекта РФ «Кировская область» в пользу Плехановой Тамары Ивановны, проживающей по адресу: Кировская область, Оричевский район, пгт. Оричи, ул. Юбилейная, д. 4, кв. 14, фактически понесённые ей расходы на оплату услуг по отоплению и освещению за период с октября 2016 года по август 2019 года в размере 73 727 рублей 63 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Оричевский районный суд.
Судья Земцов Н.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 декабря 2019 года