Дело № 2-1066/2021
УИД 29RS0017-01-2021-001852-78
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Каргополь 02 декабря 2021 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Галкиной М.С.,
при секретаре Русановой С.Л.,
с участием помощника прокурора Кормачева А.А.,
представителя ответчика К.О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Каргопольского района в интересах С.Е.Н. к администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области о предоставлении жилого помещения,
установил:
прокурор Каргопольского района обратился с иском в интересах С.Е.Н. к администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указал, что по заявлению С.Е.Н. проведена проверка, по результатам которой установлено, что между МО «Каргопольский муниципальный район» (покупатель) и ООО «Недвижимость Каргополя», действующего от имени М.А.В. (продавец) 16 декабря 2014 г. заключен муниципальный контракт №, в соответствии с которым продавец передал покупателю в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Распоряжением администрации МО «Каргопольский муниципальный район» от 24 декабря 2014 г. №-ро данное жилое помещение предоставлено по договору специализированного найма жилого помещения С.Е.Н. Между МО «Каргопольский муниципальный район» и С.Е.Н. 24 декабря 2014 г. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №. Распоряжением администрации МО «Каргопольский муниципальный район» от 10 июля 2020 г. №-ро, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, ответчиком предоставлена С.Е.Н. квартира, которая спустя непродолжительное время признан непригодной для проживания, гарантии по обеспечению С.Е.Н. не исполнены надлежащим образом. С учетом уточнения иска просит суд обязать администрацию Каргопольского муниципального округа Архангельской области предоставить С.Е.Н. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда, в виде квартиры, общей площадью не ниже установленной социальной, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в пределах г. Каргополь, за счет средств Каргопольского муниципального округа Архангельской области.
Истец С.Е.Н., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, просила о рассмотрении дела без его участия.
Помощник прокурора Кормачев А.А. на иске настаивал, также пояснил, что в настоящий момент возбуждено уголовное дело по факту приобретения МО «Каргопольский муниципальный район» жилых помещений, находящихся в неудовлетворительном состоянии, за счет средств областного бюджета. Также добавил, что предоставленное жилое помещение с момента покупки имело износ 40%, благоустройства в предоставляемом жилом помещении отсутствовало.
Представитель администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области К.О.А. в судебном заседании с иском не согласились, пояснила, что жилое помещение по договору специализированного найма предоставляется однократно, данная обязанность администрацией перед С.Е.Н. исполнена. Кроме того, по их сведениям С.Е.Н. в жилое помещение не вселялась, коммунальные платежи не оплачивала, что является основанием для признания ее неприобретшей права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Суд в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Судом установлено, что между МО «Каргопольский муниципальный район» (покупатель) и ООО «Недвижимость Каргополя», действующего от имени М.А.В. (продавец) 16 декабря 2014 г. заключен муниципальный контракт №, в соответствии с которым продавец передал покупателю в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Распоряжением администрации МО «Каргопольский муниципальный район» от 24 декабря 2014 г. №-ро данное жилое помещение предоставлено по договору специализированного найма жилого помещения С.Е.Н.
Между МО «Каргопольский муниципальный район» и С.Е.Н. 24 декабря 2014 г. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №.
Распоряжением администрации МО «Каргопольский муниципальный район» от 10 июля 2020 г. №-ро, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
19 ноября 2020 г. администрацией МО «Каргопольский муниципальный район» принято распоряжение №-ро о внесении изменений в договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 24 декабря 2014 г. №, согласно которому в указанный договор внесены изменения: п. 5 раздела 1 «Предмет договора» изложен в редакции: «5. Срок действия договора составляет 5 лет с 24 декабря 2019 г. по 23 декабря 2024 г.», в качестве членов семьи включены С.Н.Д., С.А.Д., С.Р.Д.
29 января 2021 г. заместителем руководителя Няндомского МрСО СУ СК РФ по АО и НАО возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ по факту приобретения в муниципальную собственность жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в неудовлетворительном состоянии, расположенных в г. Каргополе, которые впоследствии предоставлены лицам, относящимся к категории детей-сирот, в том числе, С.Е.Н.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона Архангельской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» от 17 декабря 2012 г. № 591-36-ОЗ (далее – Закон № 591-36-ОЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта Архангельской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда.
Требования к жилому помещению, предоставляемому детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа установлены в ст. 15 Закона № 591-36-ОЗ (в редакции, действовавшей на момент заключения с истцом договора специализированого найма). В частности, указано, что жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания; жилое помещение, предоставляемое в виде отдельной квартиры, не должно располагаться в цокольном, полуподвальном этаже, а также в многоквартирном или жилом доме, находящемся в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Таким образом, исходя из целей правого регулирования вопроса о предоставлении социальных гарантий лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на орган местного самоуправления возложена обязанность предоставить лицу, относящемуся к вышеуказанной категории граждан такое жилое помещение, которое по все параметрам, включая санитарно-техническое состояние, соответствует предъявляемым к пригодному для проживания жилому помещению требованиям. Безусловно, для определения качественных характеристик жилого помещения во внимание должно приниматься состояние общедомового имущества в доме, в котором такое жилое помещение находится.
Тот факт, что через 5 лет после предоставления С.Е.Н. на основании договора найма специализированного жилого помещения, оно стало непригодным для проживания по причине признания многоквартирного дома, в котором оно расположено, аварийным и подлежащим сносу, свидетельствует о ненадлежащем качестве переданной ей в пользование квартиры по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение утратило свои потребительские свойства.
В соответствии с пп. 10 п. 15 договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 24 декабря 2014 г. № наймодатель обязан заключить договор социального найма в отношении занимаемого жилого помещения без выселения нанимателя и членов его семьи после окончания срока действия договора при отсутствии оснований для заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок. Данная обязанность не зависит от волеизъявления наймодателя, но в сложившейся ситуации исполнена быть не может, т.к. объектом договора социального найма в силу ч. 1 ст. 62, ч. 2 ст. 15 ЖК РФ может быть жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Непризнание в установленном законом порядке на момент предоставления С.Е.Н. спорной квартиры непригодной для проживания, а жилого дома, в котором она находится, аварийным и подлежащим сносу, не опровергает вышеизложенные обстоятельства.
Формальный подход администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области к решению вопроса о приобретении для последующего предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, при котором указанные лица через непродолжительное время утрачивают возможность проживать в предоставленном жилом помещении специализированного фонда, в дальнейшем получить его в пользование на условиях договора социального найма, нивелирует столь значимые социальные гарантии, предоставленные государством данной категории граждан.
Довод ответчика о том, что С.Е.Н. в спорное жилое помещение не вселялась, в связи с чем она утратила право пользования жилым помещением, не может быть принят судом.
Как следует из материалов дела, ответчиком изначально было приобретено жилое помещение с износом 40%, в нем отсутствовало благоустройство, тогда как администрация МО «Каргопольский муниципальный район» обязана была предоставить С.Е.Н. благоустроенное жилое помещение.
Кроме того, до рассмотрения настоящего дела, ответчик с иском к С.Е.Н. о признании ее неприобретшей право пользования жилым помещением не обращался.
Также 19 ноября 2020 г., после признания дома аварийным и подлежащим сносу, администрацией МО «Каргопольский муниципальный район» принято распоряжение №-ро о внесении изменений в договор найма, в частности продлен срок действия договора до 23 декабря 2024 г., а также в состав членов семьи, проживающих совместно с истцом, включены дополнительные лица.
Указанное распоряжение вынесено через 4,5 месяца после признания дома аварийным и подлежащим сносу, что свидетельствует о недобросовестности администрации МО «Каргопольский муниципальный район».
Также истец в ходатайстве указывала, что проживала в квартире № по <адрес> непродолжительное время, после чего выехала из него ввиду невозможности проживания, так как разрушены печи, квартира фактически не отапливалась.
При таких обстоятельствах нельзя прийти к выводу, что С.Е.Н., относившаяся к лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в полной мере реализовала право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, в связи с чем предоставленное ей жилое помещение, находящееся в аварийном и подлежащем сносу жилом доме, подлежит замене на другое пригодное для проживания жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В данном случае двойного обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда по одному основанию не произойдет, так как исполнение решения суда приведет к замене непригодного для проживания жилого помещения, являющегося предметом договора найма специализированого жилого помещения, на другое жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора Каргопольского района в интересах С.Е.Н. к администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию Каргопольского муниципального округа Архангельской области предоставить С.Е.Н. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда, в виде квартиры, общей площадью не ниже установленной социальной нормы, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в пределах г. Каргополя, за счет средств Каргопольского муниципального округа Архангельской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий М.С. Галкина
Мотивированное решение составлено 02 декабря 2021 г.