Решение от 20.05.2016 по делу № 2-311/2016 (2-4871/2015;) от 10.11.2015

Дело № 2-311/2016 г.

Решение

Именем Российской Федерации

"20" мая 2016 г                                                                             г.Челябинск

Тракторозаводский районный суд г.Челябинска в составе:

председательствующего судьи     Володько П.В.,

при секретаре       Кузнецове К.Ю.

с участием истца Кислицына В.Л., представителя истца Белоногова Е.В., представителей ответчиков Управления дорожного хозяйства администрации г. Челябинска Карабельниковой В.О., ЗАО "Южуралавтобан" Деменевой В.А., МБУ "УДР" Усачевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кислицына Виктора Леонидовича к администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, администрации г. Челябинска, Управлению дорожного хозяйства администрации г. Челябинска, ЗАО "Южуралавтобан", МБУ "УДР" о возмещении ущерба

установил:

Кислицын В.Л. обратился в суд с иском к администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, о возмещении ущерба в размере <данные изъяты>., расходов по оплате услуг оценщика в размере <данные изъяты> расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>.

В ходе производства по делу исковые требования в части количества и наименования ответчиков неоднократно уточнялись, по инициативе суда окончательно в качестве соответчиков привлечены администрация г. Челябинска, Управление дорожного хозяйства администрации г. Челябинска, ЗАО "Южуралавтобан", Муниципальное бюджетное учреждение "Управление дорожных работ города Челябинска" (МБУ "УДР").

В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ в 16-20 у <адрес> в г. Челябинске он, управляя личным автомобилем <данные изъяты> рег. знак совершил наезд на препятствие в виде провала дороги, в результате чего его автомобилю причинен ущерб, составивший <данные изъяты> в соответствии с заключением ООО "Центр Независимых Экспертиз".

Истец Кислицын В.Л., представитель истца Белоногов Е.В. в судебном заседании на иске настаивали, просили взыскать возмещение ущерба с надлежащего ответчика.

Представители ответчиков администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, администрации г. Челябинска в судебное заседание не явились, извещены.

Администрацией Тракторозаводского района г. Челябинска представлен письменный отзыв (т. 1 л.д. 94 - 98, 166 - 167), в котором указано на недоказанность обстоятельств ДТП, а также то, что содержание дороги не входит в компетенцию административного внутригородского района.

Администрацией г. Челябинска представлен письменный отзыв (л.д. 170 - 171), в котором указано на отсутствие причинно-следственной связи между ДТП и действиями администрации г. Челябинска.

Представитель ответчика Управления дорожного хозяйства администрации г. Челябинска Карабельникова В.О. в судебном заседании иск не признала, в отзыве (л.д. 77 - 78, 246 - 247) указала, что обязанность по содержанию автомобильных дорог в функции ответчика не входит, ответчик осуществляет лишь управленческие функции в отношении автомобильных дорог.

Представитель ответчика ЗАО "Южуралавтобан" Деменева В.А. в судебном заседании иск не признала, в отзыве (т. 1 л.д. 172 - 174, 209, 237 - 238) указала, что факт ненадлежащего содержания спорного участка автомобильной дороги не доказан, ДТП наступило по вине самого истца, нарушившего п.п. 10.1 ПДД РФ.

Представитель ответчика МБУ "УДР" Усачева С.А. в судебном заседании иск не признала, в отзыве (т. 1 л.д. 234-235) указала, что надлежащим образом факт провала проезжей части не доказан, размеры провала не установлены, виновным в ДТП является истец, нарушивший п.п. 10.1 ПДД РФ.

Заслушав объяснения сторон и их представителей, допросив свидетеля Гущина А.В., исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 16-20 у <адрес> в г. Челябинске произошло ДТП: водитель Кислицын В.Л., управляя личным автомобилем <данные изъяты> рег. знак , двигаясь по проезжей части <адрес> из центра г. Челябинска в сторону ЧТЗ, совершил наезд на препятствие в виде провала проезжей части размерами 3,8 х 4,1 метра, в результате чего его автомобиль был поврежден. Указанные обстоятельства подтверждены объяснениями истца в судебном заседании, копией административного материала по факту ДТП (л.д. 83 - 91).

По мнению представителей ответчиков, виновным в ДТП является сам Кислицын В.Л., нарушивший п.п. 10.1 ПДД РФ, о чем в том числе указано в справке о ДТП.

Действительно, справка о ДТП содержит указание на нарушение истцом указанного пункта Правил дорожного движения.

Между тем суд, устанавливая обстоятельства ДТП и определяя его виновников, не ограничен мнением сотрудника ГИБДД, составившего данную запись, и свободен в оценке доказательств в силу ст. 67 ГПК РФ.

Согласно п.п. 10.1 ПДД РФ водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Между тем согласно п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 (Государственного стандарта Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Таким образом, из содержания указанных положений ПДД РФ и Государственного стандарта следует, что водитель транспортного средства может нести ответственность за ДТП, вызванное неправильным определением дорожных и метеорологических условий, степени интенсивности движения, лишь в случае, если само покрытие проезжей части соответствует предъявляемым к ней техническим требованиям. Об этом, в частности, свидетельствует второй абзац п.п. 10.1 ПДД РФ, указывающий на возникновение опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить.

Как видно из схемы места ДТП, акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, место наезда автомобиля истца представляет собой провал проезжей части размерами 3,8 метра на 4,1 метр.

Акт не содержит замера глубины провала, однако с учетом того, что его длина и ширина многократно превышает установленные нормативы, суд полагает установленным факт того, что проезжая часть в месте ДТП требованиям ГОСТ Р 50597-93 не соответствовала. Доказательств обратного суду не представлено, при этом бремя доказывания надлежащего состояния проезжей части лежит на ответчиках (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).

Более того, из протокола оперативного совещания МБУ "УДР" (т. 1 л.д. 210), переписки МБУ "УДР" (т.1 л.д. 211 - 212), актов о приемке выполненных работ (т. 1 л.д. 214 - 221) видно, что компетентными органами как до ДТП, так и после в месте наезда автомобиля истца на препятствие проводилась ликвидация просадки асфальто-бетонного покрытия, однако результат ремонтных работ надлежащим образом проконтролирован не был.

Как показал допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Гущин А.В., он работает в дежурном полку ДПС ГИБДД УМВД России по г. Челябинску, составлял схему места ДТП, акт выявленных недостатков, размер провала был 3,8 м на 4,1 м, глубину провала он не смог замерить ввиду его значительной ширины. Провал никак обозначен, огражден не был, он практически не заметен, т.к. сливается с проезжей частью.

Оснований не доверять показаниям свидетеля Гущина А.В., который непосредственно осматривал место ДТП, является компетентным должностным лицом в области безопасности дорожного движения, у суда нет.

Поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что заблаговременно водитель Кислицын В.Л. не мог обнаружить опасность для движения, виновным в ДТП является лицо, ответственное за техническое состояние проезжей части в момент ДТП.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно ст. 28 Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В соответствии со ст.ст. 12-13 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 8 Устава города Челябинска, принятого решением Челябинской городской Думы от 26.05.2015 № 9/2 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Челябинска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Челябинска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения города Челябинска.

В соответствии с п.п. 2, 3, 4, 8, 9 Положения об Управлении дорожного хозяйства Администрации города Челябинска, утвержденного Решением Челябинской городской Думы от 22.11.2005 № 8/26 Управление является отраслевым, функциональным органом Администрации города Челябинска и предназначено для осуществления управленческих функций в области эффективного функционирования и сбалансированного развития дорожного хозяйства, автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города Челябинска, находящихся в хозяйственном ведении (оперативном управлении) муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, а также организации освещения улиц.

Управление является юридическим лицом со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, имеет право приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, представлять интересы Администрации города в органах государственной власти, судебных органах, других муниципальных образованиях по всем вопросам, связанным с дорожной деятельностью Администрации города.

Управление имеет круглую печать с изображением герба города Челябинска со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, счета в банках, может выступать истцом и ответчиком в судах и осуществляет свою деятельность на правах бюджетной организации.

Основными задачами Управления являются:

В соответствии с возложенными на него задачами Управление осуществляет следующие функции, в том числе:

- оперативный контроль состояния проектирования, строительства, ремонта и содержания объектов дорожного хозяйства города;

- от имени Администрации города осуществляет функции органа муниципального контроля, уполномоченного на осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

Согласно п. 1 Административного регламента исполнения функций по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог в границах Челябинского городского округа, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 05.04.2013 № 83-п, настоящий административный регламент исполнения функций по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Челябинского городского округа (далее - Регламент) определяет порядок организации и проведения комплекса правовых и организационно-технических мероприятий по предупреждению, пресечению и устранению причин повреждения и преждевременного разрушения автомобильных дорог общего пользования местного значения (далее - автомобильная дорога), последовательность и сроки действий (административных процедур) по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог в границах Челябинского городского округа (далее - муниципальный контроль).

В силу п.п. 2, 3, 19, 21, 36 Регламента органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля, является Администрация города Челябинска (далее - Администрация города).

Управление дорожного хозяйства Администрации города (далее - Управление) является отраслевым органом Администрации города с правами юридического лица и от имени Администрации города осуществляет функции органа муниципального контроля, уполномоченного на осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Челябинского городского округа (далее - город).

Должностными лицами Администрации города, обладающими полномочиями по контролю в установленной сфере деятельности, являются должностные лица Управления дорожного хозяйства.

Орган муниципального контроля в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функцию проведения оценки технического состояния автомобильных дорог и осуществление контроля качества работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог.

Муниципальный контроль осуществляется в форме документарных и выездных проверок, проводимых в соответствии с утвержденными планами, а также внеплановых и выездных проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

Таким образом, лицом, ответственным за надлежащее состояние проезжей части в месте ДТП и, соответственно, надлежащим ответчиком по требованиям Кислицына В.Л. является Управление дорожного хозяйства администрации г. Челябинска.

Наличие муниципального контракта на выполнение работ, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Управлением и ЗАО "Южуралавтобан" (л.д. 119 - 132), по которому обязанность выполнения работ по содержанию дорог г. Челябинска, в том числе пр. Ленина от виадука до <адрес> (приложение 4), передана ЗАО "Южуралавтобан", значения для дела не имеет.

Обязанность по контролю состояния дорог г. Челябинска возложена на Управление в силу закона и ответственность перед пользователями автомобильных дорог за их состояние не может быть делегирована договором на коммерческую организацию.

В дальнейшем Управление не лишено права в порядке регресса потребовать возмещения расходов, понесенных в связи с ненадлежащим состоянием спорной проезжей части, с ЗАО "Южуралавтобан".

В соответствии с заключением ООО "Центр независимых экспертиз" (т. 1 л.д. 12) стоимость восстановительного ремонта автомобиля <данные изъяты> рег. знак составила с учетом износа <данные изъяты>. Оснований не доверять данному заключению у суда нет, сторонами он не оспаривается, в связи с чем Управления дорожного хозяйства администрации г. Челябинска в пользу Кислицына В.Л. подлежит взысканию возмещение ущерба в размере <данные изъяты>.

В связи с подачей иска Кислицыным В.Л. оплачено <данные изъяты>. в счет оплаты услуг оценщика (т. 1 л.д. 11), <данные изъяты>. в счет оплаты государственной пошлины, <данные изъяты>. в счет оплаты услуг представителя (л.д. 39 - 40).

С учетом полного удовлетворения заявленных требований, принципа разумности с Управления дорожного хозяйства администрации г. Челябинска в пользу Кислицына В.Л. подлежат взысканию расходы по оплате услуг оценщика в размере <данные изъяты>., расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>., расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░ "░░░░░░░░░░░░░", ░░░ "░░░" ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>. <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:       ░.░. ░░░░░░░░

2-311/2016 (2-4871/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кислицын В.Л.
Ответчики
Администрация города Челябинска
ЗАО "Южуралавтобан"
Управление дорожного хозяйства Администрации г. Челябинска
МБУ "Управление дорожных работ г. Челябинска"
Администрация Тракторозаводского района г. Челябинска
Другие
Белоногов Е.В.
Кудрявцева Е.А.
Деменева В.А.
Овчинников А.Н.
Усачева С.А.
Карабельникова В.О.
Суд
Тракторозаводский районный суд г. Челябинск
Дело на сайте суда
trz.chel.sudrf.ru
10.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2015Передача материалов судье
13.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2015Подготовка дела (собеседование)
16.12.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.01.2016Предварительное судебное заседание
15.02.2016Предварительное судебное заседание
17.03.2016Судебное заседание
05.04.2016Судебное заседание
17.05.2016Судебное заседание
20.05.2016Судебное заседание
30.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее