№ 88а-10247/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 30 июня 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Савельевой Л.А.,
судей Ладейщиковой М.В., Чирковой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Попова Юрия Петровича – Фефелова Вячеслава Николаевича на решение Свердловского районного суда города Перми от 12 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 09 декабря 2020 года по административному делу №2а-544/2020 по административному иску ИФНС России по Мотовилихинскому району города Перми к Попову Юрию Петровичу о взыскании недоимки, пени по земельному налогу,
заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по Мотовилихинскому району города Перми (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Попову Ю.П., в котором, с учетом уточнений требований, просит взыскать с ответчика:
2 149 326 рублей – недоимку по земельному налогу за 2015, 2016 годы;
7 218 рублей 25 копеек – пени по земельному налогу.
В обоснование заявленных требований Инспекция указала, что Попов Ю.П. в 2015, 2016 годах являлся плательщиком земельного налога, в связи с регистрацией за ним на праве собственности земельных участков.
Ответчику начислен земельный налог за 2015, 2016, 2017 годы в размере 2 860 686 рублей, о чем направлено налоговое уведомление №3695618 от 28 декабря 2018 года со сроком оплаты не позднее 11 марта 2019 года.
В установленный срок земельный налог ответчиком не оплачен, в связи с чем, на основании статьи 75 НК РФ, начислены пени за период с 11 по 25 марта 2019 года в сумме 9 607,14 рублей.
На основании решения Пермского краевого суда от 18 сентября 2019 года определена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в связи с чем, налоговым органом произведен перерасчет земельного налога.
Недоимка по земельному налогу за 2015, 2016 годы определена в сумме 2 149 326 рублей, пени по земельному налогу равны – 7 218,15 рублям.
Решением Свердловского районного суда города Перми от 12 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 09 декабря 2020 года, административный иск ИФНС России по Мотовилихинскому району города Перми удовлетворен в уточненной редакции.
С Попова Ю.П. взыскана недоимка по земельному налогу за 2015, 2016 годы в сумме 2 149 326 рублей, пени по земельному налогу в сумме 7 218 рублей 15 копеек, а также, государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 18 982 рубля 72 копейки.
Не согласившись с принятыми судебными актами, 14 мая 2021 года представитель Попова Ю.Г. – Фефелов В.Н. обратился с кассационной жалобой в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, в которой просит отменить решение Свердловского районного суда города Перми от 12 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 09 декабря 2020 года, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска ИФНС России по Мотовилихинскому району города Перми.
В обоснование жалобы административный ответчик ссылается на следующие обстоятельства.
Решением Свердловского районного суда города Перми от 24 июля 2019 года с него (Попова Ю.П.) взыскана недоимка по земельному налогу за 2015, 2016, 2017 годы в сумме 1 006 464 рубля, пени по земельному налогу в размере 945,15 рублей.
Таким образом, уже рассмотрен спор между теми же сторонами, о том же предмете, по тем же основаниям.
Также, решением суда от 24.07.2019 года определен размер земельного налога в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, что не дает оснований налоговому органу для перерасчета земельного налога за спорные периоды.
18 сентября 2019 года Пермским краевым судом принято решение, которым установлена кадастровая стоимость по состоянию на 01 сентября 2013 года, равная рыночной стоимости, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами - <данные изъяты>
В связи с чем, Инспекцией неверно определена налоговая база, а соответственно, неправильно произведен расчет земельного налога.
Кроме того, указывает на пропуск административным истцом общего срока исковой давности, установленный статьями 196-200 Гражданского кодекса Российской Федерации в три года.
ИФНС России по Мотовилихинскому району города Перми направила письменные возражения, в которых просит решение Свердловского районного суда города Перми от 12 августа 2020 года, апелляционное определение от 09 декабря 2020 года оставить без изменения.
Ссылается на правомерность применения налоговой ставки в 1,5% в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, в связи с чем, возникли основания для доначисления земельного налога.
В суд кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что такого характера нарушения допущены.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Попов Ю.П. в 2015, 2016 годах являлся плательщиком земельного налога, поскольку в указанные периоды ему принадлежали на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами - <данные изъяты>, расположенные в <данные изъяты>
Инспекцией сформировано налоговое уведомление №38966619 от 01 августа 2018 года на уплату Поповым Ю.П. земельного налога за 2015, 2016 годы в общем размере 1 916 872 рубля, в том числе, по земельным участкам с кадастровыми номерами <данные изъяты>
29 декабря 2018 года оформлено налоговое уведомление №695618 на оплату ответчиком земельного налога (с перерасчетом по налоговым уведомлениям №38966619, 4616333) в срок не позднее 11 марта 2019 года в общей сумме 2 860 686 рублей, в частности, по земельным участкам с кадастровыми номерами:
<данные изъяты> за 2015 год сумма налога к уменьшению 43 010 рублей; за 2016 год сумма налога к уменьшению 86 019 рублей, кадастровая стоимость указана 55 140 192 рубля;
-<данные изъяты> за 2015 год сумма налога начислена 257 887 рублей, ранее начислено 17 192 рубля, к оплате – 240 695 рублей, кадастровая стоимость указана 110 208 133 рубля;
-<данные изъяты> за 2015, 2016, 2017 годы сумма налога начислена 13 рублей за каждый налоговый период, ранее начислена по 3 рубля за каждый год. К оплате предъявлено по 10 рублей за каждый налоговый период, кадастровая стоимость указана 4 290 рублей;
<данные изъяты> за 2015 год сумма налога начислена 267 386 рублей, ранее начислено 17 826 рублей, к оплате – 249 560 рублей, кадастровая стоимость указана 114 267 587 рублей;
-<данные изъяты> за 2015, 2016 годы сумма налога начислена по 192 349 рублей за каждый налоговый период, ранее налог начислен в 38 470 рублей за каждый год. К оплате предъявлено по 153 879 рублей за каждый налоговый период, кадастровая стоимость указана 61 650 204 рубля;
-<данные изъяты> за 2015, 2016 годы сумма налога начислена по 207 336 рублей за каждый налоговый период, ранее начислено по 41 467 рублей за каждый год. К оплате предъявлено по 165 869 рублей за каждый налоговый период, кадастровая стоимость указана 66 453 896 рублей;
-<данные изъяты> за 2015, 2016 годы сумма налога начислена по 389 249 рублей за каждый налоговый период, ранее начислено по 77 850 рублей за каждый год. К оплате предъявлено по 311 399 рублей за каждый налоговый период, кадастровая стоимость указана;
-<данные изъяты> за 2015, 2016 годы сумма налога начислена по 348 016 рублей за каждый налоговый период, ранее налог начислен 69 603 рубля за каждый год. К оплате предъявлено по 278 413 рублей за каждый налоговый период, кадастровая стоимость указана 111 543 540 рублей;
-<данные изъяты> за 2015, 2016 годы сумма налога начислена по 198 800 рублей за каждый налоговый период, ранее налог начислен по 39 760 рублей за каждый год. К оплате предъявлено по 159 140 рублей за каждый налоговый период, кадастровая стоимость указана 63 717 851 рубль;
-<данные изъяты> за 2015 год сумма налога начислена 249 858 рублей, ранее начислено 16 657 рублей, к оплате – 233 201 рубль, кадастровая стоимость указана 87 362 990 рублей;
-<данные изъяты> за 2015, 2016 годы сумма налога начислена по 87 134 рублей за каждый налоговый период, ранее начислена 348 537 рублей за каждый год, к уменьшению 261 403 рубля за каждый налоговый период, в общей сумме 522 806 рублей, кадастровая стоимость указана 111 710 436 рублей.
24 июля 2019 года Свердловским районным судом города Перми вынесено решение о взыскании с Попова Ю.П. недоимки по земельному налогу за 2015, 2016, 2017 годы в общем размере 1 006 464 рубля, пени по земельному налогу – 945,15 рублей.
Судебным актом установлено, что земельный налог за 2015, 2016 годы начислен в общей сумме 1 916 872 рубля, за 2017 год в размере 873 130 рублей, в том числе по спорным земельным участкам. Всего – 2 790 002 рубля.
18 сентября 2019 года на основании решения Пермского краевого суда установлена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2013 года, равной рыночной стоимости, в отношении объектов недвижимости:
-земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 15 902 кв.м., адрес объекта: <данные изъяты> в размере 68 468 000 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 15 724 кв.м., адрес объекта: <данные изъяты>, в размере 51 036 000 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 9 414 кв.м., адрес объекта: <данные изъяты>, в размере 31 792 000 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 17 656 кв.м., адрес объекта: <данные изъяты>, в размере 57 306 000 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 9 018 кв.м., адрес объекта: <данные изъяты>, в размере 30 455 000 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 8 746 кв.м., адрес объекта: <данные изъяты>, в размере 29 536 000 рублей.
В решении суда от 18.09.2019 года указано, что датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 июля 2019 года.
11 августа 2020 года ИФНС России по Мотовилихинскому району города Перми, уточняя заявленные требования о взыскании с Попова Ю.П. недоимки и пени по земельному налогу за 2015, 2016 годы, произвела перерасчет налога и пени, с учетом установленной решением суда от 18 сентября 2019 года кадастровой стоимости земельных участков, только за 2016 год. Размер земельного налога за 2015 год оставлен без изменения.
Принимая решения по заявленным требованиям, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Попову Ю.П. правомерно Инспекцией произведен перерасчет земельного налога за 2015, 2016 годы. Процедура принудительного взыскания Инспекцией не нарушена. Принимая во внимание, отсутствие оплаты земельного налога в установленный срок, подлежат взысканию пени, начисленные на указанную недоимку.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда с приведенными выводами районного суда согласилась, отметив, что в силу пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет возможен только за три года, предшествующие дате обращения налогоплательщика в суд с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельных участков, исходя из рыночной стоимости, то есть, начиная с 2016 года.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с такими выводами судов.
Согласно подпункту "а" пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" абзацы 4 - 7 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 статьи 2 того же Федерального закона статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 1.1, вступившим в законную силу с 1 января 2019 года.
Согласно абзацу 1 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент рассмотрения спора) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 Кодекса.
Абзацем 4 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ положения пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Положениями пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции статьи 1 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Между тем, кадастровая стоимость земельных участков определена решением Пермского краевого суда от 18 сентября 2019 года, то есть после 1 января 2019 года, принимая во внимание требования пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 1 января 2019 года, установленная данным решением суда кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению, начиная с 01 января 2014 года, что не исключает перерасчет земельного налога за 2015 год и начисленных пени.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы о неверном расчете земельного налога заслуживают внимания.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по существу в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии Пермского краевого суда от 09 декабря 2020 года отменить.
Административное дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Пермский краевой суд.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия кассационного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи