дело № 2а-2176/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2020 года | город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Бутакова А.А.,
с участием представителей:
административного истца – Зинченко Ростислава, на основании доверенности,
административного ответчика – МО РФ – Максименко Дианы Анатольевны, на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица - ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ – Алексеенко Антонины Петровны, на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Березовской Киры Георгиевны к заместителю Министра обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, заинтересованные лица: ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ, ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, о признании незаконным и отмене приказа,
установил:
Березовская К.Г. обратилась в суд с административным иском к заместителю Министра обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ в части включения квартиры по адресу: <адрес> число служебных помещений.
Исковые требования мотивированы тем, что муж истца – Березовский С.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в МО РФ. Приказом командующего ЧФ №-ПМ от ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы по состоянию здоровья. Березовскому С.Ф. и членам его семьи была распределена служебная двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. В октябре 2003 года в связи с предстоящим увольнением Березовского С.Ф. с военной службы был определен порядок обеспечения жильем семьи Березовского С.Ф. (решение от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с пунктом 41 приказа МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации». Во исполнением принятого решения командующего ЧФ РФ, решением жилищно-бытовой комиссии в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ Березовский С.Ф. составом семьи 3 человека был включен в состав очередников на получение жилой площади. В порядке исполнения своего решения командующий приказом № от ДД.ММ.ГГГГ исключил предоставленную Березовскому С.Ф. квартиру из числа служебных жилых помещений для постоянного проживания членов семьи Березовского С.Ф. В приказе указан состав семьи Березовских – 6 человек. ГЖС был предоставлен на часть семьи – 3 человека. Следовательно, квартира по адресу: <адрес>, была предоставлена Березовскому С.Ф. и членам его семьи в порядке улучшения жилищных условий из расчета семьи 6 человек, на условиях договора социального найма для постоянного проживания.
Согласно письму начальника ОМИС 1997 от ДД.ММ.ГГГГ № Березовский С.Ф. (являясь на тот момент пользователем спорной квартирой) признан нуждающимся в улучшении жилищных условий при наличии спорной квартиры и подлежал включению на получение ГЖС в <адрес>. Березовский С.Ф. на состав семьи 6 человек был обеспечен двумя жилыми помещениями: первым – составом семьи на 3 человека (ФИО8, ФИО4, ФИО9) по норме 18,0 кв.м. на человека в <адрес> путем выдачи ГЖС на площадь 54,0 кв.м.; вторым – спорная квартира в <адрес> на 3 человек (ФИО10, ФИО11, ФИО12) общей площадью 61,0 кв.м. по норме обеспечения 18,0 кв.м. на человека. Таким образом, ФИО16 С.Ф., жена и один сын (Роман) были обеспечены жилым помещением по избранному им после увольнения месту жительства без учета второго сына, внучки и невестки (не являвшихся на тот момент гражданами РФ).
На момент обеспечения жильем в период с 2003 года до 2007 года двумя квартирами состав семьи Березовских был шесть человек. Они как члены семьи военнослужащего МО РФ, являющиеся гражданами ФИО5, имели право на получение жилья в <адрес> (на тот момент территория ФИО5). Их право на жилье было определено в Соглашении между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ, что и было реализовано полномочным представителем правительства РФ – Командующим ЧФ РФ путем исключения квартиры из служебных жилых помещений и передачи ее для постоянного проживания членам семьи Березовского С.Ф. Жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>, было исключено из числа служебных, Березовская К.Г., ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО13 пользуются данным жилым помещением, постоянно проживают и зарегистрированы в нем, каких-либо прав на иные жилые помещения не имеют, данное помещение является единственным местом жительства семьи березовских, в связи с чем истец и члены ее семьи имеют право пользования данной квартирой как наниматели на условиях договора социального найма.
О существовании оспариваемого приказа истец узнала ДД.ММ.ГГГГ в ходе рассмотрения Ленинским районным судом города Севастополя гражданского дела № по иску Министерства обороны РФ к ФИО17., Березовской К.Г., ФИО10, ФИО9, ФИО13 о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения. Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество. Учитывая, что Березовская К.Г. и члены ее семьи занимают квартиру на законных основаниях на условиях договора социального найма, присвоение указанному жилью статуса служебного противоречит действующему законодательству, оспариваемый приказ является незаконным и подлежит отмене.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, настаивал на удовлетворении иска.
Представители ответчика – МО РФ и заинтересованного лица – ФГКУ «Крымское ТУИО» против удовлетворения иска возражали, полагая заявленные требования необоснованными, представили письменные возражения на административный иск.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом положений части 6 статьи 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО8 проходил военную службу, приказом командующего Черноморским флотом от ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы в запас.
Как следует из материалов дела, ФИО8 на состав семьи: Березовская К.Г. - жена, ФИО10 – сын, 1984 года рождения, ФИО9 – сын, 1989 года рождения, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена двухкомнатная <адрес> по адресу: <адрес>
Указанный ордер содержал информацию о том, что предоставленное жилое помещение на момент предоставления и выдачи ордера является служебным.
В соответствии с приказом командующего Черноморского флотом № от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира была исключена из числа служебных квартир.
Согласно имеющимся в деле материалам, в настоящее время спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ и выписками из ЕГРН.
Из выписки из домовой книги квартиросъемщика от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по указанному адресу зарегистрированы: ФИО8 (наниматель) – с ДД.ММ.ГГГГ; Березовская К.Г. (жена) – с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО10 (сын) – с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО14 (жена сына) – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ФИО9 (сын)- с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО15 (дочь жены сына) – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ФИО13 (внучка) – с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> по адресу: <адрес>, закрепленная на праве оперативного управления за ФГКУ «Крымское ТУиО», включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.
Оспаривая приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в части объявления спорной квартиры служебной, Березовская К.Г. указывает на нарушение ее прав, в частности на проживание в спорном жилом помещении на условиях, соответствующих условиям договора социального найма.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с положениями статей 2, 3, 15 Федерального закона № 76-ФЗ 27.05.1998 «О статусе военнослужащих», положениями приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «Об утверждении Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем наряду с самим военнослужащим, относятся совместно проживающие с ним члены его семьи.
В силу статьи 3 Федерального закона № 76-ФЗ 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» для военнослужащих установлена единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Этой же нормой материального права установлены правовая и социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Статьей 2 Федерального закона № 76-ФЗ 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Содержание указанной нормы права указывает на то, что члены семьи военнослужащего не обладают самостоятельным правом на обеспечение жилым помещением за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а одним из условий обеспечения военнослужащего жилым помещением с учетом членов его семьи является их совместное проживание.
Данная норма материального права корреспондирует с положениями приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «Об утверждении Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», изданного в целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма.
Пунктом 1 названной Инструкции предусмотрено, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому, наряду с иными документами, прикладываются копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации.
Право на получение жилых помещений от федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, имеют исключительно военнослужащие как специальные субъекты данного права. Член семьи военнослужащего является адресатом данного права при наличии совокупности условий, в числе которых законодатель определяет нуждаемость членов семьи на основании статьи 51 ЖК РФ: близкое родство; совместное проживание с военнослужащим (пункт 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащего», статьи 31, 69, 51, 57 ЖК РФ).
Право членов семьи военнослужащего производны от права самого военнослужащего на получение жилья и при утрате такого статуса они не обладают самостоятельным правом быть обеспеченными жильем за счет средств Минобороны России.
Согласно пункту 5 статьи 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Служебные жилые помещения статьей 92 ЖК РФ отнесены к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда.
На основании пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
Таким образом, граждане избирают способ реализации права на жилище путем приобретения или строительства жилья именно за собственные средства, но с учетом предоставления субсидии в виде государственного жилищного сертификата, а не путем получения бесплатного жилья на условиях социального найма. Соглашаясь с условиями Программы, граждане обязаны передать ранее занимаемое жилое помещение в государственную (муниципальную) собственность, независимо от того, на основании чего осуществляется владение жилым помещением.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий и члены его семьи обеспечиваются жилым помещением для постоянного проживания только один раз.
Следовательно, обязательным условием предоставления жилищного сертификата являлось освобождение ранее занимаемого жилья по договору социального найма, в противном случае предоставление финансовой поддержки за счет средств бюджета исключалось.
Из материалов дела следует, что муж истца – ФИО8 реализовал свое право на получение сертификата на приобретение жилья.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Березовской К.Г., ФИО10, ФИО9, действующего, в том числе, в интересах несовершеннолетней ФИО13, ФИО8 к МО РФ о признании права собственности на спорное жилое помещение, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что на основании заявления (рапорта) ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника 1997 ОМИС ЧФ РФ, ФИО8 с учетом членов его семьи: Березовской К.Г., ФИО9 выдан государственный жилищный сертификат – свидетельство серии ВС № от ДД.ММ.ГГГГ о выделении субсидии на приобретение жилья в <адрес>. При этом, ФИО8, Березовская К.Г., ФИО9 были ознакомлены под роспись с условиями программы «Государственные жилищные сертификаты» и сведениями, содержащимися в сертификате, о чем в сертификате имеются их подписи.
Реализация Березовскими сертификата подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, из которой усматривается, что Березовские по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрели в общую долевую собственность (доля в праве каждого по 1/3) <адрес> по пер.Алымов, район Богородское, <адрес>.
Таким образом, Березовский С.Ф. и члены его семьи реализовали свое право на получение государственного жилищного сертификата и обеспечение жилым помещением.
Исходя из анализа изложенных норм права, реализация права военнослужащего на получение государственного жилищного сертификата напрямую связана с обязательством об освобождении занимаемого им и членами его семьи жилого помещения и прекращении договора социального найма в порядке статьи 83 ЖК РФ. В связи с реализацией полученного государственного жилищного сертификата Березовским С.Ф. и членами его семьи, их право социального найма на занимаемое жилое помещение прекращается и право на бесплатную приватизацию жилого помещения не возникает.
Фактическое проживание истицы в квартире не свидетельствует о предоставлении ей данного жилого помещения на условиях договора социального найма.
Спорная квартира является собственностью Российской Федерации, предоставлялась во временное пользование супругу истца, членом семьи которого она являлась, в связи с прохождением военной службы в качестве служебного жилья.
Сам по себе факт утраты квартирой статуса служебного жилья, как устранение препятствия в возможности его приватизировать, в данном случае, не свидетельствует о безусловном праве истца на получение его в собственность, как члена семьи военнослужащего. Как уже указывалось, для реализации такого права необходима совокупность условий, которых в данном случае не имеется.
Как следует из преамбулы Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
ФИО8 был выбран способ удовлетворения потребностей в жилище путем получения государственного жилищного сертификата и использования денежной субсидии с целью приобретения жилья, что свидетельствует о надлежащем исполнении государством социальных обязательств перед ним и членами его семьи, в частности, истцом.
Учитывая, что предоставление мужу истца государственного жилищного сертификата является социальным обязательством государства перед отдельной категорией граждан, указанное обстоятельство имеет существенное значение для разрешения настоящего спора, поскольку свидетельствует об удовлетворении потребностей военнослужащего и членов его семьи в жилье в наиболее приемлемой для них форме.
Таким образом, издание заместителем Министра обороны Российской Федерации оспариваемого приказа не нарушало прав административного истца.
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку в ходе рассмотрения дела подтверждено, что органом военного управления по жилищному обеспечению военнослужащих предприняты исчерпывающие меры по обеспечению уволенного с военной службы военнослужащего ФИО8 и совместно проживающих с ним членов его семьи, при этом способ реализации права на обеспечения жилищным помещением ФИО8 был избран в виде получения единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Действия Министерства обороны Российской Федерации по вынесению оспариваемого приказа являются законными и не нарушают прав административного истца, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Березовской Киры Георгиевны к заместителю Министра обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене приказа отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
<данные изъяты>