Решение по делу № 33-4067/2018 от 13.03.2018

Судья Перлов С.Е. Дело № 33-4067/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 апреля 2018 года г. Нижний Новгород

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе

председательствующего судьи: Лазорина Б.П.,

судей: Ионовой А.Н., Мироновой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Елизаровой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тимирязевского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области о понуждении к совершению действий

по апелляционной жалобе администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области

на решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 26 января 2018 года.

Заслушав доклад судьи Ионовой А.Н., объяснения Волжанкина С.А. - представителя администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области, прокурора Максимова А.М., судебная коллегия

установила:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам, просил

обязать администрацию Тимирязевского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области организовать мероприятия по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории д. Кирьяново и д. Торохово Городецкого района Нижегородской области,

прекратить эксплуатацию и ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные за забором земельного участка , в овраге за домом д. Кирьяново Городецкого района Нижегородской области,

прекратить эксплуатацию и потребления, расположенную в д. Торохово Городецкого района Нижегородской области, расположенную с правой стороны дороги, на въезде деревни, на склоне оврага;

обязать администрацию Городецкого муниципального района Нижегородской области организовать работы по прекращению эксплуатации и ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, расположенных на территории Тимирязевского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области;

установить администрации Тимирязевского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области и администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области срок для исполнения решения суда.

В обоснование иска указано, что в результате проверки, проведенной Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что на протяжении ряда лет и по настоящее время на территории администрации Тимирязевского сельсовета Городецкого района Нижегородской области, около д. Кирьяново и д. Торохово размещаются несанкционированные свалки отходов производства и потребления. Свалка в д. Торохово Городецкого района Нижегородской области находится с правой стороны дороги, на въезде в деревню, на склоне оврага, ориентировочная площадь свалки составляет около 150 кв.м., ориентировочный объем – 100 м.куб.. Свалка в д. Кирьяново находится за забором земельного участка , в овраге за домом . В весенне-летний период года свалки увеличиваются. На свалке размещаются древесные отходы (ветки, сучья, остатки деревьев), полиэтилен, пищевые отходы, отходы растениеводства. Размещение отходов на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения земельного участка, грунтовых вод, поскольку отходы складированы на незащищенном земельном участке, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории поселений, к загрязнению и истощению природных ресурсов. Факт несанкционированного складирования отходов подтверждается материалами прокурорской проверки, материалами проверок межрайонного отдела Министерства экологии и природных ресурсов.

Решением Городецкого городского суда Нижегородской области от 26 января 2018 года постановлено: «Обязать администрацию Тимирязевского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области организовать мероприятия по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории д. Кирьяново и д. Торохово Городецкого района Нижегородской области.

Обязать администрацию Тимирязевского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области прекратить эксплуатацию и ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные за забором земельного участка , в овраге за домом д. Кирьяново, Городецкого района Нижегородской области.

Обязать администрацию Тимирязевского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области прекратить эксплуатацию и ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную в д. Торохово Городецкого района Нижегородской области, расположенную с правой стороны дороги, на въезде деревни, на склоне оврага.

Обязать администрацию Городецкого муниципального района Нижегородской области организовать работы по прекращению эксплуатации и ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, расположенных на территории Тимирязевского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области.

Установить Администрации Тимирязевского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области и администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области срок для исполнения решения суда – 01 сентября 2018 года».    

Не согласившись с указанным решением, администрация Городецкого муниципального района Нижегородской области подала апелляционную жалобу с просьбой отменить его, как незаконное и необоснованное, считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку согласно ст. 1 Закона Нижегородской области от 05.11.2014 №150-З «О закреплении за сельскими поселениями Нижегородской области вопросов местного значения» и ч. 3. чт. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за сельскими поселениями закреплены вопросы по участию в организации деятельности по сбору ( в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; на администрацию Городецкого муниципального района Нижегородской области возложена обязанность, не предусмотренная действующим законодательством Российской Федерации по решению вопросов местного значения; исполнить заявленные исковые требования со стороны администрации Городецкого муниципального района и администрации Тимирязевского сельсовета не представляется возможным.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 42 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях...

Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Нормами статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В силу статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года и предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений.

Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-168-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Судом первой инстанции установлено, что в результате проведенных проверок Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой и межрайонным отелом Министерства экологии и природоохранных ресурсов Нижегородской области выявлены несанкционированные свалки, расположенные на территории администрации Тимирязевского сельсовета Городецкого района Нижегородской области, около д. Кирьяново и д. Торохово.

Согласно акту планового (рейдового) осмотра, обследования №2/16-Г от 17 мая 2016 года, составленному специалистами Городецкого межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, на территории, прилегающей к д. Кирьяново, ориентировочно в 30 м на юго-восток от границы деревни, в начале оврага, находится несанкционированный навал ТКО и растительных остатков (ветки, сучья, сухая трава) площадью около 50 кв.м, ориентировочным объемом около 40 куб.м. Центральное санкционированное место сбора ТКО и организационный в соответствии с законодательством сбор ТКО от жителей в деревне отсутствуют.

25 мая 2016 года Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области главе администрации Тимирязевского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области П.А. Иванову направлено письмо о принятии мер по очистке территории поселения д. Кирьяново Тимирязевского сельсовета Городецкого района.

В соответствии с актом планового (рейдового) осмотра, обследования №21/17-Г от 02 октября 2017 гожа на территории Тимирязевского сельсовета Городецкого муниципального района на въезд в д. Торохово с правой стороны ориентировочно в пяти метрах от дороги выявлены навалы твёрдых коммунальных отходов, а также были зафиксированы сброшенные на почву ртутьсодержащие лампы (2 шт.), которые по федеральному классификационному каталогу отходов имеют код 4 71 101 01 52 1 (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства) и относятся к отходам 1 класса опасности. Ориентировочная площадь навалов составляет 150 кв.м (ориентировочный объем отходов 100 куб.м) Точную площадь и объем навалов отходов установить невозможно ввиду того, что они расположены на склонах и в глубине оврага.

Лица, виновные в сборе мусора, не установлены.

На территории Тимирязевского сельсовета Городецкого муниципального района д. Кирьянова выявлены следующие свалки отходов: за забором земельного участка, находящегося на территории д. Кирьяново , выявлены навалы отходов растениеводства (ботва от корнеплодов, другие подобные растительные остатки при выращивании овощей, код по ФККО 11120100 01 99 5) V класса опасности, отходы древесные (остатки кустарника), которые по федеральному классификационному каталогу отходов имеют код 30529191205 (прочие несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины) V класса опасности.

02 октября 2017 года Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области в адрес Администрации Тимирязевского сельсовета Городецкого муниципального района было направлено письмо, с просьбой разобраться, с причинами возникновения несанкционированных свалок и принять меры по их ликвидации.

04 декабря 2017 года Главой администрации Тимирязевского сельсовета Городецкого района Нижегородской области по факту выявления несанкционированных свалок были даны объяснения, в которых указано на невозможность в настоящее время ликвидировать несанкционированные свалки, в связи с отсутствием технической возможности, а также со сложным рельефом местности.

Как следует из положений ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно ст. 1 Закона Нижегородской области от 05.11.2014 г. «О закреплении за сельскими поселениями Нижегородской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Нижегородской области закреплены ряд вопросов местного значения, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что свалка является несанкционированной, размещена на территории Тимирязевского сельсовета Городецкого района Нижегородской области, что свидетельствует о несоблюдение требований природоохранного законодательства, ведет к нарушению законных интересов прав граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, удовлетворил исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора.

Материалами дела установлено, что администрация Тимирязевского сельсовета Городецкого района Нижегородской области не оспаривает свою ответственность за содержание чистоты и порядка на территории сельсовета, в том числе и обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, что следует из объяснений от 04 декабря 2017 года главы администрации Тимирязевского сельсовета Городецкого района Нижегородской области.

Проанализировав вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно признал доказанным факт неисполнения Администрацией Тимирязевского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской предусмотренных законом обязанностей по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении земельных участков и по организации сбора и вывоза с территории этого участка бытовых отходов и мусора, что привело к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Администрацией каких-либо мер для выявления и пресечения незаконных действий, вследствие которых образовалась несанкционированная свалка на территории муниципального образования, либо невозможности принятия таких мер, ответчиком ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.

Таким образом, поскольку загрязнение земельных участков и образование на них несанкционированной свалки явилось следствием бездействия Администрации, суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию Тимирязевского сельсовета Городецкого района Нижегородской области обязанность ее ликвидировать.

Доводы Администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области об отсутствии у нее обязанности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, в связи с передачей данной функции администрации Тимирязевского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, не могут служить основанием для отмены решения.

Из системного толкования положений ст.ст. 14, 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что для разрешения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий.

Согласно Постановлению Администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области от 15 декабря 2017 г. №3252 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной функции «организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды на территории Городецкого муниципального района Нижегородской области» исполнителем муниципальной функции является Администрация Городецкого муниципального района в лице сектора экологи Администрации. Объектом осуществления муниципальной функции является территория Городецкого муниципального района Нижегородской области. Муниципальная функция включает в себя, в том числе организацию и проведение мероприятий по охране окружающей среды межпоселенческого характера на территории района. Принимая во внимание данный нормативный правовой акт, судебная коллегия не находит законных оснований для снятия с Администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области обязанности по организации работ по прекращению эксплуатации и ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, расположенных на территории Тимирязевского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области.

В целом апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области, изложенные в отзыве на исковое заявление, которые получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из доводов апелляционной жалобы. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по настоящему делу судебного постановления, судебной коллегией не установлено. Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не опровергают правильности выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 26 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

    

Председательствующий

Судья

33-4067/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Городецкого муниципального района
Администрация Тимирязевского сельсовета
Другие
Министерство экологии и природных ресурсов
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Ионова Аминат Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
10.04.2018Судебное заседание
16.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2018Передано в экспедицию
10.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее