Решение по делу № 33а-12247/2017 от 16.11.2017

Судья Буланова Н.А. Дело № 33а-12247

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

7 декабря 2017 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Украинцевой С.Н.

судей Пилипенко Е.В. и Туктамышевой О.В.

при секретаре Якушевской Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края по апелляционной жалобе департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края об оспаривании бездействия по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 4 сентября 2017 года, которым требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены в части; признано незаконным бездействие департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, выразившееся в непринятии мер по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Зеркальная; на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края возложена обязанность в срок не позднее двух лет со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на установление границ водоохранной зоны прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Зеркальная, в соответствии с представленными полномочиями и в установленном порядке; в удовлетворении остальной части требований отказано.

Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения представителя административного ответчика Гринчий Е.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Приморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с указанным административным иском, ссылаясь на то, что по результатам прокуратурой проверки установлено бездействие департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, выразившееся в неустановлении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта реки Зеркальная. Приказом Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 25.06.2014 № 05-07/49 утверждена схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейнов рек Японского моря, которой утвержден перечень водных объектов бассейна Японского моря, предусматривающий 41 объект, из них 28 водных объектов особо ценного рыбохозяйственного значения, границы водоохранных зон которых должны быть установлены в первую очередь, в том числе для реки Зеркальная. До настоящего времени департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, наделенным полномочиями по осуществлению мер по охране водных объектов и их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации. Прокурор просил признать незаконным бездействие департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, выразившееся в неустановлении границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Зеркальная, возложить на административного ответчика в срок, не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, в отношении реки Зеркальная обязанность по: определению ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со ст. 65 ВК РФ; описанию границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических координатах; установлению на всем протяжении в пределах Приморского края водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков в характерных точках рельефа, в местах пересечения водного объекта с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр; по предоставлению в установленном порядке документов (содержащихся в них сведений) о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы в уполномоченный орган регистрации прав для внесения сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий в Единый государственный реестр недвижимости.

Помощник прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что обязательным условием осуществления департаментом мероприятий по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы конкретного водного объекта и закреплению их на местности специальными информационными знаками является включение данных мероприятий в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, и поступление денежных средств в виде субвенций на соответствующие мероприятия. Поскольку мероприятия по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Зеркальная и закреплению их на местности в данный перечень не включены и на их финансирование денежные средства из федерального бюджета не поступали, у департамента не возникло обязанности по осуществлению данных мероприятий. Приоритет отдается водным объектам, подверженным наибольшему антропогенному воздействию и являющимися объектами высшей рыбохозяйственной категории. Реализация указанных в административном иске мероприятий предполагает двухстадийное выполнение: один год – разработка проектной документации, второй год – закрепление на местности посредством установки специальных информационных знаков. Предоставление документов о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта в уполномоченный орган регистрации прав для внесения сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий в ЕГРН осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного водного реестра, а не департаментом.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе представителем Департамента ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене в связи с существенным нарушением норм процессуального права.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры, проведенной по заданию прокуратуры Приморского края от 13 февраля 2017 года № 7/3-19-2017 исполнения требований водного законодательства, установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до настоящего времени не приняты меры по охране водных объектов в части установления границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов) в отношении реки Зеркальная, в нарушение приказа Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 25 августа 2014 года № 05-07/49, утвердившего перечень водных объектов бассейна р. Уссури и их частей, осуществление мер по охране которых возложено на органы государственной власти Приморского края.

Удовлетворяя частично административное исковое заявление прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по установлению и описанию границ водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы реки Зеркальная отнесена к компетенции департамента им не исполнена, поскольку сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водного объекта в Федеральное агентство водных ресурсов до настоящего времени не представлены. Установив нарушение природоохранного законодательства, суд возложил на ответчика обязанность по исполнению требований закона.

Между тем, удовлетворяя административный иск прокурора к Департаменту, суд первой инстанции неправильно определили обстоятельства подлежащие доказыванию, что повлекло неправильное определение круга лиц, участвующих в данном деле.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч. 3 ст. 26 Водного кодекса РФ).

В силу статьи 33 Водного кодекса РФ схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.

Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливается предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282, Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

В соответствии с пункта 5.6.4 Положения Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осуществляет разработку, утверждение и реализацию в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Кроме того, Росводресурсы осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций (п. 5.13 Положения).

В силу пункта 1 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 883, схемы разрабатываются для каждого речного бассейна и представляют собой совокупность систематизированных материалов в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.

Согласно пункту 2 Правил схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации.

Очередность разработки схем определяется Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов (п. 3 Правил).

Схемами устанавливается, в том числе перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (п.п. «б» п. 6 Правил).

Регламент формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденный Приказом Росводресурсов от 23.06.2016 № 123, определяет состав и формы прогнозных материалов, порядок представления и рассмотрения предложений о необходимых объемах бюджетных ассигнований на финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий и работ, направленных на реализацию государственных задач в сфере водных ресурсов по обеспечению социально-экономических потребностей в водных ресурсах, безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, предупреждению и снижению ущербов от наводнений и другого негативного воздействия вод, включая предложения по реализации субъектами Российской Федерации отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

Согласно пункту 1.9 Регламента решение о принятии к финансированию (реализации) мероприятий и работ, указанных в пункте 1.2 настоящего Регламента, принимается руководством Росводресурсов на основании рекомендаций Комиссии по рассмотрению материалов бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2017 и на плановый период 2018 - 2019 годов (далее - Комиссия) по результатам рассмотрения материалов бюджетных проектировок Комиссией в соответствии с разделом 4 настоящего Регламента.

Из вышеприведенных положений Водного кодекса РФ и подзаконных нормативных правовых актов в их совокупности следует, что Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет разработку, утверждение и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов, принимает решение о принятии к финансированию (реализации) мероприятий и работ в области водных отношений.

При рассмотрении иска прокурора о бездействии департамента, суду следовало выяснить вопросы о включении мероприятий по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Зеркальная в перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей, в схему комплексного использования и охраны водных объектов, проверить выделение бюджетных средств в виде субвенций на осуществление мер охраны водных объектов и проверить их распределение на цели осуществления природоохранных мероприятий в отношении реки Зеркальная.

Принимая во внимание предмет доказывания по иску прокурора о бездействии государственного органа, возложение на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края обязанности в срок не позднее двух лет со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на установление границ водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Зеркальная, затрагивает права и обязанности Федерального агентства водных ресурсов, уполномоченного принимать решение о планировании и финансировании данных мероприятий.

В связи с изложенным, судебная коллегия находит, что рассмотрение дела без привлечения к участию в деле Федерального агентства водных ресурсов влечет нарушение прав данного государственного органа на участие в рассмотрении административного искового заявления прокурора.

В силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

При указанных обстоятельствах решение Фрунзенского районного суда подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 4 сентября 2017 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение во Фрунзенский районный суд г. Владивостока.

Председательствующий

Судьи

33а-12247/2017

Категория:
Административные
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение
Истцы
Прим-ий м/природоохр. пр-р
Ответчики
Департамент природных ресурсов и охраны окруж. среды ПК (2а-5385/17)
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Украинцева Светлана Николаевна
07.12.2017[Адм.] Судебное заседание
20.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2017[Адм.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее