Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2020 г.
Дело №2а-1446/2020
УИД 33RS0006-01-2020-002075-70
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 августа 2020 г. г. Вязники
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Глазковой Д.А.,
при секретаре Лабутиной Н.С.,
с участием прокурора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вязниковского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования <адрес> об обязании оборудовать входы в здания администрации в соответствии с требованиями СП 35-103-2001 и СП 59.13330.2016 путем оборудования входы кнопками вызова персонала тактильными индикаторами и тактильно-звуковыми стендами с информаций о режиме работы администрации,
установил:
Вязниковский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Сарыевское» <адрес>, просит обязать администрацию муниципального образования <адрес>, в соответствии с требованиями СП 35-103-2001 и СП 59.13330.2016 путем оборудования входы кнопками вызова персонала, тактильными индикаторами и тактильно-звуковыми стендами с информацией о режиме работы администрации в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований указал на то, что Вязниковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности администрации муниципального образования Сарыевское, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования <адрес> рассоложены два здания администрации по следующим адресам: <адрес>. На территории муниципального образования Сарыевское проживает 127 человек с инвалидностью. При входе в помещения отсутствуют кнопки вызова персонала, тактильные индикаторы и тактильно-звуковые стенды с информацией о режиме работы администрации.
В судебном заседании старший помощник Вязниковского межрайонного прокурора ФИО2 административные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования <адрес> – Глава администрации ФИО3 в судебном заседании не возражал против удовлетворения административных исковых требований.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, административного ответчика, суд находит, иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничения жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» планировка и застройка городов, других населенных пунктом, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений без приспособления объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии с требованиями статей 36, 46 Федерального закона «О техническом регулировании», статей 4, 6 и 46 Градостроительного кодекса РФ нормы строительных норм и правил являются обязательными к применению.
Во исполнение требований статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.
Указанными нормами предусмотрено, что участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность (пункт 3.21 СНиП 35-01-2001).
В случае отсутствия технической возможности оборудовать вход в здание пандусом, возможна установка звонка вызова сотрудника.
Согласно пункту 8.1.6 СП 59.13330.2016, при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращение прокурора в суд является способом защиты прав инвалидов, проживающих на территории муниципального образования Сарыевское.
Как установлено материалами дела, Вязниковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности администрации муниципального образования Сарыевское.
В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования <адрес> рассоложены два здания администрации по следующим адресам: <адрес>-Г и д. Осинки, <адрес>. На территории муниципального образования Сарыевское проживает 127 человек с инвалидностью. При входе в помещения отсутствуют кнопки вызова персонала, тактильные индикаторы и тактильно-звуковые стенды с информацией о режиме работы администрации.
Согласно сведениям, представленным ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по <адрес>», на территории муниципального образования Сарыевское проживает 127 человек с инвалидностью.
Проведенной проверкой зданий администрации, расположенных по вышеуказанным адресам, установлено, что при входе в помещения отсутствуют кнопки вызова персонала, тактильные индикаторы и тактильно-звуковые стенды с информацией о режиме работы администрации.
Несоблюдение вышеуказанных требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждан, закрепленных в статьях 18, 19, 27 и 45 Конституции Российской Федерации.
Выявленные в ходе проверки нарушения посягают на социальные права инвалидов в части беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, что является недопустимым.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ главе администрации муниципального образования Сарыевское внесено представление об устранении нарушении.
Из ответа администрации муниципального образования Сарыевское от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что оборудование зданий администраций кнопками вызова персонала, тактильными индикаторами запланировано на 2021 год.
До настоящего времени меры к устранению выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов и недопущению их впредь не приняты.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от ДД.ММ.ГГГГ №), органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидов проживающих на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
В силу ст. 187 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд полагает возможным определить срок исполнения административным ответчиком судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
административное исковое заявление Вязниковского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Сарыевское оборудовать входы в здания администрации, расположенные по адресам: <адрес>, в соответствии с требованиями СП 35-103-2001 и СП 59.13330.2016 путем оборудования входы кнопками вызова персонала, тактильными индикаторами и тактильно-звуковыми стендами с информацией о режиме работы администрации в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.А.Глазкова