Судья Толошинов П.С. Дело № 2а-386/2021
УИД № 35RS0004-01-2021-001104-48
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 03 марта 2022 года № 33а-856/2022
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Мещеряковой Н.В.,
судей Коничевой А.А., Медведчикова Е.Г.,
при секретаре Ивановой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Петровой О.В., Гурьевап Н.В., Цыганковой Н.А., Хрулева И.А., Хрулевой О.Н., Смирнова Н.В. на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 07 декабря 2021 года по административному исковому заявлению Петровой О.В., Гурьевап Н.В., Цыганковой Н.А., Хрулева И.А., Хрулевой О.Н., Смирнова Н.В. к администрации Белозерского муниципального района, администрации сельского поселения Антушевское, Совету сельского поселения Антушевское о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Мещеряковой Н.В., объяснения административных истцов Гурьева Н.В., Хрулева И.А., представителя административных истцов Петровой О.В., Гурьева Н.В., Цыганковой Н.А., Хрулевой О.Н., Смирнова Н.В. – Кривцова Ю.Н., судебная коллегия
установила:
согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, Петрова О.В., Гурьев Н.В., Цыганкова Н.А., Хрулев И.А., Хрулева О.Н., Смирнов Н.В. являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами №..., №... №..., №..., №... №... расположенных по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Петрова О.В., Гурьев Н.В., Цыганкова Н.А., Хрулев И.А., Хрулева О.Н., Смирнов Н.В. обратились в суд с административным иском к администрации Белозерского муниципального района о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер к образованию населенного пункта <адрес>, незаконным и возложении обязанности.
В обоснование требований указали, что в сентябре 2020 года административные истцы обращались в администрацию сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района с целью решения вопроса о восстановлении <адрес> и включения ее в состав Реестра административно-территориального устройства Вологодской области, но ответа не получили.
26 ноября 2020 года Гурьевым Н.В. было направлено повторное обращение, ответ на которое административные истцы также не получили.
28 июля 2021 года административные истцы обратились в администрацию Белозерского муниципального района с целью подготовки пакета документов и направления его в Законодательное Собрание Вологодской области для включения <адрес> в Реестр административно-территориального устройства Вологодской области, о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района в части отнесения земель сельскохозяйственного назначения к землям населенных пунктов. Ответ на обращение до настоящего времени не получен.
С учетом уточнения административных исковых требований просили суд обязать администрацию Антушевского сельского поселения Белозерского муниципального района подготовить и направить в Законодательное Собрание Вологодской области пакет документов для включения <адрес> Антушевского сельского поселения в Реестр административно-территориального устройства Вологодской области; обязать администрацию Белозерского муниципального района внести изменения в Правила землепользования и застройки Антушевского сельского поселения в части отнесения их земельных участков сельскохозяйственного назначения к категории земель населенных пунктов, а именно <адрес>; обязать администрацию Белозерского муниципального района, администрацию Антушевского сельского поселения Белозерского муниципального района в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу уведомить суд и административных истцов об исполнении судебного акта.
Определением суда от 23 ноября 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрации сельского поселения Антушевское.
Определением суда от 26 ноября 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен представительный орган местного самоуправления – Совет сельского поселения Антушевское.
Решением Белозерского районного суда Вологодской области от 07 декабря 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Петровой О.В., Гурьева Н.В., Цыганковой Н.А., Хрулева И.А., Хрулевой О.Н., Смирнова Н.В. к администрации Белозерского муниципального района, администрации сельского поселения Антушевское, Совету сельского поселения Антушевское о признании бездействия незаконным и возложении обязанности отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы Петрова О.В., Гурьев Н.В., Цыганкова Н.А., Хрулев И.А., Хрулева О.Н., Смирнов Н.В. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований об обязании администрации Белозерского муниципального района подготовить и направить пакет документов в Законодательное Собрание Вологодской области для включения <адрес> в Реестр административно-территориального устройства Вологодской области и внесения изменения в Правила землепользования и застройки Антушевского сельского поселения. В обоснование указано, что судом не учтен факт отсутствия решения об упразднении д. Курилово, у представительного органа сельского поселения препятствий для принятия решения об образовании деревни не имеется, голосование населения могло быть проведено в очно-заочной форме. Бездействие административных ответчиков нарушает права и законные интересы административных истцов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административные истцы Гурьев Н.В., Хрулев И.А., представитель административных истцов Петровой О.В., Гурьева Н.В., Цыганковой Н.А., Хрулевой О.Н., Смирнова Н.В. по доверенностям Кривцов Ю.Н. уточнили пункт 1 требований, изложенных в апелляционной жалобе, указав на описку, просили решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение о возложении обязанности на администрацию Антушевского сельского поселения Белозерского муниципального района подготовить и направить в Законодательное Собрание Вологодской области пакет документов для включения <адрес> в Реестр административно-территориального устройства Вологодской области; на администрацию Белозерского муниципального района – внести изменения в Правила землепользования и застройки Антушевского сельского поселения в части отнесения их земельных участков сельскохозяйственного назначения к категории земель населенных пунктов, а именно <адрес>; обязать административных ответчиков в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу уведомить суд и административных истцов об исполнении судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность судебного постановления в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), Закона Вологодской области от 04 июня 1999 года № 371-ОЗ «О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области», установив, что принятие решения об образовании населенного пункта на территории сельского поселения отнесено к полномочиям Правительства Вологодской области, в которое вносятся указанные в части 4 статьи 10 Закона Вологодской области от 04 июня 1999 года № 371-ОЗ документы, в том числе решение представительного органа соответствующего поселения, при принятии которого должно быть учтено мнение населения сельского поселения, пришел к выводу об отсутствии оснований для обязания административного ответчика администрации сельского поселения Антушевское подготовить и направить в Законодательное Собрание Вологодской области пакет документов для включения <адрес> в Реестр административно-территориального устройства Вологодской области.Судебная коллегия с указанным выводом соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой интенции, административные истцы Петрова О.В., Гурьев Н.В., Цыганкова Н.А., Хрулев И.А., Хрулева О.Н., Смирнов Н.В. являются собственниками земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, не включенных в границы какого-либо населенного пункта, находящихся на территории Антушевского (до 2015 года Гулинского) сельского поселения Белозерского района.
В правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на земельные участки, принадлежащие административным истцам, указан адрес расположения объектов недвижимости <адрес>.
Вместе с тем, <адрес> в качестве населенного пункта в Реестре административно-территориальных единиц Вологодской области не значится. Законом Вологодской области от 06 декабря 2004 года № 1107-ОЗ «Об установлении границ Белозерского муниципального района Вологодской области, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» в качестве населенного пункта <адрес> не указана.
Согласно имеющимся в материалах дела сообщениям администрации Белозерского муниципального района, казенного архивного учреждения Вологодской области «Государственный архив Вологодской области», <адрес> числится в справочнике «Список населенных мест с указанием численности населения по переписи 1939 года» по Белозерскому району. После 1941 года <адрес> в Агашинском (с 1959 года – Гулинском) сельсовете не значится.
В представленной в судебном заседании суда апелляционной инстанции административными истцами копии постановления администрации Белозерского района от 10 сентября 1992 года № 423 «О передаче земель бывшего населенного пункта <адрес> в ведение Гулинского сельского Совета» имеется указание на то, что населенный пункт <адрес> является бывшим населенным пунктом.
Таким образом, с 1941 года сведений о нахождении в составе Белозерского района населенного пункта <адрес> не имеется.
Административные истцы предъявляют требования административным ответчикам, направленные на образование населенного пункта.
Частью 4 статьи 12 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что изменение границ муниципальных образований, не влекущее отнесения территорий населенных пунктов к территориям других муниципальных образований, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных образований.
Порядок образования новых населенных пунктов на территории сельских поселений Вологодской области установлен Законом Вологодской области от 04 июня 1999 года № 371-ОЗ «О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области».
Так, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 8 указанного закона принятие решений об образовании, преобразовании, упразднении, исключении из учетных данных административно-территориальных единиц, за исключением районов области, городов областного и районного значения относится к полномочиям Правительства Вологодской области.
При образовании, преобразовании, упразднении и исключении из учетных данных населенных пунктов, за исключением городов областного и районного значения, при образовании, преобразовании, упразднении сельсоветов, поссоветов, исключении из учетных данных сельсоветов, поссоветов в Правительство области вносятся:
1) решение представительного органа соответствующего поселения (городского округа);
2) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений и сведения об общей численности населения, в том числе о структуре занятости, промышленных, сельскохозяйственных, строительных и транспортных предприятиях, предприятиях торгового и бытового обслуживания населения, связи, подписанная главой соответствующего поселения (городского округа);
3) сведения о наименовании ближайшей железнодорожной станции и расстоянии до нее;
4) схематический план административно-территориальной единицы с указанием ее границ;
5) расчет затрат на образование, преобразование, упразднение и исключение из учетных данных населенных пунктов, за исключением городов областного и районного значения, на образование, преобразование, упразднение сельсоветов, поссоветов, исключение из учетных данных сельсоветов, поссоветов и сведения об источниках их финансирования;
6) схематическая карта поселения (поселений, городского округа) с обозначением на ней вновь образуемой административно-территориальной единицы (часть 4 статьи 10 Закона Вологодской области от 04 июня 1999 года № 371-ОЗ «О вопросах административно-территориального устройства Вологодской области»).
Представительный орган муниципального образования является органом местного самоуправления, самостоятельно принимающим решения по вопросам, отнесенным к его компетенции.
В материалах дела (т. 1, л.д. 225) имеется выписка из протокола заседания Совета Гулинского сельского поселения от 20 июля 2015 года, на котором обсуждался вопрос образования населенного пункта <адрес>, и соответствующее решение принято не было ввиду нецелесообразности образования нового населенного пункта, в котором постоянно проживающего населения, кроме дачного, нет.
Сведений об обращении в Совет сельского поселения Антушевское или администрацию сельского поселения по вопросу принятия решения представительного органа об образовании населенного пункта <адрес> после изменения границ Белозерского муниципального района и включения Гулинского сельсовета в состав сельского поселения Антушевское в суд не представлено.
В силу части 2 статьи 1 Закона № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Полномочия органов местного самоуправления, установленные законом, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно (часть 3 статьи 17 Закона № 131-ФЗ).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Данный принцип предполагает самостоятельное решение органами местного самоуправления вопросов местного значения, закрепленных законом, и исключает возможность вмешательства органов государственной власти, в том числе судебной, в деятельность органов местного самоуправления, обусловливает пределы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти.
С учетом изложенного вмешательство в самостоятельность представительного органа местного самоуправления по вопросам, отнесенным законом к нормотворческой деятельности указанного органа, со стороны судебной власти недопустимо.
Более того, административные исковые требования представительному органу местного самоуправления – Совету сельского поселения Антушевское, – к полномочиям которого отнесено принятие решения об образовании населенного пункта, подлежащего направлению в Правительство области, административными истцами не предъявлены.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона № 131-ФЗ с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Решением Совета сельского поселения Антушевское от 29 октября 2015 года № 19 (в редакции решения от 30 июня 2021 года № 25) утверждено Положение о собраниях и конференциях граждан в сельском поселении Антушевское, в соответствии с пунктом 2.2 которого инициатива проведения собрания может исходить не менее, чем от 1% избирателей, проживающих на территории, на которой проводится собрание.
Доказательств невозможности реализации права на правотворческую инициативу путем проведения собрания административные истцы в суд не представили.
Поскольку признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов административного истца, а указанной совокупности по настоящему делу не установлено, постольку вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований является правильным.
В апелляционной жалобе не приведено достаточных доводов, свидетельствующих о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований в полном объеме.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не установлены.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белозерского районного суда Вологодской области от 07 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петровой О.В., Гурьевап Н.В., Цыганковой Н.А., Хрулева И.А., Хрулевой О.Н., Смирнова Н.В. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 09 марта 2022 года.
Председательствующий
Судьи: