11RS0002-01-2023-001426-14
Дело № 2-1820/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Боричевой У.Н.
при секретаре судебного заседания Акимовой П.А.
с участием представителя истца – помощника прокурора г.Воркуты Карпова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте
15 июня 2023 года гражданское дело по иску прокурора города Воркуты Республики Коми, поданный в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Воркуты о возложении обязанности обеспечить на территории учреждения парковку для людей с ограниченными возможностями,
установил:
Прокурор г.Воркуты обратился с иском, в обоснование которого указал, что по доводам обращения Уполномоченного по правам ребенка в Республике Коми проведена проверка исполнения СОШ №40 г.Воркуты требований законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе прокурорской проверки выявлены нарушения. Установлено, что в районе СОШ №40 г.Воркуты отсутствует парковка для людей с ограниченными возможностями, оборудованная дорожными знаками 6.4 «Парковочное место» совместно с табличкой 8.17 «Инвалиды». Данный факт влечёт нарушение прав людей с ограниченными возможностями здоровья. На основании указанного истец просит обязать ответчика в срок до 01.09.2023 обеспечить на территории образовательного учреждения парковку для людей с ограниченными возможностями, оборудованную дорожными знаками «Парковочное место» совместно с табличкой «Инвалиды».
В судебном заседании представитель истца Карпов С.В. заявленные требования поддержал, приведя в обоснование доводы изложенные в иске.
Ответчик МОУ «СОШ №40 с УИОП» г.Воркуты извещен надлежащим образом о слушании дела, своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В письменном отзыве на иск представитель ответчика указал, что требования прокурора обоснованы.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 2 Конституции РФ говорит о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Ответчик – МБДОУ «Детский сад №26» г.Воркуты, как следует из устава учреждения, является муниципальным общеобразовательным учреждением – некоммерческой организацией, созданной для осуществления образовательной деятельности в качестве основного вида деятельности.
Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг, выполнение работ в сфере образования, предусмотренных федеральными законами, законами Республики Коми, нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами Республики Коми в сфере образования, муниципальными правовыми актами ГО «Воркута».
В соответствии с ч.1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Как следует из ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка (ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ).
Согласно п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу ч. 2, 3 ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Положениями ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ предусмотрено: Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (п.1); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски (п.3); сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (п.4).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309.
Как следует из п.3 Порядка, утв. приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам в том числе следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта; и пр.
Однако из ответа главного гос. инспектора безопасности дорожного движения по г.Воркуте на прокурорский запрос следует, что по адресу МОУ «СОШ №40 с УИОП» г.Воркуты: г.Воркута, ул.Ленина, д.34а дорожный знак 6.4 «парковочное место» совместно с табличкой 8.17 «инвалиды» отсутствуют.
Таким образом, судом установлено, что на территории МОУ «СОШ №40 с УИОП» г.Воркуты не соблюдаются требования действующего законодательства о социальной защите инвалидов.
Отсутствие надлежаще оборудованных парковочных мест для автотранспортных средств инвалидов не соответствует требованиям действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов, а также законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, нарушает права и законные интересы указанной категории граждан.
В этой связи суд отмечает, что согласно Правилам дорожного движения информационный знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» указывает места, разрешенные для стоянки автотранспортных средств. Знак дополнительной информации (табличка) 8.17 «Инвалиды» указывает, что действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».
Применительно к положениям ч.2 ст.206 ГПК РФ, с учётом объёма подлежащих устранению нарушений, суд считает разумным и достаточным срок, указанный истцом для производства обследования технического состояния системы вентиляции учреждения – до 01.09.2023.
При подаче иска в интересах неопределенного круга лиц прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 300 руб., которая согласно ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика с зачислением в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора города Воркуты Республики Коми, поданный в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Воркуты о возложении обязанности обеспечить на территории учреждения парковку для людей с ограниченными возможностями удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Воркуты в срок до 01 сентября 2023 года обеспечить на территории образовательного учреждения парковку для людей с ограниченными возможностями, оборудованную дорожным знаком 6.4 «Парковочное место» совместно с табличкой 8.17 «Инвалиды».
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Воркуты в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 16.06.2023.
Судья У.Н. Боричева