Решение от 15.07.2024 по делу № 2-392/2024 от 30.05.2024

Дело № 2-392/2024

УИД 87RS0005-01-2024-000596-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    15 июля 2024 года                                                                                  пгт Эгвекинот

Иультинский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Д.А.,

при секретаре судебного заседания Колычевой К.С.,

с участием старшего помощника прокурора Жеребцовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Иультинского района Чукотского автономного округа в интересах Сусып В. А. к Администрации городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди в связи с признанием дома аварийным,

у с т а н о в и л:

прокурор Иультинского района Чукотского автономного округа обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в интересах Сусып В. А. (далее Сусып В.А., истец) к Администрации городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа (далее Администрация, ответчик) о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди в связи с признанием дома аварийным.

В обоснование требования указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства при переселении граждан из аварийного жилья, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности Администрации требований жилищного законодательства, выразившиеся в непредоставлении Сусып В.А. жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием дома, в котором проживает истец, аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением главы Администрации городского округа Эгвекинот от 22 августа 2018 года № 257-ра дом, расположенный по адресу: <...>, <...>, признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно выписке из реестра муниципального имущества городского округа Эгвекинот вышеназванный дом является муниципальной собственностью городского округа Эгвекинот. Несмотря на то, что дом признан аварийным и подлежащим сносу, до настоящего времени в нем прописан и проживает Сусып В.А. на основании договора социального найма жилого помещения от 5 марта 2015 года № 80. Недостаточность принимаемых Администрацией мер по внеочередному переселению из аварийного жилья Сусып В.А. нарушает его жилищные права, а также ставит под угрозу его жизнь и здоровье.

Просит обязать ответчика предоставить Сусып В.А. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта <...>, Чукотского автономного округа, равнозначное по площади взамен занимаемого Сусып В.А. в данный момент (л.д<...>).

В отзыве относительно исковых требований ответчик Администрация городского округа Эгвекинот, выражая несогласие с заявленными требованиями указала, что Сусып В.А. в соответствии с договором социального найма жилого помещения № 80 от 5 марта 2015 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. Данное жилое помещение было предоставлено Сусып В.А. на основании решения районной жилищной комиссии при Администрации Иультинского муниципального района № 3 от 20 февраля 2015 года, утвержденного распоряжением Администрации Иультинского муниципального района от 24 февраля 2015 года № 62-ра. Актом межведомственной жилищной комиссии от 13 августа 2018 года № 9 по обследованию жилого жома № 3 по ул. Вальгиргина в с. Уэлькаль Иультинского района Чукотского автономного округа, утвержденного распоряжением Администрации городского округа Эгвекинот от 22 августа 2018 года № 257-ра, названный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Сусып В.А. с 6 февраля 2015 года состоит в списке жителей села Уэлькаль Иультинского района Чукотского автономного округа, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений. Указанный факт подтверждается распоряжением Главы городского округа Эгвекинот от 30 января 2024 года № 3-рг «Об утверждении списков жителей городского округа Эгвекинот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, по состоянию на 1 января 2024 года». Администрацией предпринимаются меры для переселения Сусып В.А. из аварийного жилья путем неоднократных предложений жилых помещений для переселения, в частности в с. Уэлькаль и п. Эгвекинот. Администрация не уклоняется об обязанности, установленной законодательством на незамедлительное предоставление жилых помещений по договорам социального найма лицам, имеющим право на его внеочередное получение, и предпринимает всевозможные меры для переселения Сусып В.А. из аварийного жилья. Вместе с тем, от всех предложенных жилых помещений Сусып В.А. отказывается по различным причинам. Также прокурор Иультинского района утверждает, что предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость также от наличия региональной программы переселения граждан и срока ее реализации, а также отсутствия в муниципальном жилом фонде свободных благоустроенных жилых помещений, с чем Администрация не может согласиться. Так как частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ране занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Так предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания поставлено в прямую зависимость от наличия в муниципальном жилом фонде свободных благоустроенных жилых помещений. Ни нормами законодательства, ни обзорами судебной практики не установлено правовой позиции разрешения вопросов при отсутствии жилого фонда в конкретном населенном пункте для переселения граждан из жилого фонда. На сегодняшний день проблема аварийного жилого фонда является проблемой на федеральном уровне. Необходимо учитывать, что село Уэлькаль, равно как и другие населенные пункты городского округа Эгвекинот, находится в районах Крайнего Севера, что данный населенный пункт характеризуется большой удаленностью от центральных регионов Российской Федерации. Данные факторы свидетельствуют об обстоятельствах своего рода непреодолимой силы для исполнения обязанности по переселению граждан из аварийного жилья. Действующее жилищное законодательство не содержит оговорки по его применению в районах Крайнего Севера, не учтены сложности при исполнении законодательства. Также обстоятельством, затрудняющим незамедлительное предоставление жилых помещений по договорам социального найма лицам, имеющим право на внеочередное получение, является высокая дотационность бюджета городского округа Эгвекинот. В связи с высокой дотационностью бюджета городского округа Эгвекинот нет возможности заложить средства на осуществление всех полномочий органов местного самоуправления, установленных Федеральным законом от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На сегодняшний день в городском округе Эгвекинот на исполнении находятся 14 решений суда, для исполнения которых ориентировочно требуется 2 млрд. 105 млн. 674 тыс. рублей, что превышает бюджет городского округа Эгвекинот. Бюджет городского округа является глубоко дотационным, в структуре доходов бюджета безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составляют 89-90%, а собственные налоговые и неналоговые доходы составляют порядка 10% и оцениваются в 200-230 млн. рублей. Без целевого финансирования из окружного бюджета Чукотского автономного округа исполнение данных решений суда не представляется возможным. За оказанием дополнительной помощи бюджету городского округа Эгвекинот на исполнение решений суда Администрация регулярно обращается в Департаменты Чукотского автономного округа. Положительных результатов данные обращения пока не принесли.

При принятии решения следует учесть несколько обстоятельств: поведение Сусып В.А., а именно его отказы от любого предложенного жилья в течение длительного времени, отсутствие в муниципальном жилом фонде свободных благоустроенных жилых помещений; высокая дотационность бюджета городского округа Эгвекинот и наличие на исполнении Администрации 14 решений суда, для исполнения которых ориентировочно требуется 2 млрд. 105 млн. 674 тыс. рублей, что превышает бюджет городского округа Эгвекинот. Полагают целесообразный возможный срок для предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в с. Уэлькаль не может быть менее 5 лет с учетом бюджетной обеспеченности и согласия Сусып В.А. на предложенное жилое помещение.

Просили отказать в удовлетворении исковых требований (л.д. <...>).

В судебном заседании старший помощник прокурора Иультинского района Жеребцова Е.А. поддержала заявленные требования в полном объёме по изложенным в иске основаниям, просила его удовлетворить, полагая, что указанные ответчиком обстоятельства не освобождали орган местного самоуправления от исполнения установленной жилищным законодательством обязанности по предоставлению истцам благоустроенного жилого помещения взаимен признанного аварийным.

Истец Сусып В.А., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие в связи с отдаленностью места проживания, на исковых требованиях настаивает (л.д. 67, 68).

Ответчик Администрация городского округа Эгвекинот, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца МУП ЖКХ «Иультинское», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрение дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, представитель ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие (л.д. 65, 66, 69).

Суд на основании частей 3, 5 статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело при имеющейся явке и, выяснив требования участвующего в деле прокурора, изучив возражения представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, частью 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из искового заявления видно, что прокурор Иультинского района обратился в суд в интересах гражданина Сусып В.А. на основании его обращения в целях обеспечения права истца на жилище в муниципальном жилищном фонде.

    Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Частью 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) установлено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Исходя из положений пунктов 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

В силу требований пункта 14 части 1 статьи 16.1 названного Федерального закона, органы местного самоуправления наделены правами предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с пунктами 1, 3.1, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии со статьей 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Частями 1, 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно статье 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания (части 1, 3).

В силу статьи 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Статьей 87 ЖК РФ предусмотрено, что, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания урегулирован Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

В силу пунктам 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции признание жилого дома непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

По смыслу указанных норм государство гарантирует гражданам, проживающим по договорам социального найма в жилых помещениях, признанных в установленном порядке (на основании заключения межведомственной комиссии) непригодными для проживания, предоставление вне очереди другого, равнозначного по площади жилого помещения на условиях социального найма.

Как разъяснено в абзаце 5 раздела 3 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Из содержания приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Сусып В.А. на основании договора социального найма жилого помещения № <...> от 5 марта 2015 года является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, <...>, общей площадью 38.3 кв.м. (л.д. <...>). В указанной жилом помещении зарегистрирован и проживает он один (л.д. <...>).

Согласно выписке из реестра муниципального имущества городского округа Эгвекинот жилой дом, расположенный по адресу: <...> <...>, является муниципальной собственностью городского округа Эгвекинот (л.д. 12).

13 августа 2018 года межведомственная комиссия, назначенная постановлением Администрации от 12 декабря 2017 года № 368-па, провела обследование жилого дома, 1970 года постройки, расположенного по адресу: <...> Чукотского автономного округа, в ходе которого установлено, что в процессе эксплуатации многоквартирного дома снизились эксплуатационные характеристики, несущая способных строительных конструкций, которые привели к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, в связи с физическим износом признан аварийным и подлежащем сносу, проведение восстановительных работ экономически нецелесообразно. В ходе обследования выявлены нарушения: фундаменты прогнили, просели; завалинки, крыльцо и нижние венцы дома сгнили, наружные стены покосились, перекрытия и внутренние стены имеют прогибы; оконные рамы частично сгнили, покосились, и образовались щели между оконными блоками и рамами; потолок провис, в полу образовались провалы из-за сгнивших балок; наружная и внутренняя штукатурка повреждена, при простукивании легко отстает, видны горизонтальные и вертикальные трещины, на стенах видна сырость (плесень) и гниение бруса; сантехническое оборудование и электроосвещение на 100 % требуют замены. По результатам обследования составлен акт межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Эгвекинот № <...> (л.д. <...>

На основании вышеуказанного акта межведомственной комиссией принято заключение № <...> от 13 августа 2018 года, которым жилой дом, расположенный по адресу: <...>, <...>, признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу (л.д. <...>).

Распоряжением Администрации городского округа Эгвекинот № 257-ра от 22 августа 2018 года жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> <...>, признан аварийным и подлежащим сносу. Управлению промышленной и сельскохозяйственной политики Администрации поручено решить вопрос о переселении жильцов из данного дома в муниципальный жилищный фонд, пригодный для проживания (л.д. <...>).

Распоряжением Главы городского округа Эгвекинот № <...> от 30 января 2024 года, утвержден список жителей городского округа Эгвекинот, состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, по состоянию на 1 января 224 года (л.д. <...>).

Как следует из списка жителей села Уэлькаль Иультинского района Чукотского автономного округа, Сусып В.А. состоит на учете как нуждающийся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения, иных жилых помещений в собственности не имеет (л.д. <...>).

Администрацией городского округа Эгвекинот с момента признания дома аварийным нанимателю Сусып В.А. в 2018 и 2021 годах предлагались жилые помещения в пгт Эгвекинот по адресам: ул. Е.А. Прокунина, д. 2, кв. 5; ул. Ленина, д. 4, кв. 62; ул. Ленина, д. 4, кв. 66, ул. Ленина, д. 4, кв. 84, ул. Ленина, д. 17, кв. 6, ул. Рынтыргина, д. 7, кв. 31, от которых истец отказался в связи с желанием получить квартиру в с. Уэлькаль; в с. Уэлькаль по адресам: ул. Центральная, д. 8, кв. 3, истец от нее отказался, не устроило указанное жилое помещение; в 2022 году предлагались жилые помещения в пгт. Эгвекинот по адресу: ул. Ленина, д. 4, кв. 45, от которой он отказался в связи с желанием получить квартиру, в с. Уэлькаль по ул. Набережная, д. 2, кв. 1, от которой истец отказался по причине большой площади квартиры и высокой стоимости оплаты коммунальных услуг; в 2023 году в пгт. Эгвекинот по адресам: ул. Ленина, д. 4, кв. 81, ул. Прокунина, д. 7, кв. 3, отказался от указанных жилых помещений, в связи с желанием получить квартиру в с. Уэлькаль; в с. Уэлькаль по ул. Набережная, д. 2, кв. 1, от которой истец отказался по причине большой площади квартиры и высокой стоимости оплаты коммунальных услуг; в 2024 году предложено жилое помещение в с. Уэлькаль по адресу: ул. Набережная, д. 2, кв. 3, отказался от указанной квартиры по причине того, что является инвалидом 1 группы, а квартира находится на 2 этаже (л.д. <...>).

Как следует из информации уполномоченного Главы Администрации городского округа Эгвекинот в с. Уэлькаль, Сусып В.А. зарегистрирован по адресу: с. Уэлькаль, ул. Вальгиргина, д. 3, кв. 6, проживает по адресу: с. Уэлькаль, ул. Вальгиргина, д. 2, кв. 4 с 1 декабря 2023 года. Квартиру по этому адресу занял самовольно, вследствие того, что в результате заболевания является инвалидом 1 группы, ограниченно мобильный (пользуется инвалидной коляской). Вышеуказанная квартира расположена на первом этаже и оборудована ванной, что делает жизнь инвалида более качественной (л.д. <...>).

До настоящего времени обязанность, предусмотренная статьей 86 ЖК РФ, по переселению истца в связи с признанием дома, в котором он проживает, аварийным и подлежащим сносу Администрацией городского округа Эгвекинот не исполнена.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение находится в доме, признанном в установленном порядке аварийным, в результате физического износа здания, в котором в настоящее время проживает истец, уровень его надежности снижен до недопустимого значения (состояние фундамента, стен, крыши и других конструктивных элементов здания), что представляет опасность для жизни и здоровья проживающих в нем граждан, в связи с чем, у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

Доводы ответчика о принимаемых мерах по обеспечению Сусып В.А. жилым помещением взамен признанного аварийным, выразившиеся в предложении нанимателю квартир в п. Эгвекинот и с. Уэлькаль, суд считает несостоятельными, поскольку в течение шести лет (с момента признания дома, в котором проживает истец, аварийным) ответчиком предлагались истцу три жилых помещения в с. Уэлькаль, при этом не учитывалось, что истец является инвалидом 1 группы. А также предлагались жилые помещения в п. Эгвекинот, при этом, в силу прямого указания закона (статья 89 ЖК РФ) предлагаемые жилые помещения должны находиться в границах с. Уэлькаль.

Таким образом, по делу не установлено, что органом местного самоуправления принимались достаточные и допустимые меры к решению вопроса по переселению Сусып В.А. из аварийного жилья.

Отсутствие в с. Уэлькаль свободных жилых помещений, а также отсутствие в бюджете городского округа Эгвекинот денежных средств на строительство или реконструкцию жилья не освобождают Администрацию от исполнения возложенной на органы местного самоуправления жилищным законодательством обязанности по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма во внеочередном порядке граждан, расселяемых из аварийных домов. Кроме того, предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, выселяемым из аварийного жилья, подлежащего сносу, в соответствии со статьей 86 ЖК РФ не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений и не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Не могут быть приняты во внимание также доводы ответчика об отсутствии со стороны Администрации бездействия ввиду отсутствия в законодательстве сроков расселения граждан из жилых помещений, признанных аварийными и непригодными для проживания, поскольку отсутствие указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковое требование прокурора Иультинского района является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

В силу требований статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Согласно статье 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Решение суда о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение не относится в соответствии со статьей 211 ГПК РФ к решениям, подлежащим немедленному исполнению, соответственно оно приводится в исполнение после вступления его в законную силу.

В Жилищном законодательстве отсутствует указание на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения. Учитывая изложенное, настоящее решение суда о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение подлежит исполнению непосредственно после его вступления в законную силу.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к следующему.

В силу части 4 статьи 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Принимая во внимание, что стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, истец на основании подпункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а ответчик на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, то государственная пошлина подлежит возмещению за счет средств бюджета городского округа Эгвекинот.

Руководствуясь статьями 86, 87, 89 ЖК РФ, статьями 194 – 198, 206 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░.                                        ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░                          10 ░░░░░░░ 2008 ░░░░, ░░░ 8704004380, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░, ░. 9, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░., <...> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░                  <...>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...>, <...>, ░░░░░░░ № <...>, ░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░    ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                                            ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 18 ░░░░ 2024 ░░░░.

2-392/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецов Георгий Сергеевия
Сусып Валентин Александрович
Ответчики
Администрация городского округа Эгвекинот
Суд
Иультинский районный суд Чукотского автономного округа
Судья
Кузнецова Дарья Александровна
Дело на сайте суда
iultinsky.chao.sudrf.ru
30.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2024Передача материалов судье
31.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2024Подготовка дела (собеседование)
20.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2024Судебное заседание
18.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее