производство № 2-1012/2024
УИД 67RS0003-01-2023-005833-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 05 августа 2024 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего Калинина А.В.,
при секретаре Демидове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Промышленного района г. Смоленска к МБДОУ «Детский сад № 34 «Русская Сказка» г. Смоленска, Администрации г. Смоленска о понуждении к действиям,
установил:
Заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 34 «Русская сказка» г. Смоленска (далее - МБДОУ «ДС №34 «Русская сказка»), Администрации г. Смоленска, в обоснование указав, что Прокуратурой Промышленного района г. Смоленска проведена проверка исполнения требований законодательства при создании безопасных условий обучения, а также требований градостроительного законодательства образовательными организациями, расположенными на территории района, по результатам которой в деятельности МБДОУ «ДС №34 «Русская сказка» выявлены нарушения, а именно эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания МБДОУ «ДС №34 «Русская сказка», его элементов со стороны ответственных лиц, должным образом не осуществляется - обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций не проведено, что подтверждается техническим паспортом здания детского сада от 07.04.2007. В связи с не проведением обследования и мониторинга технического состояния здания образовательного учреждения с привлечением специализированных организаций невозможно установить его физический износ и внести соответствующие сведения в отчет по форме 00-2, утвержденный приказом Росстата от 15.11.2021 № 804, для дальнейшего проведения капитального ремонта. Указанные нарушения создают препятствия для реализации установленных законодательством задач по охране жизни и здоровья детей, работников образовательного учреждения, а также неопределенного круга лиц, посещающих образовательные учреждения, защите их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства по обеспечению надлежащих условий образовательного процесса.
Уточнив исковые требования, просит суд: обязать Администрацию г. Смоленска в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МБДОУ «ДС №34 «Русская сказка» для проведения комплексного обследования технического состояния здания образовательного учреждения с привлечением специализированной организации; обязать МБДОУ «ДС №34 «Русская сказка» в течение 3-х месяцев с момента выделения денежных средств провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения с привлечением специализированной организации.
В судебном заседании помощник прокурора Коршунов П.Ю. заявленные уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.
Представитель ответчика МБДОУ «ДС №34 «Русская сказка» Молчанова Е.А. не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика Администрации г. Смоленска, действующая на основании доверенности Чмарькова Т.А., уточненные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым истцом доказательств того, что технические характеристики здания, систем и сетей инженерно-технического обеспечения третьего лица Управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска не соответствуют требованиям законодательства РФ не представлено. Полагала, что учреждение должно самостоятельно содержать переданное ему в оперативное управление имущество. Ежегодно всем муниципальным образовательным учреждениям из бюджета г. Смоленска, в том числе учреждению, выделяются денежные средства из бюджета г. Смоленска, включая расходы на оплату труда работников, содержание зданий и сооружений, обустройство прилегающих к ним территорий, в том числе на проведение ремонтных работ (капитальный, текущий). Обеспечивая техническое обслуживание и безопасность здания в процессе эксплуатации учреждением как своими силами (в штатном расписании, в том числе имеется должность «рабочий по ремонту и обслуживанию здания»), так и с привлечением специализированных организаций осуществляются работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания, систем инженерно-технического обеспечения, а также обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей к зданию учреждения территории. Контроль за техническим состоянием здания учреждения проводится путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров, по результатам которых составляются акты. Результаты также отражаются в документах по учету технического состояния здания (объекта). Каждый год проводятся осмотры готовности учреждения к новому учебному году с составлением соответствующих актов. Для проведения осмотров привлекаются заинтересованные лица и организации, имеющие познания в соответствующей области. Указывала на бюджетные правила использования выделяемых денежных средств и недопустимость их нарушения. В соответствии с ГОСТ 31937-2024 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят специализированные организации. Настоящий стандарт (ГОСТ 31937-2024) распространяется на проведение работ в частности: по комплексному обследованию в целях установления технического состояния зданий (сооружений) и определения исходных данных для проектирования их реконструкции или капитального ремонта; обследованию технического состояния зданий (сооружений) для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости соответствия нормативным требованиям и усиления конструкций; обследованию в целях определения несущей способности строительных конструкций и грунтов при необходимости; обследованию систем инженерно-технического обеспечения зданий (сооружений); мониторинг несущих конструкций реконструируемых зданий и сооружений в период их реконструкции. Истец просит суд возложить обязанность на учреждение, которое имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности МБДОУ «ДС №34 «Русская сказка», провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения с привлечением специализированной организации, что не соответствует требованиям указанного выше ГОСТ 31937-2024. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Третьи лица Управление образования и молодежной политики Администрации города Смоленска МКУ «Строитель», судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещено своевременно и надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствии вышеуказанных лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе путем создания безопасных и благоприятных условий воспитания и обучения граждан.
В силу с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения. В том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 6, 7 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Согласно ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Если иное не предусмотрено федеральным законом лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее – Положение, ВСН 58-88(р)). Данное Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
В соответствии с разделом 3 Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Приложением № 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной эксплуатации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).
Согласно п.1 «ГОСТ 31937-2024. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (введен в действие Приказом Росстандарта от 10.04.2024 № 433-ст), настоящий стандарт является нормативной основой для контроля технического состояния зданий (сооружений), их систем инженерно-технического обеспечения и осуществления проектных работ по реконструкции, капитальному ремонту и демонтажу зданий и сооружений.
Настоящий стандарт устанавливает требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для оценки технического состояния зданий (сооружений) и систем инженерно-технического обеспечения.
Настоящий стандарт распространяется на проведение работ: - по комплексному обследованию в целях установления технического состояния зданий (сооружений) и определения исходных данных для проектирования их реконструкции или капитального ремонта; - обследованию технического состояния зданий (сооружений) для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости соответствия нормативным требованиям (далее - восстановление) и усиления конструкций; - обследованию технического состояния зданий (сооружений) - объектов незавершенного строительства для оценки возможности завершения их строительства и дальнейшего ввода в эксплуатацию; - обследованию в целях определения несущей способности строительных конструкций и грунтов при необходимости; - обследованию в целях определения исходных данных для разработки проекта демонтажа (сноса) и определения объемов отходов демонтажа (сноса) здания; - энергетическому обследованию; - обследованию систем инженерно-технического обеспечения зданий (сооружений); - мониторинг несущих конструкций реконструируемых зданий и сооружений в период их реконструкции; - общему мониторингу технического состояния зданий (сооружений) для выявления объектов, конструкции которых изменили свое напряженно-деформированное состояние и требуют обследования технического состояния; - мониторингу технического состояния зданий (сооружений), попадающих в зону влияния строительства и природно-техногенных воздействий, для обеспечения безопасной эксплуатации этих зданий и сооружений; - мониторингу технического состояния зданий (сооружений), находящихся в ограниченно-работоспособном техническом состоянии, для оценки их текущего технического состояния и предупреждения наступления аварийного состояния; - мониторингу технического состояния уникальных, в том числе высотных и большепролетных, зданий (сооружений) для контроля состояния несущих конструкций.
Настоящий стандарт не распространяется на другие виды обследования и мониторинга технического состояния, на транспортные, гидротехнические и мелиоративные сооружения, магистральные трубопроводы, подземные сооружения и объекты, на которых ведут горные работы и работы в подземных условиях, а также на работы, связанные с судебно-строительной экспертизой.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Промышленного района г. Смоленска проведена проверка исполнения требований законодательства при создании безопасных условий обучения, а также требований градостроительного законодательства образовательными организациями, расположенными на территории района, по результатам которой в деятельности МБДОУ «ДС № 34 «Русская сказка» выявлены нарушения.
В оперативном управлении МБДОУ «ДС № 34 «Русская сказка» находится здание, расположенное по адресу: г. Смоленск, ул. Рыленкова, д. 25 (год возведения - 1979), учредителем дошкольной образовательной организации является Администрация города Смоленска.
В соответствии с предоставленными копиями актов осмотров технического состояния здания, систем и внешнего благоустройства, таковые проводятся регулярно комиссией, состоящей из работников детского сада. Также силами привлеченных организаций проводятся проверки и испытания отдельных инженерных систем – электрооборудования, вентиляции, системы отопления
Однако подробных конкретных сведений о техническом состоянии здания, в том числе о состоянии несущих конструкций, фундамента, перекрытий не имеется.
Одна лишь констатация отсутствия дефектов по результатам визуального осмотра, сотрудниками учреждения в составе членов комиссии в данном случае «маш. по стирке» и «муз. руководителем», не имеющим специального образования, допуска к определенным видам работ и инструментального обеспечения не может подменить собой комплексное обследование соответствующих конструкций специалистами в данной отрасли.
В соответствии с п. 4.1 далее - ГОСТ 31937-2024 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят специализированные организации.
Под специализированной организацией понимается организация, имеющая право выполнения работ по обследованию и мониторингу зданий (сооружений) в соответствии с требованиями действующего национального законодательства (п. 3.24 ГОСТ 31937-2024).
Согласно п. 4.2 ГОСТ 31937-2024 первое обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий (сооружений) или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). По результатам проведения обследования составляют отчет, включающий в себя заключение по форме приложения А или Б, или по форме, установленной специализированной организацией в зависимости от вида обследования. Рекомендуемый срок следующего обследования указывают в отчете по результатам обследования. Для уникальных зданий (сооружений) устанавливают постоянный режим мониторинга при соответствующих требованиях национальных стандартов.
В соответствии с п. 3.9 ГОСТ 31937-2024 комплексное обследование технического состояния здания (сооружения) - специальный вид инженерных изысканий, в который входит комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров грунтов основания, строительных конструкций, инженерного обеспечения (оборудования, трубопроводов, электрических сетей и др.), характеризующих функциональную работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование технического состояния здания (сооружения), теплотехнических и акустических свойств конструкций, систем инженерного обеспечения объекта, за исключением технологического оборудования.
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с п. 5.1.3 ГОСТ 31937-2024 заключается в определении технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества грунтов основания, строительных конструкций и систем инженерного обеспечения с учетом изменений, происходящих во времени, для установления возможности его дальнейшей эксплуатации или, при необходимости, состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции
При общем мониторинге вместо проведения обследования технического состояния зданий (сооружений) в полном объеме проводят визуальный осмотр конструкций в целях предварительной оценки категории технического состояния, измеряют динамические параметры в соответствии с ГОСТ 34081-2017 зданий (сооружений) и составляют паспорт здания (сооружения) (п. 6.2.4 ГОСТ 31937-2024).
Применительно к обязательности соблюдения данных требований, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в ч. 1 и 7 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения в случае, если они включены в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В настоящее время действует соответствующий Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815, которое утратит силу с 01.09.2024, в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 06.05.2024 № 589.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815, национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок разработки и согласования специальных технических условий определен приказом Минстроя России от 30.11.2020 № 734/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».
Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815, включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2020 № 687.
Согласно ч. 4 статьи 16.1 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «О техническом регулировании», применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень, утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2020 № 687, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Положения ч. 4 ст. 16.1 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «О техническом регулировании» допускают несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом. Отказ от применения соответствующих стандартов влечет необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов.
Кроме того, приведенным выше Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, являющееся обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики. Положением также установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).
Из изложенного следует, что неисполнение указанного стандарта без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, не допускается.
Суд также исходит из того, что не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием зданий Учреждения путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
В связи с чем, игнорирование соответствующих требований ГОСТ представляется недопустимым.
С учетом вышеизложенного, доводы стороны ответчика о достаточности проводимых мероприятий подлежат отклонению. С учетом бремени доказывания, по истечении установленных сроков и наличии соответствующей обязанности, именно ответчик должен доказать что она была исполнена или имеются достаточные основания для освобождения от нее, например, если бы в здании на момент рассмотрения дела уже проводился капитальный ремонт. Как установлено выше капитальный ремонт в детском саду не проводился. Акты осмотра технического состояния с использованием современных средств технической диагностики составленные квалифицированными техническими специалистами, имеющими допуск к проведению подобного вида работ отсутствуют. Современные средства технической диагностики при проведении осмотров здания не применялись.
В нарушение действующего законодательства эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания МБДОУ «ДС № 34 «Русская сказка», их элементов со стороны ответственных лиц, должным образом не осуществляется - обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций не проведено, что подтверждается техническим паспортом здания детского сада от 07.04.2009 и ответом учреждения от 13.12.2013 № 136.
В связи с не проведением обследования и мониторинга технического состояния здания образовательного учреждения с привлечением специализированных организаций невозможно установить его физический износ и внести соответствующие сведения в отчет по форме ОО-2, утвержденный приказом Росстата от 15.11.2021 № 804, в том числе рассмотрения вопроса о дальнейшем проведении капитального ремонта.
Таким образом, отсутствие должного эксплуатационного контроля за состоянием здания учреждения путем привлечения специализированной организации, отвечающей требованиям, предусмотренным ГОСТ 31937-2024, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
Доводы представителя Администрации г. Смоленска, в части того, что комплексное обследование технического состояния здания с привлечением специализированной организации, не соответствует требованиям ГОСТ 31937-2024, так как проводится в случае необходимости проведения капитального ремонта здания, суд не принимает во внимание, поскольку комплексное обследование технического состояния здания (сооружения) проводится, если нужно проектировать его реконструкцию или капитальный ремонт. Цель такого обследования, в частности - определить техническое состояние здания (сооружения) и его элементов и установить (п. п. 3.9, 5.1.3 ГОСТ 31937-2024): - можно ли здание (сооружение) эксплуатировать дальше; - какие работы по капремонту или реконструкции и в каком объеме требуются (если они необходимы).
Подлежат отклонению м доводы о том, что прокурором заявлены требования об обязании учреждения самостоятельно провести работы, поскольку в смысловой нагрузке требования такая обязанность применительно к учреждению имеет организационно-распорядительный – характер, а именно приискать соответствующую специализированную организацию и обеспечить ее работу на объекте с участием соответствующего своего представителя в установленном порядке.
На осведомленность об этом косвенно свидетельствуют и находящиеся в материалах дела запросы МБДОУ «ДС № 34 «Русская сказка» коммерческих предложений на проведение работ по комплексному обследованию в НП «Судебная экспертиза и оценка», ООО «Агентство оценки Ковалевой и К», ООО «ГеоТехПлан», ООО «БИНОМ».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования, подлежат удовлетворению.
Касательно требований к Администрации г. Смоленска и доводов ответчика о необходимости соблюдения учреждением бюджетной дисциплины и самостоятельного обеспечения безопасной эксплуатации здания и необходимых обследований, суд исходит из следующего.
МБДОУ «ДС №34 «Русская сказка» является муниципальным бюджетным дошкольным общеобразовательным учреждением, реализующим образовательные программы дошкольного образования, и действующим в соответствии с Уставом, утвержденным постановлением Администрации города Смоленска.
Финансовое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется из бюджета города Смоленска в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в решении Смоленского городского Совета о бюджете города Смоленска на очередной финансовый год и плановый период на соответствующие цели, доведенных в виде субсидий.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии ч. 1 ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся: составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
Пунктом 2 статьи 86 БК РФ предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, ответственность за выделение денежных средств для проведения комплексного обследования технического состояния здания образовательного учреждения с привлечением специализированной организации, возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии с п.5 ст.123.22 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
На основании ст.9.2 Федерального закона от 35.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Администрацию г. Смоленска, как учредителя МБДОУ «ДС №34 «Русская сказка», обязанности обеспечить финансирование расходов для выполнения указанных мероприятий.
Принимая во внимание мнение положения ч.2 ст. 206 ГПК РФ, испрашиваемый прокурором трехмесячный срок, с даты вступления решения суда в законную силу, суд полагает недостаточным после выделения денежных средств для исполнения решения суда учреждение, с учетом сложившихся правоотношений, имеющих социально-значимый характер, необходимости проведения конкурсных процедур и самого обследования, суд считает, установление пятимесячного срока МБДОУ «ДС № 34 «Русская сказка», обеспечит баланс прав и интересов сторон по делу, что будет способствовать реальному и своевременному исполнению решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора Промышленного района г. Смоленска удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Смоленска (ИНН 6730012070, ОГРН 1026701449719) в течении 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 34 «Русская Сказка» г. Смоленска (ОГРН 1026701435859) для проведения комплексного обследования технического состояния здания образовательного учреждения с привлечением специализированной организации.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 «Русская Сказка» г. Смоленска (ОГРН 1026701435859) в течении 5 (пяти месяцев) с момента выделения денежных средств провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения по адресу: г. Смоленск, ул. Рыленкова, д. 25, с привлечением специализированной организации.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Калинин
мотивированное решение изготовлено 08.08.2024.